Сандугаш Исханова работает продащицей в небольшом магазине в своем родном поселке Узунколь Западно-Казахстанской области. И вряд ли она помышляла что ей придется стокнуться с правосудием в его самых худших проявлениях, после чего ей придется лечь на госпитализацию и искать справедливости у правозащитников, поскольку местные органы за соблюдением законности не посчитают нужным вмешиваться в ее случай.
Последней на данный момент инстанцией для Сандугаш стал филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности.
25 декабря 2010 года примерно в 9 утра при открытии магазина она обнаружила, что ночью магазин был взломан, а товар выкраден. О чем она сразу же сообщила участковому полицейскому Супогалиеву Б.
Участковый инспектор вызвал оперативную группу из Теректинского РОВД.
В 2 часа дня продавец прибыла в сельский акимат для дачи пояснений участковому. В это время в кабинет вошли сотрудники Теректинского РОВД – Турар Бакытжанов и Марат Гайнуллин, которые потребовали от участкового покинуть помещение.
После того как инспектор вышел, оперативники, по словам Сандугаш, «в течении четырех часов подвергали ее пыткам, шантажу и психологическому прессингу, требуя признаться в краже или оговорить своего сожителя Жасулана».
Понятно, что раз уж “разговор” велся без посторонних (даже «деревенского Анискина» попросили удалиться), то протокол задержания и допроса – дело абсолютно лишнее. Полицейские же продолжали запугивать женщину тем, что подошлют человека, который изнасилует и ее саму, и ее несовершеннолетнюю дочь, после этого отправят в тюрьму (ясно, что не потенциального насильника), а детей отдадут в детский дом. Для подкрепления же весомости угроз оперативник Гайнуллин периодически бил Сандугаш по голове кулаком.
Затем полицейские потребовали, чтобы женщина встала со стула, и, завернув ей руки за спину (при этом надели на одну руку наручники), стали угрожать, что сейчас повезут ее в РОВД.
Вслед за этим выбивание признательных показаний перешло в новую фазу. Тот же Гайнулин, сжав Сандугаш челюсть, стал требовать признаться, что якобы именно она передала ключ от магазина своему сожителю. В это время инициативу Гайнуллина перехватил другой полицейский – Бакытжанов и стал наносить удары по лицу женщины наотмашь, а затем, схватив за волосы, начал бить головой об стол и кулаками по почкам…
Избиения прекратились лишь когда когда на крики несчастной в комнату вошли ее родственники.
После нанесенных побоев Сандугаш обратилась за врачебной помощью к фельдшеру, а затем в Областную клиническую больницу в городе Уральске, куда и была госпитализирована. Сама жительница поселка до сих пор находится на больничном и принимает интенсивное лечение.
Обо всем этом она поведала, обратившись в Западно-Казахстанский филиал Бюро по правам человека.
А прокуратура Теректинского района, получив соответствующее заявление, как водится, никаких мер по возбуждению уголовного дела в отношении сотрудников полиции не приняла.
Павел Кочетков, директор филиала Бюро, впрочем не особо рассчитывая на реакцию, направил письмо с описанием происшедшего сразу в Генеральную прокуратуру. Есть небольшая надежда, что какие-то меры последуют – все же пытки применялись в отношении женщины. Хотя… если верить жалобам, направленным ранее в адрес филиала Казахстанского международного бюро по правам человека, периодически перепадает от местных «дядей Стёп» и подросткам. И пока что ничего….
По материалам Павла КОЧЕТКОВА, директора Западно-Казахстанского филиала КМБПЧиСЗ