Эксперты по свободе СМИ подвергли критике законопроект о ТВ

05.08.2011

 


Фонд защиты свободы слова «Адил соз» опубликовал комментарии экспертов к бурно обсуждаемому в этом году законопроекту «О телерадиовещании». Большинство аналитиков полагают, что принятие данного документа приведет к монополизации рынка ТВ в Казахстане.


 


Так, в комментарии ОБСЕ отмечается, что в случае принятия законопроекта в нынешнем виде он “значительно ухудшит ситуацию со свободой электронных СМИ”. Так как в документе не предусмотрено обеспечение права граждан на свободу выражения мнения, обеспечение политического плюрализма в сфере телерадиовещания. Кроме того, не планируется преобразование государственного телерадиовещания в общественное. Не налагаются какие-либо обязательства (например, по объективности) на государственное телерадиовещание. Не предполагается независимости лицензирующего органа, критерии присуждения лицензии размыты, срок действия выдаваемой лицензии и условия ее пролонгации не указаны, отчетность лицензирующего органа перед парламентом или населением не предусмотрена.


 


Кроме того, говорится в комментарии, авторы законопроекта вводят расширительное толкование понятия “телерадиовещание”, чем ставят под единый режим государственного контроля каждую из известных им форм распространения аудиовизуальных программ, включая IP-телевидение и интернет-вещание, а также любую форму распространения иностранных телерадиопрограмм.


 


Законопроект предусматривает ряд мер по переходу на цифровое телерадиовещание в Казахстане. Но при этом, пишут эксперты ОБСЕ, упущены важнейшие элементы правового регулирования этого процесса, такие как: условия введения моратория на выдачу лицензий, стимулы операторам и вещателям для перехода «на цифру», недопущение монополизации услуг операторов связи и так далее.


 


Также отмечается, что неясны критерии, согласно которым телеканалы попадают в список обязательных для вещания. “Законопроект запрещает операторам телерадиовещания на любой платформе (включая IP-телевидение и Интернет) бесплатно распространять иностранные теле-, радиоканалы (если только они не будут включены в число обязательных). Квотой в 50% каналов ограничивается также право операторов включать иностранные каналы в платные пакеты”, – говорится в комментарии.


 


Законопроект требует от иностранных теле-, радиокомпаний, программы которых будут распространяться на территории Республики Казахстан, кроме постановки их на учет еще и регистрировать специально создаваемые для этих целей филиалы или представительства. Это неоправданное обременение иностранных телерадиокомпаний, которые пусть и не возражают против их ретрансляции в Казахстане, но не готовы нести для этого финансовые и иные расходы. В результате этих и других мер ограничивается свобода граждан на получения информации из источников, готовых им ее предоставить, резюмируют аналитики от ОБСЕ.


 


Казахстанский юрист Игорь ЛОСКУТОВ в своем комментарии напоминает, что в 1988 году было подписано межправительственное соглашение между Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном и Россией «О принятии заявления “О десяти простых шагах навстречу простым людям”», в котором был пункт 7 следующего содержания: «Создание благоприятных условий для распространения программ телевидения и передач радио всех четырех государств на территории друг друга». В развитие этого заявления было подписано соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств – участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В нем говорилось, что «стороны будут разрабатывать и осуществлять необходимые организационно-технические мероприятия, обеспечивающие бесперебойный и качественный прием-передачу программ телевидения и радио других сторон на своих территориях».


 


Приводятся и другие документы, свидетельствующие о том, что Казахстан взял на себя обязательства по созданию благоприятных условий для свободного взаимного распространения информации со странами-партнерами. Г-н Лоскутов считает, что «вышеприведенные международные обязательства, которые принял на себя Казахстан, являются достаточным основанием для того, чтобы вывести по крайней мере телерадиокомпании – резиденты Таможенного союза из-под действия запретительных мер обсуждаемого законопроекта».


 


В комментарии организации «Интерньюс–Казахстан» перечисляются возможные риски от принятия законопроекта для участников рынка и потребителей услуг телерадиовещания. По мнению экспертов «Интерньюса», законопроект предоставляет большие полномочия госорганам для регулирования отрасли всеми возможными средствами: с помощью контроля, лицензирования и правового обеспечения. «Это значит, что рыночное регулирование отрасли будет сокращаться, а главным критерием сохранения позиций на рынке для участников станет не удовлетворение потребительского спроса, а выполнение всех требований госорганов, установленных как в законе, так и в многочисленных подзаконных актах», – поясняется в комментарии.


 


Кроме того, «Интерньюс» выражает обеспокоенность по поводу возможной монополизация рынка телерадиовещания и, соответственно, по поводу снижения конкурентоспособности участников рынка. Для рынка телерадиовещания, по мнению экспертов, конкуренция важна еще и потому, что населению должны быть доступны многочисленные источники информации. Также отмечается непрозрачность процедур лицензирования, получения разрешения на использование частот, формирования перечня теле-, радиоканалов свободного доступа и так далее.


 


Увеличение расходов на создание собственных телепрограмм, соответствующих требованиям нового закона, тоже названо одним из рисков. Региональные телерадиокомпании и вовсе могут потерять свой бизнес из-за заведомо невыполнимых требований, предъявляемых к участникам рынка.


 


Ухудшатся условия работы и кабельных операторов, полагают эксперты «Интерньюс». Многим из них, возможно, тоже придется свернуть свой бизнес. Так как, согласно законопроекту, они обязаны будут получать лицензии как оператора телерадиовещания и выполнять требования, установленные законом, по соотношению отечественных и иностранных каналов, по языковому соотношению телепрограмм, по технической блокировке запрещенных программ и сцен, по звуковому дублированию телевизионных программ на государственный язык.


 


Кроме того, в последующем возможно ужесточение законодательства в отношении других видов СМИ вследствие унификации законодательства, пишет «Интерньюс».


 


Однако стоит отметить, что работа над законопроектом пока не завершена, действует рабочая группа, в которую входят эксперты, в том числе из упомянутых общественных организаций, идет диалог. Так что многие из перечисленных пунктов могут и не войти в окончательный вариант документа.


 


Амина ДЖАЛИЛОВА, газета «Панорама» за 5.08.2011


<http://panoramakz.com/index.php?option=com_content&task=view&id=12528&Itemid=1>


 


 


Добавить комментарий

Смотрите также