КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Шалкарский суд – самый гуманный суд в мире?

29.04.2011

 


В Актюбинский филиал Бюро по правам человека обратилась Аманбике АУЕЗБЕКОВА – мать убитого 16-летнего юноши. 22 апреля прямо из зала суда был отпущен на свободу убийца ее сына. Женщина была настолько уверена в обвинительном приговоре, что по совету следователя даже не стала нанимать адвоката. Это и сыграло роковую роль.


 


Интеллигентная женщина, мать четырех детей потеряла самого младшего в октябре прошлого года. Ее сына Мейржана Суюнова, который писал стихи и увлекался чтением книг, вызвали для разговора сверстники-студенты. Их было семеро. Трое, в том числе убийца, – жители Шалкарского района. Это один из депрессивных районов области и зачастую нравы местных жителей соответствуют месту проживания. Убийца Шадияр Байсанов пояснил на суде, что захватил на встречу нож «бабочку».


 


– Убийца моего сына получил минимум наказания, ему дали два года ограничения свободы. И это стало для нас шоком, – говорит Аманбике Ауезбекова. – Мы до конца верили в справедливость  и гуманность суда. Я лично по сей день считала, что живу в правовом государстве, а оказывается, что коррупция процветает  в судах Актобе. Подсудимый  и его защита вели себя слишком уверенно и нагло. А подсудимый стоял с высокоподнятой головой, и в глазах не было раскаяния.


 


Причина убийства стала известна матери со слов убийцы. Накануне между ее сыном и Байсановым в туалете произошла стычка. Сын ударил якобы по лицу Байсанова. Когда в помещение зашел завуч колледжа Байсанов умывался, однако, он не заметил на его лице следов побоев.


 


Через день 25 октября пятеро студентов ждали Мейржана рядом с колледжем, чуть позже к ним присоединился родной брат убийцы Нурсултан Байсанов.


 


– Их было семеро, а мой сын один, – говорит мать. – Возле моего сына не было его друзей. Дальше, по словам преступника, они пошли за дом. Никакого шума не было. Через несколько минут Байсанов вернулся, одежда в крови и велел ребятам расходиться по домам, посоветовав всем «вы меня не знаете».


 


На суде Байсанов показал, что у его противника тоже был нож, который следствию так и не удалось обнаружить. Говорил, что Мейржан украл у него сотовый телефон, следов которого тоже не нашлось. Указывал, что убитый был пьян, но анализ крови на алкоголь был отрицательным. И, наконец, пояснил, что убитый агитировал их читать намаз.


 


– Этого быть не может, семья у нас светская, все дети с высшим образованием и даже бабушка, рядом с которой вырос Мейржан, в свои 92 года не читала молитв. Говорила, что никогда этого не делала, и не будет кривить душой перед смертью. Она умерла от тоски через семь дней после смерти внука, – говорит Аманбике. – поэтому я считаю, что они сами связаны с религиозной темой.


 


Нож втыкали в тело с большой силой: ранения нанесены по рукоять в шею – самое незащищенное место.


 


– Ему и не пытались оказать помощь, это никакая не защита, все придумал адвокат преступника. Меня, мать, потерявшую младшего любимого сына можно понять… – говорит несчастная женщина.


 


Мягкий приговор за убийство человека даст исключительно плохой пример подрастающему поколению актюбинцев и шалкарцев, считает Аманбике Ауебекова. Она указывает на земляческие связи матери обвиняемого Байсанова, которая родом из одного с судьей процесса Дамешем Абдали поселка в Южно-Казахстанской области. 


 


Женщина считает, что все произошедшее – это суд Линча:


 


– Оказывается можно среди бела дня зарезать человека и спокойно жить после этого лишь бы в кармане были деньги!


 


Ольга КЛИМОНОВА, директор Актюбинского областного филиала КМБПЧиСЗ


Добавить комментарий