Новый закон о религии подвергся критике

07.10.2011

 


Стремительно рассмотренный и в результате одобренный парламентом проект закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» вызвал серьезный резонанс в обществе. Критически о нем отозвались и представители Духовного управления мусульман, и сторонники религиозных меньшинств, а эти две силы, как известно, очень редко бывают согласны в чем-либо. На этой неделе в Алматы состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие и эксперты по вопросам религии и прав человека, и представители религиозных объединений.


 


Руководитель «Общества сознания Кришны» Галина ГОЛОУС обратила внимание на то, что из названия закона и из его текста исчезло понятие “свобода вероисповедания”, что “симптоматично”. Она особо отметила статью 6, в которой говорится о религиоведческой экспертизе литературы. В законе не указаны ни сроки ее проведения, ни орган, который будет этим заниматься. «Общество сознания Кришны” предполагает, что экспертиза может проводиться годами и станет “дополнительным запретом на свободу слова, печать религиозной информации».


 


Анастасия МИНАЕВА, представитель Церкви сайентологии, в свою очередь указала, что из закона исчезло понятие «малочисленная религиозная группа». Зарегистрировать такую группу и раньше-то было сложно, а теперь и вовсе невозможно – следовательно, можно ожидать применения административных и даже уголовных мер в отношении людей, которые соберутся вместе, чтобы помолиться.


 


В распространенном заявлении сайентологов говорится, что в течение последних трех лет давление на религиозные меньшинства усилилось, в СМИ увеличилось количество негативных публикаций о различных религиозных объединениях, многие их представители подверглись уголовному и административному преследованию.


 


По поводу подготовки законопроекта Церковь сайентологии отмечает следующее: «Хотя было заявлено, что ранее были проведены встречи с представителями религиозных объединений.., ни один из представителей объединений, права которых более всего затрагивают эти законопроекты, не были приглашены на обсуждения”. Кроме того, по оценке сайентологов, законопроект “провозглашает антиконституционное превосходство одних религий над другими”. Также указывается, что “в этом году в школах Казахстана начали широко использовать учебник “Основы религиоведения”, использование которого было приостановлено в период председательствования Казахстана в ОБСЕ”. По оценке Церкви сайентологов, “книга буквально усеяна неточностями и искаженными данными, а также псевдонаучными выражениями, унижающими и порочащими различные религиозные меньшинства, включая сайентологическую религию. Эта книга прививает детям нетерпимость к определенным религиям и их представителям, начиная со школьной скамьи».


 


Правозащитники говорили о законопроекте примерно в том же ключе. Так, представитель Норвежского Хельсинкского комитета Парвина АБДУВАХОВА озвучила официальную позицию данной международной организации. По ее словам, “комитет очень разочарован отсутствием участия гражданского общества в разработке законопроекта”. Как рассказала г-жа Абдувахова, в ходе встречи БДИЧ/ОБСЕ в Варшаве на прошлой неделе разработчики пригласили представителей гражданского общества принять участие в заседании рабочей группы, которое должно было состояться 5 октября. Однако закон был одобрен парламентом до наступления этой даты.


 


Согласно международному пакту о гражданских и политических правах, свобода вероисповедания не может ограничена ни при каких обстоятельствах. Но одобренный парламентом законопроект ограничивает, по словам эксперта, не только эту свободу, но и ряд других, например свободу слова, свободу собраний, “которые и так в настоящее время находятся не в лучшем положении”. “Принятие этого закона в том виде, какой он сейчас есть, сведет на нет все усилия страны по построению толерантного общества, – заявила представитель международной организации. – НХК считает, что если закон будет принят в таком виде, то Казахстан отступит от своих международных обязательств. И серьезно подорвет свой имидж на международной арене. Мы очень надеемся, что закон будет пересмотрен, прежде чем будет подписан”.


 


А вот Нинель ФОКИНА, бессменный руководитель Алматинского Хельсинкского комитета, заявила, что закон – честный. И в этом его огромное преимущество. Все то, что происходило на практике, раньше шло вразрез с заявленными в законодательстве принципами свободы вероисповедания. Теперь же все встало на свои места: к примеру, давно существующий особый статус Русской православной церкви и Духовного управления мусульман Казахстана закреплен официально.


 


Также она отметила, что в сопутствующем законопроекте есть пункт о «нарушении установленных законодательством норм проведения богослужения или обрядов». Этот аспект закона эксперт иронично прокомментировала: «Государство расписывается, что оно законодательно устанавливает нормы проведения богослужения».


 


По ее мнению, обсуждаемый закон не имеет перспектив, выполнять его невозможно. К примеру, перерегистрировать все религиозные объединения в течение года технически неосуществимо, так как для проведения необходимых проверок нет нужного количества экспертов. Вместе с тем в ближайшие 2-3 года данный «репрессивный» закон основательно затруднит деятельность религиозных организаций.


 


Религиовед, доктор философских наук Артур АРТЕМЬЕВ также подверг законопроект критике. По его словам, в Казахстане существует «религиозное подполье», и никто не знает, чем оно занимается. Ужесточение же законодательства загонит в подполье еще не одну организацию. Г-н Артемьев уверен, что новый закон о религии Казахстану необходим, однако в этом виде он не защитит общество от экстремизма, радикализма и терроризма. Он направлен на борьбу не с терроризмом, а с официально зарегистрированными религиозными организациями.


 


Также г-н Артемьев обозначил проблему нехватки специалистов-религиоведов. “Кто будет проводить экспертизу литературы?” – задался он вопросом. В стране очень мало экспертов, «которые стоят на светских позициях и могут эффективно проанализировать ту или иную литературу». Многие из тех, кто защитил диссертации по религиоведению, «считают себя адептами той или иной религии». Могут ли они быть объективными?


 


Также ученый подверг критике журналистские публикации, направленные против зарегистрированных религиозных организаций. По его оценке, «это ненормальное явление в демократическом обществе».


 


Напомним, в конце прошлой недели сенат одобрил законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который направлен на подпись Президенту (пожалуйста, предыдущий номер Панорамы). Критика в адрес этого документа прозвучала также со стороны представителей ОБСЕ и международной правозащитной организации Freedom House.


 


Амина Джалилова (газета «Панорама» за 7.10.2011
<http://panoramakz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=12958&Itemid=1>)


 


Добавить комментарий

Смотрите также