КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

К вопросу о свободе собраний и о свободе религий в Казахстане

04.10.2011

 


* * *


Свобода собраний в Казахстане


 


Право свободно и мирно собираться у граждан Республики Казахстан де-юре существует. Однако де-факто такое право существует, в большинстве случаев, для тех граждан и организаций, кто лоялен к проводимой руководством страны политике, к режиму и правящей партии. Трудность в реализации права на свободу собраний заключается и в законодательной трактовке: право не трактуется как право личности. Хотя нельзя сказать, что государство не признаёт ущербность правоотношений в этой сфере.


 


Статья 32 Конституции Республики Казахстан гласит, что «Граждане Республики Казахстан вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц».


 


Для государственных органов и должностных лиц, не ограниченных в своих решениях ответственностью за реализацию норм Конституции, работающих в атмосфере правового нигилизма и ориентированных на контроль и ограничение общественно-политических инициатив граждан, эта конституционная норма  является приемлемым основанием для принятия законов и подзаконных актов, существенно ограничивающих  конституционно гарантированную свободу собраний граждан.


 


Об этом свидетельствует и постоянный мониторинг, и проведенное нашим Бюро в 2010 году исследование, которое наглядно продемонстрировало, что казахстанское законодательство, регулирующее свободу мирных собраний, и правоприменительная практика полностью не соответствуют обязательствам, принятым на себя  Казахстаном как по Международному пакту о гражданских и политических правах, так и по Копенгагенскому документу ОБСЕ 1990 года. А уж о «Руководящих принципах по свободе мирных собраний», разработанных Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в 2007 году, говорить вообще не приходится.


 


Принцип 1. Презумпция в пользу проведения собраний. Так как право на свободу мирных собраний относится к основным правам человека, его реализацию следует по мере возможности обеспечивать без регулирования. Всё, что закон непосредственно не запрещает, следует считать разрешенным, и от желающих провести мирное собрание не следует требовать получения разрешения на его проведение. В законодательстве следует четко и недвусмысленно установить презумпцию в пользу свободы собраний.


 


Принцип 2. Обязанность государства защищать мирное собрание. В обязанности государства входит создание достаточных механизмов и процедур, позволяющих обеспечить практическую реализацию свободы собраний без чрезмерного  бюрократического регулирования.


 


Принцип 3. Законность. Любые налагаемые ограничения должны быть основаны на положениях закона. Сам закон должен соответствовать международному законодательству в сфере прав человека, а также быть достаточно четко сформулирован, чтобы позволить каждому определить, вступает ли его поведение в противоречие с нормами закона, и какими могут быть наиболее вероятные последствия таких нарушений.


 


Принцип 4. Соразмерность. Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными. В процессе достижения властями законных целей предпочтение следует отдавать мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства. Принудительное прекращение собраний может рассматриваться лишь как самая крайняя мера. Тем самым принцип соразмерности требует, чтобы власти не прибегали к постоянной практике применения ограничений, которые значительным образом меняют характер мероприятия – например, изменяя маршрут шествий таким образом, чтобы он проходил через удаленные от центра районы города. Автоматическое применение предусмотренных законом ограничений обычно приводит к тому, что под действие ограничений подпадает чрезмерное количество мероприятий, что не соответствует принципу соразмерности, так как не учитывает конкретные обстоятельства в отдельно взятом случае.


 


Принцип 5. Надлежащая практика административного регулирования. Общественности следует знать, какой государственный орган несет ответственность за принятие решений в отношении регулирования свободы собраний, и это должно быть четко закреплено в законе. Органу регулирования следует обеспечить, чтобы широкая общественность имела достаточный доступ к достоверной информации, а также обеспечить доступность и прозрачность своих процедур.


 


Принцип 6. Недискриминационность


 


А) Все люди в равной степени имеют право на реализацию свободы мирных собраний. При регулировании свободы мирных собраний ответственные органы власти обязаны не допускать дискриминации в отношении какого-либо лица или группы лиц по какому бы то ни было признаку, в том числе по признаку их политических убеждений, имущественного положения, социального или национального происхождения, расы, цвета кожи, религии, пола и языка. Право на свободу проведения публичных собраний и участие в них должно быть гарантировано как отдельным лицам, так и организациям; представителям меньшинств и коренного населения; гражданам и негражданам (включая лиц без гражданства, беженцев, и лиц, ищущих убежища, мигрантов и туристов); мужчинам и женщинам; а также лицам, не обладающим полной правоспособностью, включая лиц с психическими расстройствами.


 


В) Закон должен признавать право ребенка на организацию мирных собраний и участие в них. С учетом развивающихся способностей ребенка, право детей на организацию собраний может быть ограничено, например, путем установления определенного минимального возраста для организаторов, или требования о получении согласия их родителей или законных опекунов.


 


С) Не следует ограничивать свободу собраний полицейских или военнослужащих, за исключением случаев, когда такие ограничения напрямую связаны с исполнением ими служебного долга, и то лишь в объеме, который абсолютно необходим с точки зрения выполнения профессиональных обязанностей.


 


 


* * *


Свобода религий в Казахстане


 


Политика государства далека от декларированного в Конституции Республики Казахстан принципа светскости. Ряд религиозных объединений различного толка находятся под пристальным вниманием государственных органов и псевдонеправительственных организаций. Создание и деятельность таких организаций осуществляется под патронажем государства, пренебрегая конституционной нормой равноправия и недискриминации.


 


Свобода мысли, совести и религии – сфера правоотношений граждан с государством, в которой Республика Казахстан постоянно подвергает сомнению абсолютность этого права, не подлежащего ограничениям.


 


На сегодня 3 (три) закона Республики Казахстан, косвенным образом посягают на свободу мысли, совести и религии:



  • Закон «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 года;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремистской деятельности» от 23 февраля 2005 года;
  • Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» от 08 июля 2005 года.

 


Эти правовые акты требуют немедленного пересмотра и приведения содержащихся в них норм в соответствие с нормами Конституции РК (ст. 39; 22; 14), поскольку право на свободу совести является правом абсолютным, и соображения национальной безопасности не являются причиной для ограничения этого права и дискриминации.


 


Следует указать также и наличие дискриминационных норм в действующем в РК законодательстве в отношении религиозных объединений со статусом юридического лица. Для религиозных объединений уста­новлена неравная ответственность перед законом за нарушение законодательства. Это и основания для приостановления и более сложные проце­дуры возобновления деятельности (ст. 723 КоАП РК, ст. 10-1 Закона о свободе веро­исповедания).


 


«Право свободно исповедовать религию или убеждения «сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных об­рядов и учении» (пункт 1 статьи 18 МПГПП).


 


Законодательство Казахстана содержит ограничения этого права, выходящие за преде­лы пункта 3 статьи 18 МПГПП и пунктов 1 и 3 статьи 39 Конституции Казахстана. Эти ограничения касаются возможности отправления вероисповедания независимо от юриди­ческого статуса, возможности получения юридического статуса, свободы проповедования («миссионерская деятельность») и учения (духовное образование).


 


Деятельность незарегистрированных религиозных объединений в Казахстане запрещена (часть 4 статьи 4 Закона о свободе вероисповедания) и наказывается в административном порядке (статьи 374-1 и 375 КоАП). Если группа верующих не прошла государственную регистрацию или от­казывается от регистрации по религиозным соображениям, она считается незаконной. На практике это выражается в том, что группе запрещены все формы отправления вероиспове­дания «сообща с другими»: молитвенные собрания (включая проводимые в частных домах и квартирах), обучение религии, ее проповедование, распространение религиозной литерату­ры и т.д.


 


Закон о свободе вероисповедания содержит понятие «малочисленная религиозная груп­па, не имеющая признаков юридического лица», которая может функционировать после прохождения учетной регистрации в местных органах власти (статьи 6-1 и 6-2). Однако условия и процедуры прохождения учетной регистрации в законе не определены.


 


Серьезную критику вызывает и новый закон о религиозной деятельности, каковой законопроект был недавно проведен через обе палаты казахстанского парламента и отправлен на подпись к главе государства.


 


Подготовленные тексты выступлений на конференции БДИПЧ ОБСЕ в Варшаве


директора Карагандинского областного филиала КМБПЧиСЗ Юрия ГУСАКОВА


 


Добавить комментарий