КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Идеи Сахарова и начало правозащитных движений в Казахстане

20.05.2011

 




Лауреат Нобелевской премии мира, советский физик и один из создателей водородной бомбы, академик Андрей Дмитриевич САХАРОВ в последние два десятилетия своей жизни стал широко известен миру как диссидент и правозащитник. За свою правозащитную и диссидентскую деятельность Сахаров был  начале 1980 года сослан в город Горький, где пробыл под домашним арестом около семи лет. В конце 1986 года он был освобожден из ссылки, а в 1989 году был избран народным депутатом СССР.


 


Андрей Сахаров неоднократно выступал на Первом съезде народных депутатов, где его выступления нередко сопровождались захлопываниями и выкриками из зала со стороны «агрессивно-послушного большинства». Накануне открытия Второго съезда народных депутатов, вечером 14 декабря 1989 года он умер в своей квартире в Москве от сердечного приступа. Ранее в тот день он выступил на собрании парламентской оппозиции – Межрегиональной группы депутатов, сопредседателем которой был избран на Первом съезде.


 


 


Депутат А.Д. Сахаров выступает на Первом съезде народных депутатов СССР.
5 июня 1989 г.


 


САХАРОВ И КАЗАХСТАНСКАЯ ПРАВОЗАЩИТА


 


По словам журналиста и правозащитника Андрея СВИРИДОВА, в свое время изучавшего историю общественной мысли в Казахстане эпохи перестройки и предшествовавших ей двух десятилетий, Казахстан в период 1960-70-х годов сильно отставал от Москвы и от западных респуб¬лик СССР в том отношении, что у нас правозащитные процессы и политические протесты не получили тогда большого развитие.


 


– К середине перестройки Казахстан только начал наверстывать то, что Москва, Прибалтика, Украина, Закавказье прошли в несколько этапов за предыдущие 20 лет, а у нас всё это наверстывали, начиная с 1988 года. Это было создание в Алма-Ате, Караганде и Целинограде отделений Всесоюзного историко-просветительского общества «Мемориал», почетным председателем которого был Сахаров, – говорит Андрей Свиридов.


 


По его словам, руководители алма-атинского отделений общества «Мемориал» Александр Поляков, Мария Пульман (ныне покойная) и Бахытжамал Байкенова (с начала 90-х годов не проживает в Казахстане) в 1988-89 годах выезжали в Москву на всесоюзные конференции общества «Мемориал», где встречались с Андреем Дмитриевичем. Также поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов в первые месяцы после создания движения «Невада–Семипалатинск» и после своего избрания народным депутатом СССР встречался в Москве с Андреем Сахаровым, который горячо поддержал стремление «Невады» закрыть ядерный полигон.


 


– Однако на Съезде народных депутатов, когда агрессивно-послушное большинство захлопывало Андрея Сахарова, Олжас Сулейменов, к сожалению, не захотел или не счел возможным осмелиться встать на его защиту, – говорит Андрей Свиридов.


 


По словам Андрея Свиридова, правозащитные идеи А.Д. Сахарова в настоящее время в Казахстане в наибольшей степени воплощены в деятельности трёх общественных организаций – Алматинского Хельсинкского комитета, Казахстанского бюро по правам человека и организации «Хартия за права человека».


 


По словам Андрея Свиридова, глубоко символично, что казахстанский правозащитник Евгений Жовтис в августе 2010 года был награжден Норвежским Хельсинкским комитетом международной премией Свободы имени Андрея Сахарова. Директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис в сентябре 2009 года был осужден на четыре года тюрьмы по недоказанному обвинению в совершении дорожного происшествия, повлекшего гибель человека. Ряд политических и правозащитных организаций признал Евгения Жовтиса политическим заключенным.


 


– В настоящее время Алматинский Хельсинкский комитет сосредоточился на защите свободы религий, которой Андрей Сахаров придавал большое значение. Кстати, он в свое время говорил, что «у нас в СССР атеистическое государство преследует верующих, и я их защищаю, но если бы государство у нас было клерикальным и преследовало бы атеистов и еретиков, то я защищал бы атеистов и еретиков», – напомнил Андрей Свиридов.


 


По его словам, эти идеи Сахарова для современного Казахстана очень актуальны:


– Хотя современный Казахстан атеистическим государством не назовешь – наоборот, власть оказывает всевозможные предпочтения официальному исламу и Русской православной церкви. Зато преследуют почти все другие религиозные течения как вредные секты, о чем президент Нурсултан Назарбаев на последней сессии Ассамблее народа Казахстана не постеснялся так прямо и сказать, что у них, мол, неправильные мысли. 


 


Как говорит Андрей Свиридов, идеи академика Сахарова о приоритете прав человека над так называемыми интересами государства в настоящее время очень актуальны для казахстанской действительности. По словам Свиридова, казахстанские власти зачастую не выполняют подписанные ими международные договора в области прав человека, когда дело доходит до учета главенства подписанных международных пактов над национальным законодательством.


 


РОСТКИ ИДЕЙ САХАРОВА В КАЗАХСТАНЕ


 


Как говорит Андрей Свиридов, после смерти А.Д. Сахарова демократические силы Казахстана в январе и мае 1990-го и в мае 1991 годах проводили вечер, митинг и снова вечер памяти Сахарова, посвященные 40-му дню со дня его смерти, 69-му и 70-му дням его рождения. В числе организаторов этих мероприятий были лидеры общества «Мемориал» и только что созданной тогда Социал-демократической партии Казахстана Сергей Дуванов, Евгений Жовтис, Асылбек Кожахметов, Александр Поляков и Сергей Злотников и других. Андрей Свиридов сожалеет, что этой традиции больше нет: «Стоило бы если не каждый год, то хотя бы один раз в пять лет или по круглым датам, как в этом году, публично вспоминать об Андрее Дмитриевиче Сахарове, его жизни и идеях.


 


По словам Андрея Свиридова, вопрос об увековечивании в Казахстане памяти А.Д. Сахарова был поднят в январе 1990 года на первом вечере его памяти в Алма-Ате. Но идея назвать его именем один из алма-атинских скверов на пересечении улиц Кирова и Байсеитовой, исполнявшим в тогдашней Алма-Ате роль московской Пушкинской площади, так и не была реализована.


 


– По этому поводу было принято обращение, подписанное всеми участниками вечера памяти. Я лично ходил с этим обращением к Серику Абдрахманову – в то время заместителю председателя Алма-Атинского горисполкома Заманбека Нуркадилова, и он на словах поддержал нашу идею. Но уже 21 мая 1990 года на втором митинге, начавшемся в том самом сквере и продолжившимся в здании тогдашнего ЦК ЛКСМ (ныне здание представительств ООН и ОБСЕ в Алматы) прозвучали очень эмоциональные и агрессивные протесты со стороны национальных организаций «Алаш», «Азат» и «Желтоксан». Из них одни обвиняли Сахарова в причастности к ядерным испытаниям на Семипалатинском полигоне, другие были против появления на карте Алма-Аты любого нового неказахского названия, – говорит Андрей Свиридов.


 


По его словам, позже авторы идеи увековечивания имени Андрея Сахарова в Алма-Ате сами охладели к ней, тем более что с 1992 года они перестали собираться  в этом сквере.


 


– Плюс к тому у нас перед глазами пример Москвы, где именем Сахарова был назван проспект (кстати, недалеко от казахстанского посольства), но во-первых, с ним соседствует проспект Андропова, названный в честь печально знаменитого председателя КГБ СССР, жестоко преследовавшего диссидентов; во-вторых, на этом проспекте регулярно происходят избиения ОМОНом участников «Маршей несогласных», когда те избирают проспект Сахарова местом проведения своих «несанкционированных митингов». Всё это не просто профанация памяти Андрея Дмитриевича, но и прямое издевательство над ней, – говорит Андрей Свиридов.  


 


УРОК ИСТОРИИ НЕ ВПРОК


 


Председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель ФОКИНА расставляет несколько иные, чем это сделал Андрей Свиридов, акценты в оценке деятельности А.Д. Сахарова:


– На мой взгляд, именно в так называемом правозащитном движении Сахаров – не гуру. Он гуру идеи личной свободы. Тут соединились две вещи: его мощный дух, который проснулся в каких-то обстоятельствах, и его величие как личности. Но если говорить о правозащитном движении, то я полагаю, что это Андрея Дмитриевича не очень волновало.


 


По словам Нинель Фокиной, Андрея Сахарова в первую очередь «волновала идея личной свободы человека и противостояния системе, которая угнетает эту личную свободу».


 


Как говорит правозащитник, в Казахстане с началом перестройки «появилось много мелких групп, которые отталкивались от имени Андрея Сахарова».


 


– Но у них в голове была каша, – говорит Нинель Фокина. – Они взяли на вооружение сам дух сопротивления, дух противостояния: я – личность и никто не может меня делать рабом. Вообще, это большая тема, но я бы не сказала, что именно правозащитные идеи Сахарова коренным образом повлияли на правозащитное движение. Пробуждению духа свободы личности? Да!


 


По словам Нинель Фокиной, идея верховенства прав человека над принуждающей системой – идея, которой придерживался Андрей Сахаров, «была актуальной, является актуальной и становится всё более актуальной».


 


– Потому что мы скатываемся стремительнейшим образом в область, где даже самые высокие лица нам откровенно говорят: во имя национальной безопасности, во имя стабильности, во имя нашего покоя – правами человека можно пренебречь, – считает Нинель Фокина.


 


Однако, как утверждает Нинель Фокина, «стабильность и национальная безопасность не могут быть обеспечены за счет нарушения прав человека. Это подтверждает история, в том числе новейшая. Это подтверждают и недавние события в арабских странах», – говорит Нинель Фокина.


 


Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттык» (публикация от 20.05.2011 на сайте <http://rus.azattyq.org/content/andrei_sakharov_kazakhstan_human_rights/24180560.html>)


 


Добавить комментарий