15 июля представители сразу нескольких российских партий и профсоюзных движений пикетировали посольство Казахстана в Москве. Эта акция, в отличие от нескольких предшествующих, вызвала бурную реакцию у сотрудников посольства.
Российский исполнительный комитет съезда советов рабочих, крестьян и служащих (РИК советов РКСС) организовал пикет солидарности российских рабочих с казахстанскими нефтяниками в Москве прямо на Чистопрудном бульваре, через дорогу от посольства Республики Казахстан, чем вызвала некоторый переполох среди его сотрудников и полицейских.
Дело в том, что несколько предыдущих подобных акций в Москве удавалось провести лишь в некотором отдалении от посольства. Это обеспечивало сохранность нервов его сотрудников и давало повод никак не реагировать. На этот раз нервы казахстанских дипломатов, похоже, сдали.
Из дверей посольства то и дело выглядывали молодые люди, оценивали обстановку и скрывались. Минут через пятнадцать после начала акции из здания посольства вышел мужчина представительного вида. Он курил и тревожно всматривался в пеструю толпу пикетчиков с красными флагами и транспарантами вроде «Долой назарбаевскую диктатуру». Человеку было явно не по себе.
Между тем среди собравшихся демонстрантов и прохожих работал улыбчивый фотограф посольства, полицейские вежливо разбирались с организаторами (власти разрешили пикет численностью не более восьми человек, а собралось не менее тридцати), а пикетчики оглушительно скандировали: «Заучи как дважды два, лишь борьба дает права!» и «Репрессиям бой, диктатуру долой!».
В некотором отдалении от собравшихся работал еще один сотрудник посольства — молодой человек с блокнотом. Он энергично делал записи, наверное, переписывал призывы с транспарантов. Единственное, что удалось нам добиться от этого человека на вопросы о том, кто он и чем занимается, так это подтверждения места его работы — посольство республики. Рассказывать о своем занятии, высказывать мнение о положении нефтяников в Казахстане он не пожелал. «Комментарии вон там раздают», — сказал он и махнул рукой в сторону посольства.
А у посольства тем временем была суета. Представительный мужчина, наконец, перестал курить, пересек проезжую часть, подозвал молодого человека с блокнотом и отдал ему какие-то указания. Парень застрочил еще быстрее. К посольству подъехал тонированный представительского класса автомобиль с дипномерами. Но из него никто не вышел, в него никто не сел. В работе дипломатических служб, кажется, произошел небольшой сбой.
Полицейский тем временем объяснял одному из организаторов, что пикетчики не имеют права собираться в таком количестве. Организаторы были уже согласны проредить ряды пикетчиков, но кто-то из присутствовавших заявил, что никуда уходить не собирается, так как он никакой не пикетчик, а просто заинтересованный прохожий. Полицейский согласился с такой трактовкой.
Стоит отметить, что заинтересованных прохожих было довольно много, а полицейские были весьма корректными. И те и другие, то есть, и прохожие, и полицейские быстро поняли всю серьезность положения казахстанских рабочих и настрой протестующих, которые громко и четко объявляли, что действуют в знак солидарности с нефтяниками Казахстана и перечисляли их проблемы.
Пикетчики заготовили и петицию в посольство республики, где были перечислены беды бастующего Мангистау: «В Казахстане попирается трудовое законодательство», «устанавливаются дискриминационные для граждан республики по сравнению с иностранными работниками условия оплаты труда», «законные требования независимых профсоюзов и трудовых коллективов о равной зарплате за равный труд казахстанским и китайским работникам полностью игнорируются».
«Позорная провокация в Мангистау должна быть остановлена незамедлительно и без выдвижения каких-либо условий!», — потребовали пикетчики в письме к чрезвычайному и полномочному послу Республики Казахстана в Российской Федерации Заубеку Турисбекову.
Поинтересовались у организатора акции, председателя РИК советов РКСС Александра Николаева на что они рассчитывают, организовывая пикет в Москве и передавая требования послу. Ведь более отчаянные акции на месте, привлечение внимания самого Назарбаева пока не смогли изменить отношения властей и администраций компаний к проблеме.
Николаев ответил, что так думать неправильно. «Послабление уже наступает, переломный момент произошел. По крайней мере, репрессий уже больше не будет», — заверил он. Профсоюзный лидер уверен, что рабочие должны быть солидарны друг с другом в разных странах, а на те проблемы, которые есть в Казахстане, никому нельзя закрывать глаза.
После пикета Николаева пропустили в канцелярию посольства и он передал требования. Остается надеется, что письмо и переполох в посольстве помогут казахстанским чиновникам понять очевидную вещь: в условиях глобального мира, современных средств передачи информации действовать советскими методами, пытаясь задавить протест репрессиями, это вредить имиджу страны и ее лидеру, которому вряд ли по душе тот факт, что в центре Москве люди открыто и громко говорят о назарбаевской диктатуре.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
www.respublika-kz.info/news/society/16272/