• Главная
  • >
  • Не проснемся ли мы завтра в Кавказахстане?

Не проснемся ли мы завтра в Кавказахстане?

21.02.2011

Одной и самых неоднозначных тенденций минувшего года экспертное сообщество называет исламизацию населения Казахстана. Правозащитники же заявляют, что в нашей стране зачастую притесняются различные исламские меньшинства. Активизируются ли исламские движения на фоне председательства Казахстана в ОИК?


 


Среди основных аспектов этого тренда экспертами подчеркиваются повышение религиозности населения с одной стороны и необходимость более четкого и качественного контроля со стороны государства за так называемыми религиозными сектами и объединениями с другой. Так, по мнению политолога Андрея Чеботарева, председательство Казахстана в Организации Исламская конференция (ОИК) может послужить толчком к борьбе действующих в Казахстане исламских меньшинств за свои права.


 


– Если вспомнить, как демократическая общественность использовала ситуацию с председательством в ОБСЕ, чтобы акцентировать внимание на необходимости соблюдения прав человека, точно так же всевозможные мусульманские течения, движения, общины могут выставить на щит фактор председательства в ОИК, чтобы требовать соблюдения своих прав и прекращения репрессий, — пояснил политолог.


 


ОИК «Хизб-ут-Тахриру» не товарищ


 


История ислама в Казахстане насчитывает около десяти веков. Сегодня, по данным ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана), количество проживающих в республике мусульман составляет около 11 миллионов (75% от всего населения страны).


 


Увеличение приверженцев ислама, по мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, консультанта Института политических решений Александра Князева, не несет опасности, если означает просто приобщение большего числа людей к тому гуманитарному потенциалу, который есть в любой религии.


 


– Но если под этим понимать вовлечение людей в какие-то радикальные течения, выходящие за рамки традиционного, канонического ислама, призывающие к борьбе против светского государства, то это, конечно же, негативная тенденция, — говорит эксперт.


 


Также, по словам Александра Князева, проблемы исламских течений, которые находятся под запретом в Казахстане, не актуальны для Организации Исламская конференция:


 


– Что касается председательства Казахстана в ОИК, в большей степени это вопрос имиджа. Это может позитивно отразиться на развитии отношений с рядом исламских стран. Другое дело, что под видом борьбы за права верующих могут быть заявлены какие-нибудь другие интересы. Но в ОИК представлены страны, которые не понаслышке знают о проблемах, связанных с теми или иными исламскими течениями. И, думаю, они будут рассматривать эту ситуацию более честно, объективно и конструктивно, нежели европейские правозащитные организации.


 


Религия в руках атеистов


 


За последние годы в Казахстане состоялось большое количество судов над последователями различных исламских течений. Также были запрещены такие организации, как партия «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» и секта «Алла Аят».


 


– В конце 90-х годов прошлого века в Казахстане начались первые неприятности на религиозном поле, они были связаны с исламскими меньшинствами, которых раньше называли ваххабитами, — рассказала «Взгляду» председатель Алматинского Хельсинского комитета Нинель Фокина. — Затем по стране прокатилась кампания давления на протестантов, мунитов и прочие христианские течения. И вот в последние два-четыре года усиливаются гонения на исламские организации, которые не относятся к ДУМК.


 


По словам Нинель Фокиной, все это вызывает множество вопросов с точки зрения права людей на свободу вероисповедания.


 


– Запрещают у нас организации, преследуемые в других странах, с которыми нас связывают отношения, — поясняет правозащитник. — Причем процедура запрета не очень понятна и не прописана в законодательстве. Судебные слушания по этим делам, как правило, закрытые, а материалы и приговоры не предаются огласке. Но корень проблемы гораздо глубже. Международные стандарты и Конституция нашей страны провозглашают равенство всех религий и запрещают пропаганду межрелигиозной розни. То есть человек имеет право исповедовать (единолично или сообща с другими) любую религию. В то же время многие христианские и исламские организации, имеющие легальный юридический статус и зарегистрированные в нашей стране, на всех уровнях бичуют, объявляют экстремистскими, деструктивными и прочими псевдорелигиями. Как это увязывается между собой?


 


Причину такого положения мусульманских меньшинств Нинель Фокина видит в том, что власти используют религию для контроля над идеологией населения:


 


– Подоплека всего этого очень простая: наша власть — это бывшие советские руководители, закоренелые атеисты, которые в советское время прибрали к рукам религию, и она служила их интересам. Так и сейчас: есть у нас ислам в лице ДУМК — и замечательно, это инструмент, с помощью которого государство может контролировать идеологию людей. А на все остальное, что плохо контролируется, у нас навешивают ярлык и пытаются задавить. Вообще, до последнего времени исламские религиозные организации и сами верующие редко обращались за защитой своих прав. Но сейчас те, кто уехал в Европу, увидели, что это возможно, и стали как-то отстаивать свои права. В нашей стране тоже участились случаи обращений за помощью, их достаточно много. Что касается председательства в ОИК, мне кажется, что многоликий исламский мир скажет слово в защиту исламских течений, которые в Казахстане являются меньшинствами и подвергаются различным гонениям.


 


Платок преткновения


 


Уже несколько лет в обществе идет спор по религиозному вопросу, касающемуся ношения хиджаба школьницами и студентками. Сторонники женского платка заявляют, что запрет на его ношение в школах и вузах нарушает права человека на вероисповедание. Однако их противники считают, что хиджаб не приемлем в светских учебных заведениях. На этот вопрос даже государственные органы не могут дать однозначного ответа. Так, Министерство образования и науки инициировало законопроект, запрещающий носить этот атрибут в учебных заведениях, в то время как Минюст утверждает: Конституция подобных ограничений на граждан страны не налагает.


 


В связи с этим велика вероятность того, что эта тема будет активно педалироваться на фоне председательства Казахстана в ОИК.


 


– Вполне нормально, когда в демократической стране любое лицо (как физическое, так и юридическое) имеет право на отстаивание собственных прав и интересов, в том числе и на ношение хиджаба, — считает мажилисмен Танирберген Бердонгаров. – Возможно, какие-то исламские течения озвучат свои требования в адрес председателя ОИК. Поэтому у Казахстана есть хорошая возможность отделить зерна от плевел, то есть определить дальнейший политический вектор в этом вопросе.


 


Дурак ДУМКой не богатеет


 


По мнению руководителя дискуссионного клуба «Айт-Park» политолога Нурлана Еримбетова, председательство Казахстана в ОИК может спровоцировать «закручивание гаек» в вопросе исламских течений.


 


– У нас сегодня неплохо чувствуют себя не признанные в исламском мире организации, и это обстоятельство накладывает отпечаток на казахстанское председательство в ОИК. Возможно, будет определенное давление на руководство страны по поводу этих течений, от Астаны могут потребовать покончить с ними. Думаю, по большому счету произойдет «закручивание гаек», и, возможно, оправданное, — считает политолог.


 


В тенденции исламизации политолог Еримбетов видит большое количество плюсов, однако отсутствие должного просвещения граждан в вопросах религии сказывается, на его взгляд, более чем негативно:


 


– Что касается запрещенных организаций, здесь есть очень большое упущение со стороны Духовного управления мусульман Казахстана, которое должно было просвещать граждан. Ведь мы знаем, за что сажают убийцу и вора, но понятия не имеем, за что наказывают сторонников того или иного исламского течения. Без просвещения обойтись сложно, в этом большую роль должно играть ДУМК, но о работе этой структуры на данный момент я сказать что-то хорошее при всем желании не могу.


 


Кcтати, из 4 000 зарегистрированных в Казахстане религиозных объединений мусульманскими являются 2 337, им принадлежат 2 195 мечетей.


 


Пар из котла необходимо выпускать


 


По мнению председателя Союза мусульман Казахстана Мурата Телибекова, позиция власти в вопросе различных религиозных течений, в том числе и исламских, зачастую непоследовательная.


 


– Правительство нашей страны понимает, что ислам, как и любая религия, оказывает благотворное влияние на общество. Но также всем известно, что ислам — это очень мощный всплеск энергии, который трудно контролировать. Если выпустить этого джина из бутылки, то последствия могут быть непредсказуемыми, и эта сила может вполне обратиться против самого государства. Поэтому в этом смысле власть предельно осторожна и пытается контролировать тенденцию, в том числе и прибегая к репрессивным методам.


 


Немаловажным фактором является специфика исламского вероучения, которое побуждает к активным действиям, сопротивлению вплоть до вооруженного восстания. Именно этим опасен исламский экстремизм, так как на этой почве легко могут прижиться деструктивные идеи.


 


Чтобы этого избежать, нужно активно использовать тот потенциал, который накопился в недрах исламского сообщества, но его пока просто консервируют и пытаются подавить. Хотя те же мусульманские организации можно прекрасно использовать в борьбе против наркобизнеса, коррупции и распространения игорного бизнеса. Государство призвано направлять эту энергию в позитивное русло, но оно не всегда достойно справляется с этой задачей. Лично я убежден в том, что если заниматься исключительно подавлением энергии, то рано или поздно она найдет другой выход — грубо говоря, если не выпускать пар из котла, то он может взорваться.


 


Что касается требований соблюдения своих прав со стороны некоторых запрещенных организаций, я думаю, что влияние экстремистских течений на ОИК отсутствует, эта организация в большей степени находится под влиянием США и европейских стран, как бы парадоксально это ни звучало.


 


ИСТОЧНИК:


Деловая газета «Взгляд» №03


Дата публикации: 26 января 2011 года


 


Добавить комментарий