Представитель Министерства юстиции заявляет, что власти Казахстана успешно выполняют рекомендации ООН в области прав человека. Но правозащитники говорят об ухудшении ситуации с правами человека. У
МИКРОФОНА – ЕРБОЛАТ ЕРИМБЕТ
4 марта Министерство юстиции РК совместно с Программой развития ООН и при поддержке управления Верховного комиссара ООН по правам человека и посольства Нидерландов провело в Алматы круглый стол по вопросу выполнения рекомендаций Универсального периодического обзора и Национального плана действий в области прав человека в Казахстане на 2009-2012 годы. Универсальный периодический обзор – это механизм Совета ООН по правам человека. Казахстан прошел процедуру Универсального периодического обзора в феврале 2010 года, в ходе которой представители государств – членов ООН выслушали доклад о ситуации с правами человека в Казахстане и представили рекомендации.
Заместитель директора департамента аналитики и правовой пропаганды Министерства юстиции Казахстана Ерболат ЕРИМБЕТОВ высоко оценил действия казахстанских властей как по выполнению рекомендаций ООН по правам человека, так и по реализации Национального плана действий в области прав человека на 2009–2012 годы. Вместе с тем он иронично отозвался о некоторых рекомендациях, в том числе по защите прав сексуальных меньшинств, поскольку, по его словам, они неактуальны для Казахстана, так как, мол, такой проблемы в Казахстане нет.
Касаясь выполнения рекомендаций в области свободы слова и СМИ, г-н Еримбет сказал, что теперь в Казахстане нет уголовной ответственности журналистов за клевету: – На сегодняшний день Конституция Казахстана гарантирует свободу слова и творчества. Цензура запрещена. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Также в казахстанском законодательстве не предусматривается сейчас уголовная ответственность журналистов за клевету, – говорит Ерболат Еримбет. По словам Ерболата Еримбета,
Казахстан много сделал также для выполнения рекомендаций по изменению законодательства с целью усиления борьбы с пытками и по полной отмене смертной казни. Как говорит г-н Еримбет, в Казахстане с 2003 года де-факто не применяется смертная казнь, и с мая 2007 года значительно сокращен перечень преступлений, за которые предусматривается наказание в виде смертной казни.
ПРАВОЗАЩИТНИКИ КРИТИКУЮТ ЕРИМБЕТА
В ходе круглого стола исполняющая обязанности директора Казахстанского международного бюро по правам человека Роза АКЫЛБЕКОВА (директор бюро Евгений Жовтис второй год находится в тюрьме) критически прошлась по многим пунктам выступления Ерболата Еримбета. По ее словам, та же проблема сексуальных меньшинств, которую он отрицает, наоборот, существует. В связи с этим она сказала, что только в 2010 году шесть раз столкнулось с фактами нарушения прав сексуальных меньшинств.
Также Розу Акылбекову возмутило, что в своем приветственном слове на круглом столе один из государственных чиновников назвал граждан Казахстана «населением»: – Хотелось бы, чтобы выступающие на мероприятиях по правам человека представители власти понимали различие, существующее между гражданами и населением, – говорит г-жа Акылбекова. По ее словам, в ООН «очень негативно воспринимается», когда казахстанский омбудсмен выступает в одной обойме с государственными чиновниками, в том числе когда его доклад входит в государственный доклад по правам человека».
Как говорит г-жа Акылбекова, казахстанский омбудсмен должен свой доклад по правам человека делать либо отдельно, либо его доклад должен быть совмещен с докладом неправительственных организаций – но только не с государственным докладом. Роза Акылбекова особое внимание уделила вопросу о том, как собираются казахстанские власти выполнять рекомендации по правам человека, если они в проекте плана по их выполнению по многим важным вопросам не предусматривают финансирования, как это, например, касается вопроса расширения прав казахстанского института уполномоченного по правам человека.
«ФОРМА ХОРОШАЯ – СОДЕРЖАНИЕ НИКУДЫШНОЕ»
Председатель Алматинского Хельсинкского комитета Нинель ФОКИНА также критикует позицию властей по выполнению рекомендаций ООН в области прав человека. По ее словам, утверждение Ерболата Еримбета о том, что ныне в Казахстане нет уголовной ответственности по статье «Клевета», не соответствует действительности:
– В старом Административном кодексе такой статьи нет, а новые поправки еще не приняты. Пока этого не случится, так называемая административная преюдиция по статье «Клевета» не может быть применена, в том числе и по отношению к журналистам, – говорит Нинель Фокина.
По словам г-жи Фокиной, в Казахстане ситуация с религиозными меньшинствами имеет устойчивую тенденцию к ухудшению, поскольку «только за один 2010 год в пять законов были внесены поправки, ухудшающие положения религиозных меньшинств».
– В политическом лексиконе многих депутатов, государственных служащих уже прочно укрепились такие понятия, как «традиционные» и «нетрадиционные» религии, «деструктивные секты» и тому подобные понятия, хотя в Конституции ничего подобного нет, – говорит г-жа Фокина.
По ее словам, казахстанские власти лишь имитируют, что они следуют рекомендациям по отмене смертной казни:
– Много говорится о достижениях в этой области. Да, перечень преступлений сокращен, однако добавлена смертная казнь за военные преступления, – говорит Нинель Фокина. По ее словам, военные преступления – это слишком широкое понятие, которое позволяет властям казнить любого в так называемое «военное время».
Как говорит Нинель Фокина, власти в основном лишь формально обозначают работу по улучшению состояния дел с правами человека в Казахстане, в то время как «содержание этой работы никудышное»:
– Реальная политика и реальная правоприменительная практика не только расходятся с международными пактами, но и коренным образом расходятся с тем, что написано в собственной Конституции, в собственном законе, – говорит Нинель Фокина. При этом она утверждает, что в Казахстане Конституция и законы «меняются с космической скоростью».
Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттык» 5.03.2011