По законам казахстанского гостеприимства

12.09.2011

 


В воскресенье 4 сентября, спустившись с алматинских предгорий вместе с немецкой журналистской на проспект Аль-Фараби в районе лыжных трамплинов, наблюдаем как в рамках операции «Правопорядок» полицейские «докопались» до пассажиров, стоящих на остановке. Загрузив партию в свой микроавтобус, стражи порядка переключаются на нас – скорее всего, сыграла свою роль типичная «западная» внешность моей спутницы.  


 


– Предъявите документы! – потребовал лейтенант, который сам представиться не счел нужным.


 


У меня оказалось с собой рабочее удостоверение, гостья города, которая даже не помышляла ни о чем подобном, паспорт с собой в горы, естественно, брать не стала. Через меня она объяснила полицейскому, что документы дома и даже предложила заехать, благо живет неподалеку.


 


Убедить оставить иностранку в покое не удалось, и наоборот, кажется, что ситуация доставляла полицейскому искреннее удовольствие – пусть, мол, вы богатые, успешные и умные, зато я здесь власть. 


 


– Проедемте для выяснения, – потребовала «власть» и заставила журналистку сесть в микроавтобус, наполненный под завязку другими гражданами, чья вина заключалась в отсутствии удостоверения личностей. Я втискиваюсь тоже.


 


По прибытии в Бостандыкское РУВД, гражданку Германии в знак уважения к ее статусу оформляют первой. В это время ее подруга привозит злополучный служебный (стоящий ступенью ниже дипломатического) паспорт. Полицейский, заносящий в журнал данные о задержанной, удовлетворен. В журнале напротив фамилии и адреса немки появляется «левая» статья – нарушение паспортного режима иностранным гражданином, постоянно проживающим в Казахстане, что никаким образом к данному случаю не относится.


 


Через меня полицейский доводит до сознания шокированной иностранки, что та обязана всегда иметь при себе паспорт, на что она согласно кивает, лишь бы поскорее покинуть отделение. После чего мы уходим, а моя немецкая попутчица еще долго выкладывает все, что она думает про казахстанскую полицию и вообще о порядках в этой стране. И, судя по всему, на следующий день вся немаленькая немецкая община Алматы уже была в курсе того, что здесь можно попасть под раздачу даже не совершив правонарушения.   


 


Для жительницы благополучной Германии явилось полной неожиданностью, что полиция может задержать гражданина, не имея на то никаких оснований, просто с целью профилактики. Все же в Германии для задержания должно быть нечто большее помимо желания полисмена. Пришлось рассказать ей, что вместо борьбы с преступностью полиция борется за улучшение показателей, и чем больше будет выявлено подобных «преступлений», тем лучше для полицейской статистики.


 


Прибывающие в Казахстан жители стран Запада, конечно же, наслышаны про зашкаливающую коррупцию, работающие здесь – и про «беспредел» силовиков, и про все другие проблемы постоянно развивающегося государства. Но каждый почему-то уверен, что его как раз подобное не коснется.


 


Двумя неделями раньше Регину, другую знакомую немку, преподававшую в одном из алматинских вузов, облегчили на 100 евро в алматинском аэропорту, когда она возвращалась к себе на родину. По мнению офицера погранслужбы двух регистрационных штампов, стоящих в ее визе (как это сейчас делают для граждан благополучных стран), было недостаточно. По его версии она должна была иметь и регистрационную карту.


 


– Я пыталась объяснить несколько раз, на английском и на русском, что штампов, поставленных мне в казахстанском посольстве, достаточно, то же самое сказали предыдущие пограничники при въезде. Тогда к нему подошел другой офицер, который наблюдал как я платила за перевес багажа. Мне кажется, что они решили, что если я плачу за перевес, то у меня много денег, – делится со мной по скайпу Регина.


 


Что решили офицеры погранслужбы стало известно через пару минут, когда оба пограничника вышли из отсека, где стоит видеокамера, и сообщили, что она должна отправиться за регистрацией в миграционную полицию. Но, видя, в каком состоянии находится немка, посоветовали ей не плакать, слезами горю не поможешь, а помочь могут 20 тысяч тенге.


 


– Я даже не знала тогда: на самом ли деле нарушила закон или нет, но я просто не могла пропустить мой рейс, и я дала им сто евро, после чего мне разрешили пройти, – поведала  Регина свою историю на тему «как я стала взяткодателем».


 


– У меня было столько проблем и с визой и с регистрацией, когда я приезжала раньше, но эта ситуация меня выбила окончательно, – признается она. – Я люблю эту страну, но бюрократия портит все. Я слышала от многих, что они ни ногой в Казахстан из-за таких вот ситуаций.


 


Думается, обеим будет что вспомнить, смотря дома канал Евроньюс, на котором пойдет очередной рекламный ролик с призывом посетить Казахстан.


 


Но если Регина, все же, получила свою порцию постсоветского атавизма в виде регистрационных штампов еще в посольстве, то Софи, грузинка, проживающая во Франции, была потрясена еще на этапе обретения заветной регистрации.


 


Прибыв в Алматы на конференцию, она выяснила, что в отеле могут помочь с регистрацией только гостям из дальнего зарубежья, так что ей посоветовали самой пойти в миграционную полицию. А дальше…


 


– В миграционной полиции мне сказали, что сперва я должна пройти через криминальную полицию и только потом они мне дадут регистрацию, – говорит Софи.


 


В криминальной полиции ей предложили оставить отпечатки пальцев, сняли ее в фас и в профиль. 


 


– Если они думают что все грузины преступники, то почему то мой коллега, получил регистрацию без сдачи отпечатков пальцев, – возмущается она.


 


Конечно, ни для Франции, ни для Грузии, в которой все пограничные проволочки для казахстанцев ограничиваются одной минутой, и далее никаких проблем по определению, подобное немыслимо. В нормальном обществе это зовется дискриминацией, на что есть статья в уголовном праве.


 


– Но на самом деле существуют внутренние инструкции, чтобы граждан Грузии проверяли по криминальному учету, – говорит Денис Дживага, юрист Казахстанского бюро по правам человека и соблюдению законности,  как и когда применять это положение, это на усмотрение миграционной полиции. Понятно, что в законодательстве это никак не прописано.


 


О том, что три истории, которые случились с моими знакомыми в течение трех последних недель, не являются каким-то нонсенсом подтверждают другие, которые напрямую работают с нашими лицами, ответственными за отношения с иностранными гостями.


 


Эксперт Казахстанской туристической ассоциации, гражданка Германии Дагмар Шрейбер, уже далеко не первый год работает на въездном туризме в Казахстан, и помимо прекрасного знания русского языка обрела неоценимый опыт взаимодействия с казахстанскими чиновниками.


 


– Если турист не знает свои права и кто-то хочет до него «докопаться», мол, у него нет регистрации, хотя у него в миграционной карточке два штампа и один штамп – это регистрация, если турист этого не знает, он испугается. Разумеется, в аэропорту это невозможно исправить и тогда могут начаться попытки получить взятки. Я своих туристов заранее подготавливаю к этому вопросу: какие у них права, что они должны получить, что такое регистрационная карточка, – высказывается немецкий эксперт.


 


Но, поскольку, всем своим потенциальным туристам она разъясняет «от» и «до» какие непредвиденные трудности могут возникнуть по приезду в Казахстан, то таких ситуаций, как у Регины, у них не возникало уже, как минимум, три года. Но зато необходимость в регистрации до сих пор выбивает ее из колеи:


 


– Для меня это абсолютно ненужная процедура, и мы на всех совещаниях, на всех конференциях говорим об этом. Зачем это делается? Уже в аэропорту все паспортные данные они могут считать по своей системе. Это самый крупный момент, который мешает иностранцам сюда приехать. Я думаю, государству никакого ущерба от этого не будет. И национальной безопасности тоже.


 


Ну и тема номер один для Дагмар – это знаменитая казахстанская коррупция:


 


– Я считаю вот здесь очень, очень серьезный ущерб, потому что туристы, которые здесь были и немножко глубже проникали в жизнь Казахстана, и, допустим, ездили по вашим дорогам и хотя бы пару раз попали под проверку дорожной полиции, они знают, что такое коррупция. Это, конечно, крайне неприятно. И подобное не только на дорожном контроле, это и система здравоохранения, и попытки получить какие-то справки, например для получения доступа в погранзону или сложнодоступные ареалы. Один из таких случаев: немецкий телеоператор хотел снимать в заповеднике рекламный фильм, который бы пошел на пользу этому заповеднику. Ему там сказали: с вас такая то сумма. Когда он спросил: на каком основании взимается эта сумма, они ему сказали: это по договоренности, у нас ставки, конечно, нет, но мы с вами «договоримся». Но это значит взятка! И сумма была очень большая.


 


– Вот этот ущерб, который потом очень сложно исправить. Этот имидж обладает определенной инертностью, и если даже самого явления уже нет, то, что рассказывают люди о том, что с ними произошло три года назад  – все еще действует, и этот момент тоже надо принимать во внимание, что это долгий и мучительный путь исправить такой имидж, – уверена Дагмар.


 


Андрей Юрченков, директор туристической компании из восточного Казахстана, работает на рынке въездного туризма уже 16 лет.


 


 – Меня достала ситуация с чиновниками. Я уже собираюсь закрывать бизнес в Казахстане и развивать направление Западного Китая и Монголии, потому что это проще, – признается он.


 


 – Самая большая проблема – абсолютная некомпетентность наших чиновников и пограничных служб. Вот он знает какие-то параграфы и все, – продолжает А.Юрченков и приводит свой пример.


 


– В июле английская туристка прилетела в Казахстан из Монголии и ей поставили два штампа, которые являются официальной регистрацией. Потом она хотела пересечь границу Казахстана с Китаем, а там ее отправили в Зайсан – это 73 км! – только для того чтобы она проставила новые регистрационные штампы, поскольку местных пограничников не удовлетворили уже полученные ей в аэропорту. А из Зайсана ее отправляют назад, потому что девушка в миграционной полиции Зайсана говорит: да у нее же все нормально! А там снова – я никаких указаний не получал, я ее не пропускаю, возвращайтесь в Зайсан. После чего начались длительные телефонные переговоры между миграционными и погранслужбами и последующие курсирование между границей и Зайсаном. 


 


 – И это все на фоне того что наш президент, наши чиновники говорят: развивайте туризм! А в итоге только один отзыв этой англичанки в Интернете оттолкнет несколько тысяч туристов от Казахстана, это я вам гарантирую. И то, что она опишет все это в Интернете – это 100%! Я сам был во многих странах, и в Европе, и в Азии, и таких проблем я нигде не встречал, разве что в Африке, – добавляет он.


 


Что же касается Африки, то два года назад, когда я и мой эстонский товарищ пересекали границу Кении с Угандой, стали свидетелями неприятной сцены. Кенийские пограничники вылавливали из автобусов «белых» пассажиров и требовали от них предъявления справки о прививке против желтой лихорадке, которая официально давно уже не требуется, так как страна заявила о полной победе над этим заболеванием. Ни у кого таких справок не было, что стало поводом для выколачивания ста долларов с каждого или езжайте назад в Найроби и делайте прививки. К счастью, у нас такие справки были, так как в Интернете бывалые путешественники делились опытом общения с кенийскими погранслужбами.


 


Увидев наши справки, пограничник даже не стал скрывать своего разочарования.


 


– Тогда давайте мне по десять долларов? – заявил он.


 


– За что?


 


– А просто я вам не поставлю штамп, – простодушно сообщил он.


 


Автобус уже начал призывно сигналить и нам ничего не оставалось как вступить в коррупционные отношения.


 


– Знаешь, что мне это напоминает? – уже в автобусе спросил меня мой попутчик. И поскольку до Африки он побывал в Казахстане, в ответе я не нуждался.


 


Так что, когда в очередной раз я слышу о необходимости развития въездного туризма в Казахстане, об улучшении имиджа на международном уровне, становится смешно и грустно…


 


Андрей ГРИШИН, журналист КМБПЧиСЗ


 


Первая публикация в газете «Голос республики» за 9.09.2011


 


 


Добавить комментарий