Свинцовый завод – враг детей?

03.06.2011

 


26 мая в зале Южно-Казахстанского педагогического университета прошли общественные слушания на тему «Состояние территории, воздушной среды и их влияние на здоровье детей, проживающих на территории Абайского района, подверженных воздействию работы Шымкентского свинцового завода», организованных ОО «Урпак». В слушаниях принял участие юрист Южно-Казахстанского филиала КМПБЧиСЗ.


 


На слушания были приглашены представители городского акимата, природоохранной прокуратуры, городского отдела образования, областного департамента здравоохранения, департамента по защите прав детей ЮКО, руководства свинцового завода, жители заводского поселка.


 


Из приглашённых присутствовали: главный специалист Южно-Казахстанского филиала Шу-Таласского департамента экологии, начальник отдела департамента по защите прав детей ЮКО, главный инженер свинцового завода., председатель профсоюза работников свинцового завода, главный специалист СЭС Абайского района г. Шымкента, рабочие свинцового завода.


 


Представители  городского акимата, природоохранной прокуратуры, городского отдела образования, областного департамента здравоохранения общественные слушания проигнорировали.


 


Организатор общественных слушаний, председатель ОО «Урпак» Тамара Павловна ОГНЕВА заострила внимание присутствующих на том, что из-за игнорирования руководством свинцового завода в течение длительного времени правил экологической безопасности, неконтролируемых выбросов в атмосферу ядовитых отходов производства, произошло заражение почвы свинцом в радиусе 4-5 километров вокруг завода. Также она рассказала, что в 2009 году в Шымкент приезжали специалисты из США и провели анализ почвы и атмосферы, выяснилось, что в почвах игровых площадок детских учреждений, расположенных в районе нахождения свинцового завода, обнаружено свинца мг/кг с превышением ПДК в разы:


 


– детского сада «Шолпан» – 3269 мг/кг – в 102 раза;


– школа № 4 – 1090 мг/кг – в 34 раза;


– школа № 5 – 3053 мг/кг – в 95 раз;


– школа № 21- 1854 мг/кг – в 58 раз;


– школа № 26 – 3360 мг/кг – в 105 раз;


– школа № 48 – 1077 мг/кг – в 34 раза;


– школа № 49 – 1361 мг/кг – в 42 раза.


 


В результате чего дети, живущие рядом с заводом, страдают одышкой, головными болями, плохо усваивают школьный материал (слабая память) и т.д. В течение нескольких лет она работает по проекту Фонда социального развития гражданского общества Всемирного банка. В рамках проекта ей был предоставлен прибор, позволяющий делать экспресс-анализ на содержание свинца в организме. Для проведения данного анализа необходимы дополнительные реагенты, стоимость которых на один анализ составляет $10. Но она не может добиться выделения этих денег.


 


Главный специалист Южно-Казахстанского филиала Шу-Таласского департамента экологии Буртебаев А. в своем выступлении заявил, что он не верит выводам экспертизы почвы, проведенный американскими специалистами. И что на самом деле экологическая ситуация в регионе не настолько критическая.


 


Возражая предыдущему оратору, председатель профсоюзного комитета работников свинцового завода г-н Аубакиров П. рассказал, что  «в советское время применялись нормы выбросов в атмосферу намного ниже теперешних, и за превышение которых могли  лишить зарплаты и даже уволить с работы». В настоящее же время выбросы в атмосферу происходят регулярно, и выбросы намного выше установленных теперешних норм, но за это никто не несёт реальной ответственности. Руководство завода отделываются штрафами, не принимая при этом никаких мер для улучшения ситуации.


 


Как сказал в своём выступлении главный инженер свинцового завода Н.А. Оспанов, если завод работает планомерно, без остановок, тогда выбросы не превышают нормы. Выбросы же сверх нормы бывают в случае неплановой остановки завода. В таком случае их штрафуют. За 1 полугодие 2011 года свинцовый завод выплатил в бюджет города около 9 миллионов тенге штрафов за загрязнение окружающей среды. Также на сегодняшний день завод закупил новые фильтры в России и скоро их установят.


 


Из зрительного зала поступил вопрос, который задала женщина, проживающая в районе свинцового завода: «Я не могу утром открыть окно, потому что с улицы идёт смрадный запах, вызывающий удушье. У меня трое детей, и все болеют хроническим бронхитом. Должна ли выплачиваться компенсация таким детям?». Зал неодобрительно загудел. У юриста создалось впечатление, что эти люди, находящиеся в зале – работники свинцового завода, были посланы руководством завода для лоббирования интересов собственников завода.


 


Главный металлург завода Махамбетов посвятил своё выступление критике статей опубликованных в СМИ о загрязнении окружающей среды свинцовым заводом. Смысл его выступления сводилось к тому, что «вред наносит не свинцовый завод, а транспорт, в выхлопные газы которого входит и примесь свинца».


 


Своё выступление начальник отдела департамента по защите прав детей ЮКО М. Маханов  начал с того, что задал вопрос присутствующим: «когда женщина спросила о компенсации детям, почему вы загудели?». Зал безмолвствовал. «Это говорит, о том, – продолжил М. Маханов, – что в вас до сих пор сидит рабская психология: начальник сказал, значит так и должно  быть. Если мы стремимся стать развитым государством, то в первую очередь нужно менять психологию. В развитых государствах в первую очередь думают о детях и об их здоровье, так, что если в ухудшении здоровья виноват свинцовый завод, то он обязан будет платить компенсацию больным детям».


 


В зале начался активный обмен мнениями.


 


По итогам общественных слушаний были приняты  рекомендации уполномоченным органам по улучшению экологической обстановки в Абайском районе города Шымкента. 


 


Адиль СЕЙТКАЗИЕВ, юрист Южно-Казахстанского областного филиала КМБПЧиСЗ


 


Добавить комментарий