Мухи, ползающие в открытых консервных банках с рыбой, свидания на платной основе и принуждение сидельцев воровать (!) уголь для отопления бани – далеко не полный перечень нарушений, выявленных в результате посещения членами Общественной наблюдательной комиссии астанинской колонии-поселения ЕЦ-166/22.
29 января правозащитники, посетившие учреждение с облегченным режимом отбывания наказания, были поражены рядом правил, произвольно установленных в этом учреждении.
Как поведали заключенные, последние месяцы превратились для них в один большой «рыбный день» – мясо из рациона сидельцев практически исключено, зато рыба – три раза в день. В кухне колонии-поселения члены ОНК осмотрели продукты, где были выявлены: две мухи в только что открытой консервной банке с рыбой, ужасный на вид картофель и высохшая капуста.
Но если бы только это…
Самих заключенных на свидания с близкими либо не отпускают, либо они предоставляются, но… на платной основе. По тарифу 3000 тенге за суточное свидание. Если денег нет, то в лучшем случае два часа.
На самом деле у большинства осужденных финансовых возможностей на самом деле нет. Как правило, 70% заработной платы (при этом совершенно небольшой) осужденных удерживается в нарушение ст. 95 Закона РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», при этом еще заставляют самих покупать себе одежду черного цвета, а также скидываться ради улучшения собственного комфорта: к примеру, на покупку стиральной машины, на откачивание туалета, приобретение стирального порошка итд.
Но вершиной абсурда стали сообщения заключенных о том, что администрация принуждает их красть уголь для отопления бани в близлежащем угольном тупике;
Анаре Ибраевой, председателю Общественной наблюдательной комиссии по г. Астане и Акмолинской области, удалось связаться с начальником Департамента КУИС по г. Астане г-ном Уразалиновым, и когда речь зашла о комнате свиданий, тот пояснил, что на самом деле ее в учреждении ЕЦ 166/22 вообще не существует, в связи с чем администрация колонии-поселения требует, чтобы осужденные арендовали квартиры неподалеку от учреждения для контроля.
По результатам посещения этой и другой колонии правозащитники направили в Комитет уголовно-исполнительной системы письмо и справку по результатам посещений.
В полученном ответе из Комитета говорится:
«Комитетом УИС принимаются все меры, направленные на устранение указанных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, с целью стабилизации оперативной обстановки в учреждениях УИС.
Вместе с тем сообщаем, что данная справка направлена в Департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по г. Астана для рассмотрения и принятия процессуального решения в порядке ст. 185 УПК РК».
А уже 16 февраля при повторном посещении членами ОНК этого учреждения, обнаружились перемены.
В первую очередь начальник учреждения был снят с должности. Конечно, возможно, что дело не в нем, но…«Пища стала на много лучше. Форму одежды сделали свободной. В учреждении поднялся моральный дух», – наперебой стали говорить два десятка заключенных, собравшихся в столовой (остальные были в городе на работе).
Затем правозащитники посетили спальную комнату. В комнате убрано и чисто, стоят 94 кровати, телевизор и DVD. За столом несколько заключенных играли в нарды, там же возводится новый большой стол – уже для бильярда. Перемены коснулись и кухни: консервированной рыбе уже был дан отбой, овощи также выглядели много лучше, нежели их прошлые собратья.
И, наконец, выяснилось, что заключенный Хаметов, которого при прежнем руководстве с сентября месяца не отпускали навестить больную мать, как раз отсутствует в связи с выездом домой.
По материаалм филиала КМБПЧиСЗ в г. Астане