Провластные эксперты хвалят новый закон о религии и призывают принять меры по отношению к «деструктивным общественным объединениям», а также к казахстанским филиалам международных правозащитных НПО.
Во вторник 25 октября на пресс-конференции в Алматы представители некоторых провластных НПО и ряд практикующих юристов выступили с защитой нового закона о религии и критикой правозащитных организаций, которые якобы защищают «деструктивные» религиозные организации.
Независимые эксперты говорят о заказном характере подобных пресс-конференций в связи с очевидными существенными недостатками нового закона о религии.
КРУГОМ ВРАГИ?
Открывшая пресс-конференцию своим выступлением президент общественной организации «Перспектива» Елена БУРОВА задала своеобразную тональность всему мероприятию. По ее словам, подобный закон о религии «как никогда кстати», хотя и «несколько запоздал, но лучше поздно, чем никогда».
Елена Бурова обрушила критику на деструктивные, по ее словам, общественные объединения, действующие под религиозной крышей. При этом она поименно назвала как минимум три действующие в Казахстане церкви. Елена Бурова назвала их псевдорелигиозными организациями, которые, по ее словам, «вмешиваются в частную жизнь наших граждан, разбивают семьи или способствуют этому, занимаются отъемом имущества».
– То есть они занимаются деструктивной деятельностью, которая направлена на разрушение нашей целостности, на подрыв нашего государства как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных семейных групп или трудовых коллективов, – подытожила Елена Бурова свое видение деятельности «псевдорелигиозных организаций».
Г-жа Бурова выступила также с критикой в адрес правозащитных организаций, которые защищают «псевдорелигиозников»:
– Эти организации действуют под прикрытием ряда международных так называемых правозащитных организаций, которые оказывают им всемерную поддержку, включая информационную, идеологическую, идейную, с чем мы не можем согласиться. Мы здесь можем назвать эти организации. Они существуют здесь как филиалы международных фондов – это Алматинский Хельсинкский комитет, «Фридом Хаус», Фонд «Сорос–Казахстан» и ряд других организаций.
Чуть позже Елена Бурова подвергла персональной критике позицию директора Казахстанского бюро по правам человека Евгения ЖОВТИСА того периода, когда тот был еще на свободе.
[Мы позвонили автору этого репортажа и попросили уточнить, что именно говорила г-жа Бурова о г-не Жовтисе. По словам нашего коллеги, Бурова вспомнила, что однажды обратилась к Жовтису с призывом защитить права лиц, пострадавших от деструктивных сект, а он в ответ посоветовал этим людям обращаться с исками в суды. Да и вообще возглавляемая Жовтисом правозащитная организация предпочитает защищать не права человека от незаконных посягательств со стороны вредных сект, а права этих самых сект от вполне законных мер со стороны государства. Примерно так можно резюмировать содержание нападок г-жи Буровой в адрес руководителя нашего Бюро. – ПОЯСНЕНИЕ от редакции сайта Bureau.kz]
Елена Бурова попыталась раскрыть «деструктивную» суть названных правозащитных организаций:
– К сожалению, эти организации вовлекают в свою деятельность наших ученых, экспертов. Они вносят раскол в единство нашего общества на уровне экспертного сообщества, которое у нас разделилось на два непримиримых лагеря. Они используют возможности средств массовой информации.
Затем она перешла к критике некоторых СМИ, которые, по ее словам, «ведут неприкрытую пропаганду сектантства, занимаются оскорблением всех тех, кто выступает за права наших граждан», нарушаемые деструктивными сектами. Здесь Елена Бурова назвала в числе «крамольных» одну алматинскую газету и одну интернет-редакцию.
Досталось на орехи от Елены Буровой и таким экспертам, как Артемьев, Подопригора и Трофимов. В частности, касаясь деятельности Артура Артемьева, Елена Бурова заявила, что он несколько лет назад «действовал по заданию, полученному из западных грантов».
По словам Елены Буровой, западные страны через «деструктивные объединения» и филиалы международных правозащитных организаций, а также с помощью некоторых казахстанских экспертов пытаются разложить казахстанское государство и общество изнутри и подорвать их целостность.
«ПСИХБОЛЬНАЯ» ДЕВУШКА УСПЕШНО УЧИТСЯ В ВУЗЕ
Другой участник пресс-конференции, адвокат Сауле БАТЫЛХАН из Тараза, сказала, что она представитель потерпевшей стороны и что одна таразская девочка с 2006 года состоит в одном религиозном объединении.
По словам Сауле Батылхан, девочка не слушается родителей, которые, будучи мусульманами, против того, чтобы она состояла в этом религиозном объединении. Как говорит адвокат, девочка стала замкнутой, не слушает никого, кроме своего пастора, не смотрит телевизор и не читает ничего, кроме религиозной литературы.
– В 2009 году была назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. У ребенка диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство». То есть нейролингвистическое программирование применялось к ребенку. Ребенок в данное время совершеннолетний. Теперь она учится в Алматы в высшем учебном заведении и продолжает посещать религиозное объединение, несмотря на запрет родителей.
Как говорит Сауле Батылхан, она бессильна вытащить девушку из религиозного объединения, и ей не помогли даже ее обращения к премьер-министру, в Генеральную прокуратуру и в КНБ. По ее словам, эта девушка получает стипендию, однако относит ее в религиозное объединение.
СЕКРЕТЫ АДВОКАТА
Участник пресс-конференции член Алматинской областной коллегии адвокатов Азат ФАЙЗУЛЛАЕВ, ссылаясь на пример из своей юридической практики, говорит, что нередко преступники действуют под религиозной крышей:
– Я очень много участвую в процессах по секретным материалам. Большинство секретных материалов – по поводу религии. Очень много людей, объединяющихся под флагом религии, которые совершают очень много преступлений. Например, я защищал одного из членов «Хизб-ут-Тахрира». Это объединение преступное. Под флагом религии они совершают проституцию, убийства, международные преступления. Они совершают намаз, читают Коран, в совершенстве владеют этим искусством, и под их влияние попадает много людей, которые не понимают, что эта религия незаконная, подпольная. Но всё равно люди идут к ним. Они совершают преступление.
Азат Файзуллаев обратился к журналистам с призывом «вместе решить эту проблему».
КАКИЕ РЕЛИГИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕННЫМИ ВНЕ ЗАКОНА?
Еще одна участница пресс-конференции – директор центра посреднического разбирательства «Китеж» Людмила АНТРОПОВА считает принятие нового закона о религии необходимым. Вместе с тем она полагает, что содержание закона еще недостаточно для того, чтобы поставить заслон, как она говорит, нетрадиционным движениям. Как говорит Людмила Антропова, при перерегистрации религиозных объединений нужно подвергать экспертной оценке не только религиозную литературу, но и цель данного объединения, его нравственные принципы и обрядность.
По словам г-жи Антроповой, есть традиционные мировые религии, к которым она отнесла христианство, ислам, иудаизм и буддизм, и нетрадиционные движения, которые она назвала «парахристианскими и параисламскими движениями». К традиционным религиям у нее отношение положительное, а что касается «нетрадиционных движений», то тут, по ее словам, необходима тщательная комплексная экспертиза с участием не только религиоведов, но и психологов, психиатров, юристов и других специалистов.
Как говорит Людмила Антропова, «за нами стоит закон и государство».
«ХОРОШО, ЧТО ДОНОС ПОКА ЕЩЕ УСТНЫЙ!»
Упомянутая на пресс-конференции в обвинительном контексте председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель ФОКИНА прокомментировала по телефону нашему радио «Азаттык» заявления Елены Буровой и других участников пресс-конференции. Как говорит Нинель Фокина, она не имеет ничего против того, чтобы каждый человек свободно выражал свое мнение.
– Не первый год правозащитные организации обвиняются в том, что они являются пятой колонной проклятого западного империализма и на деньги проклятых западных миллиардеров подрывают национальные устои государства, – говорит Нинель Фокина.
Однако, считает правозащитник, одно дело, когда подобные утверждения исходят от какого-то неизвестного и малограмотного обывателя, и другое – когда от доктора философии Елены Буровой, к оценкам которой, возможно, прислушиваются в коридорах власти.
В связи с последним Нинель Фокина говорит, что по существу подобные пусть и бездоказательные высказывания Елены Буровой она воспринимает как «политический донос», но пока «еще устный, а не письменный».
– И на том спасибо! – иронизирует Нинель Фокина.
Как говорит Нинель Фокина, подобные выступления Елены Буровой и ее сподвижников тоже спонсируются, но только государством.
– И между прочим, спонсируются они государством за мой счет. Я, как налогоплательщик, в свои 77 лет работаю и плачу регулярно подоходный налог. И из этого налога государство, которое на внешнем уровне пропагандирует свой тренд как веротерпимый и толерантный, в котором мирно сосуществуют разные религии, разные этносы – за мои деньги спонсирует общественное объединение, которое в открытую пропагандирует межрелигиозную рознь, разделяя религиозные объединения на хорошие и плохие, на желательные и нежелательные и так далее.
По словам г-жи Фокиной, правозащитные организации никогда не выступают в защиту чьих-либо прав, не имея на то нет достаточных доказательных оснований:
– Мы всегда имеем железный аргумент в виде документов – это либо судебные решения, либо постановление прокуратуры, либо высказывание большого политика нашей страны, но это документ.
Как говорит Нинель Фокина, опираясь на подобные документы, правозащитники обращаются к государству и призывают его соблюдать собственные законы и взятые на себя международные обязательства:
– При этом мы не пишем доносов ни на кого, не указываем пальцем на тех, кто имеет убеждения, отличные от наших.
По словам Нинель Фокиной, «эти дамы», не имея никаких основательных документов, «заявляют на нее донос», причем за ее же счет как налогоплательщика.
ДЕЛО ДРЕНИЧЕВОЙ И БУРОВА
Также упомянутый на пресс-конференции доктор философских наук, профессор-религиовед Артур АРТЕМЬЕВ сказал по телефону нашему радио «Азаттык», что раньше он негодовал по поводу обвинений со стороны Елены Буровой в том, что он якобы выполняет задание Запада и подрывает национальное единство государства и общества, но теперь ему ее «просто жалко». По его словам, ее обвинения абсолютно бездоказательны и поэтому он не может позволить себе пытаться доказывать обратное.
Артур Артемьев говорит, что такие фонды, как возглавляемый Еленой Буровой, создаются государством в больших количествах:
– К большому сожалению и возмущению, они финансируются государством, что вобще-то недопустимо, – говорит он.
Касаясь религиоведческой деятельности Елены Буровой, Артур Артемьев на основании ее научных трудов, с которыми он хорошо знаком, говорит, что она – не религиовед.
– Она не специалист, и она, Бурова, опозорила нашу страну на весь мир по процессу Елизаветы Дреничевой – миссионерки Церкви Муна из России, которая приезжала в Алматы, осуществляла миссионерскую деятельность и была за это арестована и осуждена. Основанием для ее осуждения послужила невежественная и крайне агрессивная экспертиза, которую провела госпожа Бурова, – говорит Артемьев.
Миссионер из России, молодая девушка Екатерина Дреничева была осуждена на два года лишения свободы Алмалинским районным судом города Алматы в январе 2009 года. Благодаря вмешательству правозащитников Алматинский городской суд в марте того же года изменил вынесенный ей приговоре в части лишения свободы, заменив тюремное заключение денежным штрафом, после чего Дреничева вернулась в Москву. Однако суд оставил в силе описательную часть приговора, во многом основанную на экспертизе Буровой.
Публикация Казиса ТОГУЗБАЕВА на сайте радио «Азаттык» от 25.10.2011 <http://rus.azattyq.org/content/elena_burova_saule_batylkhan_azat_faizullaev_ludmila_antropova/24371208.html>