Маленькая победа оказалась бумажной

01.07.2011

 


О судьбе жителей западноказахстанского поселка Березовка, оказавшегося в промышленно-санитарной зоне Карачаганакского международного консорциума, рассказала на этой неделе юрист экологического общества «Зеленое спасение». Решение суда, которого активисты добивались на протяжении девяти лет, было наконец принято, но, похоже, понадобится еще не меньше лет, чтобы правовой вердикт стал реальностью.
 


На пресс-конференции, проходившей в пресс-клубе «Казахстан Тудей» юрист общества «Зеленое спасение» Светлана Каторча поведала о сложных перипетиях столь длительного судебного разбирательства по иску жителей поселка Березовка Бурлинского района Западно-Казахстанской области против правительства РК. Люди, оказавшиеся волею судеб в промышленной зоне, в течение 9 лет добивались принятия решения об их отселении из загазованной местности и выплаты компенсации за ущерб, причиненный здоровью. «Это маленькая, но очень важная победа», отметила активист.


Между тем, как только дело дошло до исполнения решения суда, то действия чиновников ограничились лишь отселением людей из 2-километровой зоны поселка. Отметок вокруг поселка на 5 км уже нет, решение суда о немедленном отселении не выполняется. В акимате региона тоже говорят, что денег на отселение жителей нет. По мнению юриста, эту проблему должно решать правительство. С другой стороны, если иметь в виду, что «Карачаганак Петролеум оперейтинг» является плательщиком налогов в республиканский бюджет, а не местный, то вопрос выглядит логичным. О позиции самого же консорциума говорит наличие самой проблемы и халатное отношение к ее решению.



«Президент дал указание проверить, но ему разве правду кто скажет», считает правозащитница. Она заметила, что сейчас сложилась ситуация, когда решение суда есть, исполнительные лист был выписан, но председатель экономического суда теперь не может его найти. «Мы нашли его, там была цифра ошибочная. Ее исправили и должны были отправить решение в акимат. Вроде отправили, но акимат не получил,- пояснила юрист. Потом председатель суда сказал, что не тот лист выслали… Прокуратура сообщила, что исполнительные листы высланы. Так прошло еще 3 месяца. До чего акиматы докатились, что не верят решениям суда», – удивляется Светлана Каторча.


В поселке, где проживает 1300 человек, судья принял решение об отселении только двух человек. Фермеров отселили и приняли решение по компенсации им земли. Что будет с остальными – неясно. Одни уезжают сами, другие там же и умирают.



Юрист также акцентировала внимание на том, что их общество занимается вопросами защиты прав граждан, оказавшихся в неблагоприятной среде обитания, а не вопросами защиты растительного и животного мира. По ее мнению, защитить интересы населения таких поселков сложнее всего, поскольку в Казахстане не существует соответствующей правоохранительной системы. В судах вопросы решаются только в пользу компаний или административных органов, акиматов и прочих государственных органов. Тем более когда суды видят, что иск жителей подан против правительства РК или местных органов власти, то все оборачивается нескончаемой волокитой. Дело в итоге решается в пользу властей.


Этот затянувшийся судебный процесс, по словам защитника – исключение и примечателен тем, что суд наконец-то встал на защиту интересов жителей поселка. Генеральная прокуратура вдруг обратила внимание на тот момент, что санитарная зона вокруг Карачаганакского предприятия была сокращена с 5 тысяч метров до 3 тысяч метров. Экономический суд проходил с выездом на место, где член Верховного суда после встреч и бесед с людьми тоже, наконец, убедился в бедственном положении поселка. После этого были отменены прежние решения суда.


Как обычно, тайное становится явным когда-нибудь. Здесь же стал очевидным для всех «подвиг» главного санитарного врача, на тот момент уступившего пожеланиям международного консорциума. «Что получил он с этого, я не знаю, и как он, как главный санитарный врач республики, мог пойти на это», – резюмировала правозащитник. При этом было замечено, что никто так и не среагировал на действия этого чиновника от медицины. А суд оставил протест жителей против решения санврача без внимания. «Мы теперь можем пойти в комитет Охрухской конвенции. Но правительство не реагирует даже на это», – констатировала выступающая. Однако международная общественность понимает, что нарушения происходят в таких случаях в самих госорганах.


Фактически получается, что в Казахстане никто не несет ответственности за проживание людей в экологически опасной зоне. Никто из чиновников не отвечает за ошибочные решения, нанесшие вред здоровью населения. Причем оказались люди там не по собственной воле. Поселки имеют свою историю, но приходят геологи, промышленники, роют, как говорится, копают, людей не спрашивая и не предлагая переселиться в другую аналогичную привычную для них среду. При этом правительство РК, приглашая иностранных инвесторов в 90-е годы для освоения действующих месторождений и передавая предприятия им в управление, брало на себя ответственность за исторические загрязнения. По сути, оказалось, что ответственности у чиновников того периода не оказалось никакой. «Если бы чиновники делали, что положено им, то судов было бы меньше», резюмировала г-жа Каторча.


Другой участник пресс-конференции – Сергей Соляник, консультант неправительственной организации Crude Accountability, рассказал об опубликованном в США отчете «Истинная цена Chevron». Такой отчет международной коалицией неправительственных организаций готовится в качестве альтернативного тому, который представляет сама компания на ежегодных собраниях акционеров. По словам г-на Соляника, такие документы готовятся третий год подряд, и в них приводятся факты негативной деятельности компании в разных странах мира, включая и Казахстан. Он также рассказал о том, что Карачаганакский консорциум является инициатором сокращения промышленно-санитарной зоны. НПО обратилось в компанию Chevron как к акционеру консорциума, которому принадлежит 20% в нем, однако услышали лишь стандартный ответ руководства компании о том, что она делает все в рамках законодательства.



Еще один момент, на который обратили внимание организаторы встречи, в том, что компании выделяют по $10 млн на решение социально-экологических проблем. При этом у них нет никакой ясности, как эти средства фактически используются и кем. В поселках же по-прежнему то нет питьевой воды, то не проводится освещение.
Внимание в итоге было акцентировано на отсутствии прозрачности денежных потоков и необходимости совершенствования экологического законодательства, усилении ответственности компаний за ущемление прав населения, по сей день проживающего в промышленно-санитарных зонах.


 


Улболсын КОЖАНТАЕВА, газета «Деловая неделя» за 1.07.2011


<http://www.dn.kz/main/econom01.htm>)


 


Добавить комментарий

Смотрите также