В Темиртау начался суд по поводу реорганизации двух школ с русским языком обучения. Родители и учителя подали иски против властей, ссылаясь на нарушение прав детей. Суд обещает стать беспрецедентным.
Напомним, яблоком раздора в Темиртау стало решение местных чиновников отдать две школы с русским языком обучения под казахские. Это школа-лицей № 9 и средняя школа № 16. Изменение касается около 1200 учащихся, которые должны до 1 сентября найти себе новые школы, пусть даже и в другом районе города. Но многие родители и учителя с этим не согласились и подали десятки, а то и сотни исков.
В школе-лицее № 9 до конца нынешнего учебного года образование давали только на русском языке. В средней школе № 16 обучение велось на казахском и русском языках. Но теперь эти школы будут только казахскими. Местные власти говорят, что число учащихся казахской национальности растет, а число учащихся на русском языке в Темиртау в последние годы сильно упало. Власти также говорят, что школы с русским языком обучения в Темиртау нынче полупустые, а ученикам-казахам мест не хватает, потому необходимости в строительстве новых школ нет, что просто надо школы реорганизовать. Власти говорят, что в Темиртау имеется 31 общеобразовательная школа, из них – три казахские, 12 школ смешанные, то есть с обучением на казахском и русском языках, 16 – русские школы.
Информация о реорганизации двух школ Темиртау и последовавших коротких акциях протеста вызвала резонанс и бурное обсуждение среди читателей веб-сайта радио Азаттык. Стоит отметить, что лишь немногие местные СМИ освещают данный конфликт.
– Мы не против открытия казахских школ; да, в этом есть потребность. Речь идет о том, каким образом это делается; всё с нарушениями. Возмутило само отношение к происходящему: чиновники не считаются с мнением родителей, учителей и детей. Пусть городские власти, внимательно изучив все нормативные документы, действуют согласно закону, – говорит учитель школы-лицея № 9, пожелавший не публиковать свое имя.
В июне, вскоре после объявления о реорганизации, мы подали в суд 250 исков на отдел образования от учащихся школы-лицея № 9, законными представителями которых являются их родители, говорят активисты инициативной группы. Еще 40 заявлений в суд было подано от учителей также на отдел образования и саму школу-лицей № 9, говорят они.
Учитель школы-лицея № 9 Светлана Орищенко говорит нашему радио Азаттык, что в городском суде сначала у них отказывались принимать заявления, а потом, когда их стало поступать много, всё же приняли.
– Когда мы пытались найти адвоката в Темиртау, то наткнулись на то, что почти все адвокаты отказывались вести наши дела. Видимо, городские власти применили все свои рычаги, закрыли нам доступ. Но мы нашли адвоката в городе Абае, который согласился отстаивать наши права в суде, – говорит Светлана Орищенко.
В суде города Темиртау подтвердили, что иски от родителей и учителей поступили в суд в июне. Судья города Темиртау Айнур Арапова говорит, что «такие заявления действительно поступили, причем в большом количестве».
– Эти дела сейчас на стадии объединения, потому что изначально они поступили к разным судьям, – говорит Айнур Арапова.
Первое слушание дела прошло 1 июля. По словам адвоката истцов Нурхана Жумабекова, пока была вводная часть: кратко заслушали мнение сторон, выяснили, кого вызвать на следующее заседание в качестве свидетелей. Также, по словам адвоката Нурхана Жумабекова, на этом заседании было отказано в ходатайстве истцов о том, чтобы приостановить действие приказа городского отдела образования на время судебных споров.
Рассмотрение дел попало по распределению к трем судьям темиртауского суда: иски учеников – к Владимиру Корневу и Татьяне Гавриченковой, а иски учителей к судье Наталье Маркашовой.
Следующие заседания по искам детей назначены на 5 и 8 июля у разных судей, а слушание дела по искам учителей должно состояться 18 июля. Об этом сообщили в суде, и это же подтвердил адвокат истцов Нурхан Жумабеков.
Нурхан Жумабеков говорит нашему радио Азаттык, что в данный момент им подготовлено еще 150 исков от учеников школы-лицея № 9, которые на днях должны поступить в суд.
Еще один аспект конфликта – найдется ли в маленьком промышленном городе Темиртау работа всем уволенным учителям? Будет ли их зарплата в таком же полном объеме, как раньше, ведь зарплата начисляется в основном по количеству проводимых уроков.
В приказе за подписью начальника Отдела образования, физической культуры и спорта Темиртау Бакшагуль Рахимовой сказано, что «кадровая служба отдела образования должна обеспечить работу по трудоустройству не достигших пенсионного возраста директоров и педагогических работников, которые не могут продолжать работу в общеобразовательной школе (лицее) в связи с изменениями условий труда. А директорам учебных заведений при комплектовании штатов нужно принять меры по минимизации количества педагогических работников, имеющих учебную нагрузку более 18 часов в неделю или достигших пенсионного возраста».
По словам педагогов, недавно к ним в школу приезжали представители отдела образования и директора некоторых школ, которые рассказали, какие свободные ставки и часы у них имеются. Учитель Светлана Орищенко говорит, что сначала им «расписали хорошую картину, мол, все учителя будут с работой».
– Но мы решили перепроверить эту информацию непосредственно у самих учителей тех школ. И тут выяснилось, что все часы, например, по информатике уже заполнены и по другим предметам нехватки нет. Потому что большинство учителей пытается работать на полутора-двух ставках, чтобы получать нормальную зарплату. Учителя некоторых школ даже интересовались у адвокатов, как им быть, если сейчас они имеют 23 часа, а с приходом новых учителей ставка и часы естественно сократятся. Уже идет социальная напряженность, – говорит Светлана Орищенко.
Активисты инициативной группы говорят, что идея о реорганизации двух школ была принята в спешке. По их мнению, этот авральный характер дает о себе знать и сейчас, когда все еще не ясно, куда конкретно, в какие школы пойдут сотни учеников и десятки учителей.
– Нам до сих пор городской отдел образования не представил план перехода учительского и ученического состава. Это говорит о том, что приказ был принят скоропалительно, он был сделан не на основе анализа сложившейся ситуации. Около 400 детей мы можем перевести в соседнюю школу, но гимназия № 1 – это инновационная школа, которая принимает детей на конкурсной основе. Но это примерно 100 человек наберется. А остальные 300 учащихся куда пойдут? – говорит один из учителей.
Темиртауские власти, говорят педагоги, не идут на контакт с учителями, постоянно запугивают, обвиняя в непрофессионализме. Бывший директор школы-лицея № 9 Валентина Халанская считает, что нежелание властей пойти на компромисс означает признание ими своей ошибки.
– И основная причина – это честолюбие чиновников и их боязнь за свою карьеру. Ведь те, кто сейчас принимают такие решения в Темиртау, не так давно заняли свои посты, – говорит Валентина Халанская.
Критически настроенные к идее реорганизации учителя ставят под сомнение и аргументы властей, что именно эти школы будут превращены в казахские школы потому, что в их округе учащихся-казахов стало больше, чем русскоязычных учащихся. По словам этих учителей, в начале года они проводили месячник по всеобучу и выявляли количество школьников, проживающих на близлежащих участках. Учитель школы-лицея № 9 Наталья Штоколова говорит, что педагоги прошлись по домам микроучастков и выявили, что в микрорайоне школы-лицея № 9 проживает только 39 детей, обучающихся в школах с казахским языком.
– Это все запротоколировано. И то, что власти выступают против смешанных школ, аргументируя это низким качеством образования, так это управленческая проблема. В Казахстане смешанные школы – это закономерность развития многонационального государства, в которой дети, независимо от владения языка, имеют равные права. Такое ощущение, что нас сталкивают лбами, – говорит Наталья Штоколова.
Она и другие учителя предлагают всё же сделать школы смешанными, с двумя языками обучения. Тогда и языковая среда будет хорошая, и взаимоотношение национальностей будет гармоничным, говорят они. И русскоязычные дети, по мнению педагогов, быстрее бы выучили казахский язык.
Однако местные власти не согласны и с таким аргументом. Начальник городского отдела образования Бакшагуль Рахимова по этому поводу дала следующий комментарий нашему радио Азаттык:
– Сделать школы смешанными мы не можем, потому что это влияет на качество образования в первую очередь. Получается, что ущемляем права казахских школьников. Например, в смешанных школах на уроке они говорят на казахском языке, а на перемене выходят в коридор и говорят на русском. Так неправильно. И в программе по переходу на двенадцатилетнее образование ничего не сказано по поводу смешанных школ. Должны быть отдельно русские, казахские школы и отдельно профильные школы, – продолжает начальник отдела образования Темиртау Бакшагуль Рахимова.
Представители инициативной группы родителей побывали уже в Астане, пытались попасть на прием к заместителю министра образования, предварительно созвонившись с приемной и узнав, что он принимает в этот день. Но, прождав в коридоре почти целый день, мы так и не попали на прием к министерскому чиновнику, говорят активисты.
Член родительского комитета школы-лицея № 9 Ольга Васильева говорит, что «в министерство образования невозможно попасть, хотя в других инстанциях Астаны приняли без проблем»:
– Ничего ни от кого толком не узнаешь. Потом нам сказали, что замминистра по образованию на совещании, хотя мы подали заявление и записались к нему на прием. Мы позвонили и на следующий день, но нам ответили, что замминистра не может принять нас, якобы у него нет времени.
Корреспондент нашего радио Азаттык попыталась связаться с заместителем акима города Темиртау Юрием Жулиным, который курирует социальную сферу. Однако поговорить с ним не удалось. На вопрос, как проходит подготовка к реорганизации двух школ, Юрий Жулин ответил через секретаря, что «пока ему сказать нечего».
После этого корреспондент связалась с начальником городского отдела образования Темиртау Бакшагуль Рахимовой, которая прокомментировала ситуацию на сегодняшний день. По ее словам, «язык обучения в средней школе № 16 и школе-лицее № 9 переводится на государственный язык с первого июля этого года». Именно с этого дня, говорит чиновник, и начнется подготовка к подбору кадров и всего остального.
– Было дано объявление о том, что городской отдел образования принимает заявления от желающих учиться на государственном языке. Резервная категория учителей у нас есть. Количество нехватающих учителей и какая будет нагрузка – пока назвать не могу. Прием на работу официально начнется с 15 августа, до этого времени мы будем делать анализ. Среди учителей конкурс объявляться не будет. Учитель и так каждые пять лет подтверждает свою категорию. Также будет осуществляться переход учителей из школы в школу. А что касается перевода учащихся, то родители по своему желанию сами выбирают школу. Просто они должны понимать, что эти школы теперь перешли на казахский язык обучения, – говорит Бакшагуль Рахимова.
По поводу судебных исков она говорит: «Да, мне сказали, что родители подали в суд, а насчет учителей я не знаю. Я не могу ничего сказать, потому что учителям работодателем является не отдел образования, у нас учителей на работу принимает и увольняет директор школы. Поэтому они никак не могут на меня подать в суд. А по поводу исков от родителей – это по адресу в отдел образования».
Адвокат Нурхан Жумабеков, представляющий интересы учителей и учащихся в суде, говорит корреспонденту нашего радио Азаттык, что это беспрецедентный случай. В Казахстане, по его словам, еще не было подобных исков.
Нарушения очевидны, потому что в приказе написано, что с работниками, отказавшимися от продолжения работы в связи с изменениями условий труда и не переведенными в другие организации образования, будут расторгнуты трудовые договоры…
– Нарушения очевидны, потому что в приказе написано, что с работниками, отказавшимися от продолжения работы в связи с изменениями условий труда и не переведенными в другие организации образования, будут расторгнуты трудовые договоры в соответствии со статьей 59 трудового кодекса Республики Казахстан до 10 августа 2011 года. Хотя эта статья не предусматривает увольнения работника при отказе перейти на другую работу к иному работодателю. Таким образом, обжалуемый приказ затрагивает права истца на законную процедуру расторжения трудового договора. Поэтому в суде мы просим отменить приказ, – говорит адвокат Нурхан Жумабеков.
Он считает, что изданным приказом городской отдел образования также нарушает права детей. По словам адвоката, приказ за подписью начальника этого отдела Бакшагуль Рахимовой считается незаконным и подлежащим отмене, поскольку статья 4 закона о правах ребенка устанавливает «принцип равноправия детей, то есть все дети равны в правах не зависимо ни от чего, в частности от языка».
– Статья пятая этого же закона запрещает ограничивать права ребенка. Ребенок, проучившись в этой школе много лет, имеет все права на то, чтобы получить образование именно в данном учебном заведении. Однако по причине введения в школе исключительно казахского языка обучения заявитель вынужден будет прекратить обучение, так как в полном объеме не владеет казахским языком. Налицо дискриминация по языковому признаку. В этом иске мы также просим отменить действие приказа, – говорит нашему радио Азаттык адвокат Нурхан Жумабеков.
Помимо отмены приказа, истцы также требуют взыскать с ответчика – городского отдела образования – деньги в размере государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления. Общая сумма по всем предъявленным искам к городскому отдела образования Темиртау составляет около одного миллиона тенге (около семи тысяч долларов), говорит адвокат.
ИСТОЧНИК:
Радио «Азаттык»
http://rus.azattyq.org/content/school_temirtau_language_kazakh_court_/24252767.html