Платок повис в воздухе

17.03.2011

Носить или не носить хиджаб в школе? Министерство образования и науки таки не дало однозначный ответ на этот вопрос. С одной стороны, Казахстан объявил себя светским государством, с другой – свобода вероисповедания как одна из основных человеческих свобод прописана законодательно. Бурные дебаты на «хиджабную» тему продолжаются, в то время как «страусиная» позиция профильного министерства ещё более накаляет обстановку.


 


Министерство образования и науки наконец-то признало существующий правовой пробел: ношение хиджаба в казахстанских школах законодательно не регулируется.


 


– Сегодня нет никакого законодательного запрета: ни приказа нет, ни инструктивного письма, ничего, что запрещало бы ношение хиджаба или разрешало это в организациях образования, – подчеркнул вице-министр образования и науки Махметгали Сарыбеков в интервью агентству Интерфакс-Казахстан.


 


После того как инициативная группа по защите права носить хиджаб в школах оккупировала Министерство образования и науки, чиновники ведомства вышли «на ковёр». Вице-министр МОН Махметгали Сарыбеков заверил, что никакого документа, который бы запрещал носить хиджаб, в недрах министерства нет и не будет. Ни слова о хиджабе нет и в проекте закона об образовании, который сейчас рассматривается в мажилисе.


 


Тем не менее, по данным правозащитника Вадима Курамшина, в некоторых регионах страны ношение хиджаба в учебных заведениях строго пресекается, хотя ничего в этом плохого для процесса обучения, по его словам, нет.


 


– Мне, может быть, тоже не нравится хиджаб, но моя точка зрения как частного лица заканчивается ровно там, где начинаются интересы самих верующих мусульманок. Каким образом платочек на голове девушки (а хиджаб – это всего лишь платочек) может влиять на занятия в школе?! – восклицает правозащитник.


 


Между тем самый известный нетитульный «знаток» казахов писатель и переводчик Герольд Бельгер уверен в том, что хиджабам, как и другой религиозной атрибутике, в школе не место.


 


– Если каждый будет наряжаться в соответствии со своими религиозными убеждениями, наши школы превратятся в бал-маскарад! Не забывайте, сколько конфессий у нас проживает! И если мы разрешаем одним, то не можем запретить другим. Но раз уж мы объявили себя светским государством, то надо и придерживаться этого. В законах ведь всё написано, надо их соблюдать. А всякую «самодеятельность» необходимо прекратить! – уверен аксакал.


 


То, что в вопрос ношения хиджаба в школах пора внести ясность, очевидно. Судя по всему, в чётких однозначных формулировках нуждается закон об образовании, потому как статьи Конституции последней инстанцией так и не стали. И если прежний министр образования и науки Жансеит Туймебаев говорил однозначное «нет», то нынешний глава ведомства Бахытжан Жумагулов словно и не замечает столь деликатной и тревожной в своих последствиях проблемы.


 


– На мой взгляд, настало самое время законодательно определиться и внести соответствующие изменения в закон об образовании. Только так мы сможем избежать кривотолков. Потому что на сегодняшний момент в Конституции сказано, что Республика Казахстан утверждает себя светским государством. Все мы живём по законам этого государства, а не по законам религии и должны соблюдать законы государства. Поэтому и на этот вопрос нужно смотреть чисто с юридической стороны. Конституция указывает на светскость, и образование должно быть светским, – говорит доктор юридических наук профессор Марат Башимов.


 


В свободе вероисповедания, которой «оперируют» сторонники ношения хиджабов, есть небольшой нюанс. Именно он допускает неоднозначное понимание вопроса.


 


– Да, каждый человек волен верить в то, во что хочет, но вопрос одежды остаётся спорным. Мы же, например, запрещаем носить некоторые виды одежды, которые общество не понимает. Представьте: сейчас нудисты скажут, я хочу носить одежду, которая имитирует голое тело? Мы скажем: нет, у вас есть право, но оно ограничивается законами. Что касается хиджаба, то такого закона, который бы разрешал или запрещал его, нет, отсюда и непонимание.


 


Министерство образования и науки пообещало, что к вопросу ношения хиджаба в учебных заведениях оно подойдёт разумно. Однако, судя по тому, что проблемная ситуация возникла далеко не вчера, и до сих пор общественность слышит лишь оправдательно-поверхностные заявления, ведомству выгодно «сидеть на двух стульях». Более того, столь серьёзный вопрос чиновники Минобра отдают на откуп школам, мол, то, во что одеваются ученики, решают сами организации образования. Но долго плыть по течению всё равно не получится, поэтому сторонники ношения религиозной одежды напомнят о себе Минобру не раз.


 


Амангельды Айталы, доктор философских наук, профессор


 


– Носить хиджаб или не носить? Во-первых, мы мусульманская страна, мы не Франция и не Германия. В Казахстане проживают около 12 миллионов мусульман. Мы входим в организацию исламских государств, более того, в этом году мы председательствуем в Организации исламской конференции. Поэтому в этом контексте мы должны многие вещи переосмыслить, в том числе и в отношении хиджаба.


 


Хиджаб не запрещают даже в США. Во-вторых, запрещение хиджаба создаёт напряжённость в обществе, толкает молодых людей и девушек на улицу, на протесты, может вызвать злобу, неуважение к власти… Иными словами, на антиобщественные выступления и настроения. А этого нам не надо! Поэтому от органов образования и от общества в целом требуется уважение, терпимость или, как сейчас говорят, толерантность, поскольку ношение хиджаба не затрагивает свободу и достоинство другого человека. Да, в этом вопросе очень много непонятного для нашего общества. Прежде всего мы не различаем светское государство от атеистического. Да, Казахстан светское государство, но не атеистическое.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Мегаполис»


http://www.altyn-orda.kz/news/kazaxstanskie-novosti/platok-povis-v-vozduxe/


Опубликовано 9 марта 2011 г.


 


Добавить комментарий