Духовное управление мусульман Казахстана считает, что «салафия» стала одним из опасных религиозных течений в стране.
«Это одно из течений, деятельность которого необходимо запретить», – сказал пресс-секретарь ДУМК Онгар кажы Омирбек. По его словам, как передает Tengrinews.kz со ссылкой на «Интерфакс-Казахстан», распространению деятельности салафитов в Казахстане способствовали слабости казахстанского законодательства в сфере религии, а также активная пропаганда, проводимая миссионерами из арабских стран.
Омирбек рассказал, что за последнее время были закрыты два учреждения, где «готовили салафитов». «Есть еще культурный центр Саудовской Аравии в Алматы, куда многие молодые люди приходят. Мы никак не можем добиться закрытия этого центра», – сказал пресс-секретарь. Он добавил, что течение «салафия» получило распространение на западе Казахстана – в Атырауской, Мангистауской, Актюбинской областях. «Миссионеры-салафиты прибывали из арабских стран, Ирана в эти регионы, было их влияние на местное население. Но наши власти не обращали на это внимания», – сказал он.
По словам Омирбека, ДУМК инициировал внесение поправок в закон «О религии» с тем, чтобы в Казахстане были запрещены все исламские течения, кроме ханафитского мазхаба. Он выразил надежду, что поправки будут одобрены в этом году.
Напомним, в ночь на 1 июля в поселке Шубарши Актюбинской области расстреляли двоих полицейских. Девятерых подозреваемых в их убийстве ликвидировали, позже были задержаны еще двое подозреваемых. СМИ писали, что к убийству полицейских могут быть причастны сторонники течения «салафия». Однако первый вице-министр МВД Марат Демеуов опроверг эту информацию.
Согласно Википедии и другим энциклопедиям,»салафи́я» (араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون), квалифицируя как бида (нововведения) все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.
В более широком смысле исламоведы определяют «Салафию» как фундаменталистское течение, сторонники которого призывают отказаться от «чуждых», неистинных мусульманских обрядов – в том числе от ханифитского ислама, который исповедуют в странах Центральной Азии, в Турции, ряде других стран, и вернуться к образу жизни праведных предков, который определяется непосредственно нормами Корана и Суры.
По сути, салафизм в такой интерпретации мало чем отличается от ваххабизма, ставшего на Западе и на территории Центральной Азии символом воинствующего ислама. Как отмечает немецкий обозреватель Юлия Герлах (Julia Gerlach), такой подход весьма приблизителен и огрублен, однако без воззрений Мухаммеда Абдель Ваххаба и его последователей, а также без тех нефтедолларов, которые получают из Саудовской Аравии различные салафитские группировки, сегодня салафизм выглядел бы иначе. Впрочем, эти деньги оказывают влияние не только на салафитов, но и на современных талибов, например, «Аль-Каиду» и др.
Добавим, что ролики одного из ярых и молодых проповедников салафии, некоего Рината Абу Мухаммада, легко можно найти и сейчас на просторах Казнета, например, на портале Kiwi.kz.
Отметим, что по мнению экспертов казахстанской Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений, иногда попавшим в руки экстремистов трудно уйти. Один из костанайских экспертов ассоциации приводит пример одной женщины, чей брат пытался уйти из «Салафии» после того, как побывал на двух собраниях.
«Я учился в университете и был очень неуверенным в себе, считал себя непривлекательным, с деньгами проблемы были, – говорит еще один молодой человек Камил Жунусов из Астаны. – Наткнулся на курсы повышения самооценки, записался. Я сразу после первого задания понял, что к чему. А это оказались сектанты какие-то. Я сразу после первого задания понял, что к чему, потому что они на сессии говорили, что надо чувствовать себя Богом и делать все, что хочешь, или что говорит руководитель сессии».Но отпускать его из секты просто так не собирались: «Они сказали, что раз я разрываю контракт, то должен заплатить им 2 тысячи долларов. А у меня нет таких денег, я испугался!»Обратиться в центр помощи в Астане Камилу посоветовал знакомый, где ему помогли психолог и адвокат.».
«Ему постоянно звонили и встречали на улице члены группировки, уговаривали вернуться, потом начали угрожать, что анонимно донесут на него за участие в их организации в полицию», – рассказывает эксперт.
Один из бывших клиентов Рзаева – Афтандил из Шымкента, фамилию свою он просил не называть. Он рассказал, что его чуть было не завербовали в «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ):
«Два года назад я был наркоманом, в те времена я приносил много боли моей семье, – вспоминает он. – Однажды теща и жена сказали, что нашли какие-то курсы, что-то наподобие центра, где лечат от наркомании». Под прикрытием реабилитационного центра существовала ячейка ХТ.
«Я тогда плохо соображал, куда хожу и зачем. Подвох заметила жена, она и обратилась в центр помощи пострадавшим от экстремистов. Я им очень благодарен… Если бы не центр помощи, меня, может быть, уже не было бы на свете».
Согласно данным Агентства РК по делам религий, в Казахстане насчитывается на сегодня 4249 религиозных объединений, из них 2606 мусульманских и 303 православных религиозных объединения, а также 87 католических, 1301 протестантская и иных христианских, возникших в XIX-XX веках, а также 27 иудейских и 5 буддийских религиозных организаций.
ИСТОЧНИК:
Финансовый портал bnews.kz
www.zakon.kz/kazakhstan/223993-salafija-stala-opasnym-religioznym.html
Дата публикации: 14 июля