Итоговый отчет Коалиции НПО против пыток за 2010 год

01.02.2011

 

Коалиция НПО против пыток объединяет ведущие казахстанские правозащитные организации: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности; Комитет по мониторингу уголовной  реформы и правам человека; Международный центр журналистики MediaNet; Общественный фонд “Сауыгу”; Хартия за права человека; Центр исследования правовой политики; Центр развития и адаптации “Феникс”, Южно-казахстанская ассоциация юристов, ОНК по ЮК, ОО «Региональный центр новых информационных технологий», ОФ  защиты прав осужденных и контроля туберкулеза «Луч надежды». Партнерами Коалиции, в частности, являются Представительство Международной тюремной реформы в Центральной Азии, Правовая инициатива открытого общества, Фридом Хаус Казахстан.

Коалиция продолжает свою деятельность по формированию политики «нулевой терпимости» к проблеме пыток в Республике Казахстан, минимизации, а в последующем искоренении применения пыток и приведении законодательства Казахстана в соответствие с международными нормами.

 

Общая ситуация

 

В 2010 году, по предварительным данным казахстанских правозащитных организаций, было зафиксировано 263 обращения от граждан с жалобами на пытки и жестокое обращение (для сведения: 2009 году – 286 жалоб, в 2008г. – 212 обращений, в 2007г. – 178, в 2006г. – 137, в 2005г. – 64, а в 2004г. – 104). Между тем, по официальной статистике, в 2009 году к уголовной ответственности за применение пыток (по статье 347-1 УК РК) был привлечен только 1 сотрудник органов внутренних дел, за 10 месяцев 2010 года осуждено по приговорам, вступившим в законную силу 4 лица.

В Казахстане Национальный План действий в области прав человека, одобрен резолюцией Президента Республики Казахстан № 32-36.125 от 5 мая 2009 года, где в частности предусмотрены законодательные и институциональные реформы по предупреждению пыток. По истечении 1,5 лет практически все намеченные  мероприятия остались на бумаге, так например разработка законопроекта о реформировании Института Уполномоченного запланирована на 4 квартал 2009 года, но гражданскому обществу данный законопроект еще не представлялся, работа по созданию инструктивного и методического материала для сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, общественных мониторов, касающегося деятельности национальных превентивных механизмов по предотвращению и проведение широкой разъяснительной кампании по разъяснению порядка создания и принципов деятельности национальных превентивных механизмов по предупреждению пыток еще не начинались.

 Ситуация в местах лишения свободы/содержания под стражей

 Несмотря на заявления правительства о снижении тюремного населения, соотвествующая статистика вызывает беспокойство.   На сентябрь 2009 г. официально в Казахстане было зарегистрировано 59 107 осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, что на 4000 больше, чем в 2008 г. и на 10 000 больше, чем в 2007 г.

За январь-июнь 2009 г. официально в Казахстане было зарегистрировано 222 случаев смерти в местах лишения свободы, причиной 33 из которых было названо  самоубийство, 7 – ВИЧ/СПИД, 88 – туберкулез, и еще 94 случая связаны с заболеваниями иного генеза. При этом не сообщалось, были ли указанные случаи смерти расследованы, и каков был результат этих расследований.

 Право на подачу жалоб

 В феврале 2008 г. Казахстан снял оговорки к Конвенции ООН против пыток, позволив гражданам направлять индивидуальные сообщения в Комитет ООН против пыток, в июне 2009 года также появилась возможность подавать жалобы в Комитет ООН по правам человека[1].

В октябре 2008 г. при уполномоченном по правам человека Республики Казахстан была учреждена Рабочая группа по рассмотрению фактов применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В ее состав входят представители всех правоохранительных органов и представили гражданского общества.

       Определение преступления «пытка», расследование сообщений о пытках и наказание виновных

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» от 18 января 2011 года, статья 347-1 УК РК  (пытки) исключена.  Тем же законом УК РК дополнен ст. 141-1 [2]«пытки».  Таким образом, законодатель выполнил одну из рекомендаций гражданского общества, которое настаивало на перенесение данной статьи из главы «Преступления против правосудия и порядка исполнения наказаний» в главу «Преступления против личности».  Кроме того, в определение пытки было внесено уточнение «либо с их подстре­кательства или с молчаливого согласия другим лицом либо с их ведома». Однако, изменения не коснулись увеличения срока наказания, предусмотренного за данное преступление. 

Как показывает практика, уголовные дела за применение незаконных методов ведения следствия чаще возбуждаются по ст. 308 УК РК, предусматривающую наказания за превышение должностных полномочий.

В 2009-2010 годах был принят ряд законодательных мер по противодействию пыткам, но закрепленные ими гарантии недостаточны для изменения ситуации. 28 декабря 2009 года было принято Нормативное постановление Верховного Суда о применении судами норм противодействия пыткам.[3] 1 февраля 2010 года вступила в силу инструкция о проверке заявлений о пытках[4] утвержденная приказом Генерального прокурора. В 2010 году  был принят совместный приказ ряда министерств об участии специалистов в области судебной медицины при освидетельствовании лиц, содержащихся под стражей[5], а также совместный приказ о взаимодействии с гражданским обществом при проверке жалоб о пытках[6].   

На практике, сообщения о пытках в полиции, обычно проверяются теми же министерствами, на которые поступила жалоба: Региональными службами Департамента собственной безопасности МВД или МЮ. Проверки носят конфиденциальный, закрытый, внутриведомственный характер. Заявитель фактически не имеет права заявлять ходатайства о медицинском освидетельствовании, вызове свидетелей, приобщении доказательств, лишен доступа к материалам проверки. Как правило, такие проверки продолжаются слишком долго, что препятствует своевременному документированию доказательств, и заканчиваются отказом в возбуждении уголовного дела. Отсутствие мотивированного постановления о результатах проведенной проверки фактически лишает заявителя права ее обоснованного обжалования, а в результате – судебной защиты. Нередки случаи, когда заявителя вынуждают, иногда под прессингом новых пыток, забрать заявление.

Однако в последнее время наметились некоторые положительные изменения в этой области,  производством предварительного следствия по уже возбужденным уголовным делам по ст. 347-1 УК РК (пытка) занимается Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), которая  независима от органов МВД и МЮ.  Таких случаев крайне мало и пока сложно оценить приведут ли они к положительным результатам.

 

Законопроект об НПМ

 

Ратифицировав в июне 2008 г. Факультативный протокол к Конвенции против пыток (ФПКПП), Казастан обязался учредить Национальный превентивный механизм (НПМ) к 21 ноября 2009 г. В феврале 2010 года Правительство сделало заявление, что позволит Казахстану отложить создание НПМ на срок до трёх лет. Таки образом, НПМ в Казахстане должен быть создан к концу 2011 года.

С начала 2010 года при Министерстве Юстиции РК создана Рабочая группа по обсуждению закона «Об НПМ», в нее входят представители государственных органов, представители гражданского общества и международных организаций.

Министерство Юстиции РК для обсуждения предложило законопроект о внесении  дополнений и изменений в целый ряд законодательных актов. Предложенные изменения не учитывают специфики разных видов учреждений, как например, учреждений здравоохранения и учреждений уголовно-исполнительной системы. Также Министерство юстиции разработало отдельный законопроект о НПМ. Но до настоящего времени не принято окончательного решения о том, какой из законопроектов имеет приоритет, поэтому обсуждается 2 законопроекта.

Коалиция против пыток, международные организации, а также Специальный докладчик ООН по вопросу пыток отмечают необходимость разработки отдельного закона о НПМ. Коалиция выступила с предложением к Министерству Юстиции РК  создать НПМ на базе Уполномоченного по правам человека с участием общественных наблюдательных комиссий (модель «Омбудсман+»). Также необходимо разработать, обсудить и принять закон об Уполномоченном по правам человека, который бы соответствовал Парижским принципам. Представители гражданского общества разработали и представили два альтернативных законопроекта о НПМ.  

По мнению НПО, входящих в рабочую группу, предлагаемая Министерством юстиции модель НПМ не соответствует требованиям Факультативного протокола, в части, определения государственного института, который бы выполнял функции исполнительного органа НПМ; источника полномочий НПМ (отдельный закон либо внесение изменений и дополнений в действующее законодательство); мандата, а также источника и порядка функционирования НПМ.  В частности, Коалиция против пыток считает неприемлемым финансирование создаваемого НПМ в рамках государственного социального заказа, так как это поставит под угрозу функциональную независимость, стабильность и оперативность НПМ. Неприемлемость социального заказа отметил и Специальный докладчик ООН по вопросу пыток, г-н Новак.  

 

Недостаточные гарантии защиты от пыток или ненадлежащее их соблюдение

 a.                   Отсутствие гарантий защиты от пыток в момент фактического задержания:

 

Отсутствие четкого законодательного определения понятий «задержание», «задержанный», «момент задержания», способствует нарушениям прав со стороны правоохранительных органов. Крайне распространено нарушение  времени составления протокола задержания (максимально 3 часа по законодательству с момента задержания), так как фиксирование времени фактического задержания не урегулировано законодательно.  До  составления протокола задержания задержанное лицо не может пользоваться законодательно установленными правами подозреваемого. Также часты злоупотребления полномочиями доставлять в РОВД «для установления личности»,  содержанием лиц в патрульной машине или в кабинете без процессуального статуса и соответствующих  прав. Закон не обязывает полицейских объявлять задерживаемому, что он является задержанным, или уведомлять его о причинах задержания и его правах.

 

b.                  Использование иных, чем предусмотрены законом, мест содержания под стражей и отсутствие эффективной регистрации:

 

Известны случаи, когда фактически задержанные лица  содержались в иных, чем предусмотрено законом, местах содержания под стражей, в том числе, кабинетах следователей, частных квартирах, патрульных машинах. Такое нигде незарегистрированное удержание, как правило, случается, т.е. в течение первых нескольких – иногда дольше – часов после фактического задержания. Зафиксированы случаи применения пыток в данный период.

 c.                   Проведение неофициальных допросов:

       Многие допросы предваряются проведением т.н. опросов, «бесед», во время которых лица, вызванные в полицию «для пояснений» или под иным предлогом, подвергаются психологическому и/или физическому давлению, с целью принудить их к «явке с повинной» или разглашению необходимой следствию информации, в том числе получение нужных показаний от свидетелей, с применением угроз и шантажа. Как правило, эти лица лишены процессуальных прав. Обычно после полученные заявления используются для возбуждения в отношении «опрошенных» уголовных дел.

 

d.                  Нарушение обязательств невыдворения (nonrefoulement)

 

Законодательство Казахстана не  содержит гарантий невыдворения лиц, которые могут быть подвергнуты пыткам в стране выдворения или экстрадиции: нет ни норм, ни процедур по рассмотрению данного вопроса.

УПК РК устанавливает, что условия и порядок выдачи лица иностранному государству определяются нормами УПК и международным договором с иностранным государством.  Отсутствует положение о приоритете требований Конвенции против пыток, в частности императивной нормы невысылки, по отношению к двухсторонним договорам об экстрадиции. Напротив, в практике государственных органов Минская и Кишиневская конвенции СНГ о правовой помощи являются более приоритетными.

Законодательство Казахстана не устанавливает минимальных процессуальных гарантий для лиц, в отношении которых принимаются  решения о выдворении, ни  прав на обжалование решения о выдворении. Это дает исполнительной власти возможность выдворять иностранцев и/или лиц без гражданства по собственному усмотрению без какого-либо судебного или общественного контроля.

В настоящий момент 29 граждан Узбекистана задержаны по экстрадиционному запросу из Узбекистана, они обвиняются в совершении террористических актов, незаконной религиозной деятельности и попытке свержения государственного строя. Всем задержанным Казахстан предоставил доступ к государственной процедуре предоставления статуса беженца, статус беженца был предоставлен только одному из задержанных, двоих уже экстрадировали в Узбекистан. Пытки в Узбекистане носят систематический характер, и Европейский суд по правам человека, как и Комитет ООН по правам человека вынесли уже серию решений, запрещающих выдворение или экстрадицию в Узбекистан.

 

Использование доказательств, полученных под пытками

 

В Казахстане судьи часто склонны рассматривать заявления подсудимых о пытках в качестве попытки избежать наказания. Подсудимые вынуждены самостоятельно доказывать факт пыток и, следовательно, оспаривать допустимость предъявляемых обвинением доказательств, как правило, безрезультатно. Часто приговоры выносятся на основе доказательств, полученных  с применением пыток.

 

Отсутствие возможности получения компенсации за вред, понесенный в результате пыток

 

В Казахстане пытки не входят в перечень незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, совершение которых влечет возмещение пострадавшим морального и материального вреда.

 Рекомендации

1.       Привести определение «пытки» в ст.141-1 УК РК в соответствие с Конвенцией ООН против пыток.

2.       Обеспечить безусловное соблюдение гарантий защиты от пыток всем (в том числе фактически задержанным, административным задержанным, свидетелям и пр.) с момента фактического задержания:

(а) информирование о причинах задержания;

(б) информирование о процессуальных гарантияхи, обеспечивающих свободу от пыток и их неукоснительное выполнение:

– право хранить молчание;

– право на адвоката по своему выбору до первого допроса, а при невозможности самостоятельно нанять адвоката – пользоваться услугами адвоката за счет средств государства;

– право уведомить близких о своем задержании.

(в) информирование о последствиях отказа от этих прав

 

Информация о правах и последствиях отказа от них должна предоставляться в письменном виде под роспись, на понятном им языке и в понятном изложении.

 

3.       Cоздать эффективный механизм мониторинга мест лишения свободы и содержания под стражей.

 

4.       В сотрудничестве с гружданским обществом разработать закон «О НПМ», который бы полностью соответствовал требованиям ФП КПП.

 

5.       Неукоснительно исполнять и ввести в законодательство запрет на выдворение, возвращение и экстрадицию лица в другую страну, где есть основания полагать, что это лицо будет подвержено пыткам.

 

6.       Обеспечить соотвествие наказания за пытки тяжести преступления. В частности, исключить возможность квалификации преступления, предусмотренного ст. 141-1 УК РК, как преступления небольшой или средней степени тяжести. Исключить возможность квалификации случаев пыток, повлекших смерть потерпевшего, как преступных деяний, совершенных по неосторожности. Предусмотреть соответствующее наказание за причинение смерти в результате пыток, аналогичное ст.96 УК РК (убийство, совершенное с особой жестокостью). Законодательно закрепить запрет на применение амнистии и возможность примирения сторон по ст. 141-1 УК РК «Пытки».

 

7.       Законодательно установить четкую процедуру рассмотрения судами сообщений подсудимых о пытках в ходе предварительного следствия.

 

8.       Включить пытки в перечень незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц, совершение которых влечет возмещение лицам от них пострадавшим морального и материального вреда.

 

9.       Создать  полностью независимый от полиции и прокуратуры орган расследования сообщений о пытках. Расследования сообщений о пытках должны проводиться в полном соответствии со Стамбульским протоколом[7], в частности, с соблюдением принципов беспристрастности, независимости, быстроты и тщательности.

 

10.    Ввести институт независимой медицинской экспертизы, что делает возможным сбор доказательств наличия следов пыток, для этих целей отменить монополию деятельности судебно-медицинской экспертизы.

 

11.    Предусмотреть в УПК РК норму об обязательном отстранении от должности лиц, в отношении которых ведется расследование дела по вопросу применения пыток на период ведения предварительного следствия;

 

12.    Разработать законодательный механизм отслеживания выполнения рекомендации, замечаний, мнений и др. договорных и специальных органов ООН

 

13.    Министерству здравоохранения необходимо взять на исполнение вопрос о стимулировании и привлечении медицинских представителей в процесс обсуждения вопросов борьбы с пытками и выработки механизма по выявлению фактов пыток и реабилитации жертв пыток.

 
 

Дело № 1

 

Сагатов Жандос (1983 г.р.) подвергался различного рода издевательствам ИУ строго режима ЛА-155/8 (п. Заречный Алматинской области).

 20 марта 2010 г.  его против воли побрили наголо сотрудники учреждения, насильно раздели догола. Кроме того, Сагатова Ж. оскорбляли, унижали различными насмешками сексуального характера. Помимо морального унижения в данном случае, в отношении Сагатова Ж. также были применены пытки, которые сопровождались словесными угрозами, оскорблениями, ему угрожали, что он перестанет быть мужчиной с последующей утратой уважения в обществе.

 Сагатова Ж. увели в туалет и стали жестоко избивать, применяя спец средства (дубинки) по всем частям тела, а особенно  по жизненно важным органам, как сотрудники исправительного учреждения, так и осужденные (СПП), опускали вниз головой в унитаз и  спускали воду, в это же время одновременно и неоднократно вводили часть дубинки в задний проход (анальное отверстие).  От боли и унижения он терял сознание, но  его приводили в чувство, обливая холодной водой из ведра  и спрашивали, будет ли он мыть полы в карантинном отделении. При всем этом присутствовали заместитель начальника по режимно-оперативной работе, начальник медицинской части Абдимуратов, контролеры и осужденные СПП. Далее, в отношении Сагатова Ж. было вновь применено насилие, ему засовывали в рот половую тряпку, засовывали голову в унитаз и спускали воду, били дубинкой по стопам, пяткам ног, душили руками. Издевательства над Сагатовым Ж. продолжались около трех часов. 

В результате жестокого избиения, Сагатов Ж. получил различные травмы и не мог передвигаться самостоятельно, принимать пищу и отправлять естественные нужды. Кроме того, Сагатову Ж. своевременно не была оказана медицинская помощь. Возможная причина заключается в том, что сотрудники учреждения, начальник медицинской части Абдимуратов скрывали факт избиения Сагатова Ж., вследствие этого, ему не была оказана своевременная   квалифицированная медицинская помощь. То есть в Учреждении Ла-155/8 надлежащая медицинская помощь Сагатову не была оказана.

Начальник медицинской части составил заключение, согласно которому ему поставлен диагноз: ушибы мягких тканей, следы от применения спецсредств в области ягодицы».

После избиений Сагатов Ж. был помещен с медсанчасть учреждения, где состояние его здоровья ухудшилось, и он был вывезен в больницу г. Капшагай, где ему была сделана операция. Затем, осужденный Сагатов Ж. находился в реанимационном отделении больницы г. Капшагай. В последующем Ж.Сагатову в Алматинской областной больнице в общей сложности было  сделано 6 операций. Состояние здоровья осужденного Сагатова тяжелое. По данному факту, в отношении сотрудников учреждения было возбуждено уголовное дело по ст. 308 УК РК, а затем переквалифицировано на ст. 347-1 УК РК (пытки), Сагатов признан потерпевшим.

Заключением судебно-медицинского эксперта от 6 апреля 2010 года установлено Сагатову Ж.  причинен следующий вред здоровью:

Закрытая тупая травма с разрывом мочевого пузыря, и ректосигмовидного отдела прямой кишки, кровоизлиянием  в забрюшинную клетчатку;

Квалифицируется как тяжкий по признаку опасности для жизни, данный вред причинен от воздействия тупого предмета с ограниченной травмирующей поверхностью, возможно при введении твердого тупого предмета в заднепроходное отверстие;

Множественные ссадины, кровоподтеки, кровоизлияния в мягкие ткани лица, правого предплечья, ягодичных областей, поясничной области, пятке и подошве правой стопы – причинены действием твердого тупого предмета (предметов) с ограниченной травмирующей поверхностью, квалифицируются как легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья сроком менее 21 дня.

В настоящее время дело находится на рассмотрении в суде г. Капшагай. Коалиция оплатила услуги адвоката Ж.Сагатову.

Всем подсудимым избрана мера пресечения в виде ареста, дело находится на личном контроле Генерального прокурора РК.

 

Дело №2

 

Осужденные, отбывающие наказание в учреждении ЕЦ 166/26, через своих родственников сообщили о том, что 26-28 июня 2010 года их избивали сотрудники ДКУИС по Акмолинской области и сотрудники других учреждений области, при помощи транспортерной ленты, били по ладоням, такой метод не оставляет следов, при этом причиняется сильная боль и страдания. Также осужденных избивали руками, ногами, использовали дубинку. Их раздевали догола и в таком виде заставляли петь гимн Республики Казахстан, затем их принуждали копать яму, не давая возможности раздеться на 40-ка градусной жаре. При этом, как сообщили осужденные, весь процесс издевательств и унижений, фиксировался на видеокамеру. Одновременно с этим, их принуждали отказаться от «каких-то» идей, сказав это  на камеру.

3 июля 2010 года в 5 часов утра, 14 осужденных не выдержав издевательств и побоев были вынуждены пойти на акцию протеста путем нанесения себе резанных ран в области живота, рук и шеи. В беседе начальник УК УИС по Акмолинской области г-н К.З. Туманов подтвердил о создании группы режимников для наведения порядка и отметил при этом, что КУИС МЮ РК присылает в Акмолинскую область только «криминальных авторитетов» для их «развенчивания» и просил оказать содействие в прекращении таких «просьб» со стороны КУИС МЮ РК. 

Коалиция по результатам проведенного перекрестного мониторинга проинформировала Генеральную прокуратуру о его результатах. 7 июля 2010 года прокуратурой Акмолинской области по факту превышения власти Турмагамбетовым С.К., Негметжановым Ж.Е. и другими работниками ДКУИС по Акмолинской области возбуждено уголовное дело по признакам преступлений предусмотренных ст. ст. 308 ч. 4 п. «а», 347-1 ч. 2 п. «а» УК РК, все эти лица приказом министра юстиции освобождены от занимаемых должностей.

По делу в качестве потерпевших признаны 27 осужденных. Проводены следственные действия согласно утвержденному плану расследования. В настоящее время, дело переданов прокуратуру для дальнейшей передачи в суд. Члены Коалиции А.Жанабилова и И.Алдыбаева получили доверенности на представление интересов потерпевших в суде  от 5 заключенных. 

 

Дело №3

 

Петренко Анатолий Александрович 08.06.2009 год около 19 часов был избит на улице в центре села Челгаши, Карасуского района Костанайской области сотрудниками полиции на глазах у жителей села. Далее Петренко был помещен полицейским в машину, при этом его сильно ударили головой о салон машины, он потерял сознание, очнулся в поселковом отделении полиции, где пытки продолжились. После отделения полиции Петренко полицейские вывезли на улицу, где избиение продолжались, потом доставили его домой (около 20-21 часа 08.06.2010).

Во время задержания и последующих  пыток Петренко не имел доступа к адвокату, его родственникам не было сообщено о задержании. Встретился с родными только около 20, 21 часа  08.06.2010, когда полицейские занесли привезли его домой и бросили.

 Около 19 часов к магазину в центре села, где Петренко пытался поймать такси, подъехала машина, из которой вышли трое сотрудников полиции, которые подошли к Петренко и сказали, что он поедет с ними. Петренко ответил, что ему нужно домой. Петренко хотел поздороваться с участковым и в это же время его сразу ударили по голове двое полицейских, стоявших рядом с участковым. Удары наносили кулаком, каждый ударил 2-3 раза. После участковый с еще одним полицейским стали крутить руки и подталкивать к машине. Ведя к машине полицейские наносили удары Петренко в область живота и паха. Петренко  просил его отпустить, ст. лейтенант ударил его кулаком в лицо, из-за чего из носа у Петренко пошла кровь и он упал. После этого ст. лейтенант ударил Петренко коленом 2-3 раза в область живота, от удара у Перенко пошел жар по всему телу.

В этот момент проходили люди, которые стали кричать, чтобы полицейские прекратили избивать человека.  Но трое полицейских продолжали наносить удары: били в основном ногами, некоторые удары были и ногами в область паха и живота. Петренко сам встать на ноги уже не мог. Полицейские стали заталкивать его в машину и он ударился головой о верхнюю планку салона автомобиля и потерял сознание. Когда Петренко очнулся он был в салоне авто, рядом сидел сержант европейской национальности. Петренко сказал громко, что полицейские ответят за избиения. Участковый, который сидел рядом с водителем — повернулся в сторону Петренко и с силой ударил его 3-4 раза в область живота, после этого Петренко снова потерял сознание и очнулся в поселковом отделении полиции, от того, что его кинули на пол. В это время к Петренко наклонился ст. лейтенант полиции и задал вопрос «Ты убил Юру?». Петренко ответил, что никого не убивал. Долгарев Юрий – это его друг, которого нашли на свалке весной 2009 замерзшим.

После этого Петренко снова стали избивать все три полицейских: участковый Аслан, старший лейтенант полиции и лейтенант полиции. При этом они задавали вопросы: «Ты убил Юру?».  В какой -то момент Петренко почувствовал, что с него снимают штаны. Он стал кричать, чтобы они прекратили данные действия, потом почувствовал, как они ему вводят что-то в задний проход, боль была такая сильная, что он потерял сознание. Очнулся от того, что его бросили на землю. Полицейские вытащили его из автомобиля и бросили на спину. Петренко видел только небо. Потом к нему подошла женщина со скорой в белом халате, и стала спрашивать ФИО. Далее Петренко снова положили в салон «Жигулей» и отвезли домой. Полицейские взяли его за руки и ноги, занесли в дом и бросили в зальной комнате. 

После доставления домой Петренко прилег на кровать, но уснуть не мог: была сильная боль в области живота, все тело горело огнем, он никогда не испытывал такую боль. Всю ночь не мог спать, выходил на улицу, у него бежала слизь, кровь с заднего прохода, он не мог мочится, его сильно тошнило.

В результате пыток, Петренко А. стал инвалидом второй группы. Судебно медицинский эксперт установил у него следующие травмы: разрывы передней и задней стенок мочевого пузыря, прямой кишки, закрытая травма живота, а так же экспертом зафиксированы кровоподтеки вокруг глаз. 

Пытки применялись с целью получения признательных показаний в совершении умышленного убийства жителя с. Челгаши Карасуского района Долгарева Юрия Николаевича, 1964 г.р. , труп которого был обнаружен весной 2009 года на свалке

В гражданскую больницу гос-н Петрекно был доставлен через 12 часов после избиения в тяжелом состоянии, АД 80/60. После избиений Петренко не мог мочиться, при катетеризации – кровь в мочевом пузыре. Проведена операция – лапаротомия, ушивание разрыва мочевого пузыря.  Согласно справке об инвалидности: нуждается в обеспечении калоприемниками слева, мочеприемниками.

Позже г-ну Петренко МСЭ установила вторую, первичную группу инвалидности.

По заявлению Петренко было возбуждено уголовное дело в отношении трех полицейских: Жанабекова М.С, 1986 г.р., Буркутбаева Ж.Ж, 1984 г.р., Мергенбаева А.С., 1988 г.р. по ст. ст. 308 ч.4 п. «а», 103ч.2 п. «г», 347-1 ч.3 УК РК. Однако приговором районного суда № 2 Карасуского района Костанайской области полицейские были оправданы по ст. 347-1 УК РК , в связи с отсутствием в их действиях состава преступления, обвинение по ч.2 п. «г» ст. 103 было переквалифицировано на ч.1 ст.103 УК РК, так же полицейских осудили  по ст. 308 ч.4 п. «а». Судом было назначено наказание каждому    3 (три) года лишения свободы с отбытием наказания в колонии общего режима с лишением права занимать государственные должности в органах МВД РК на срок семь лет с конфискацией всего принадлежащего имущества. С осужденных в пользу гос-на Петренко суд постановил взыскать 279 561 (двести семьдесят девять тысяч пятьсот шестьдесят один) тенге  – возмещение материального вреда, 600 000 (шестьсот тысяч) тенге — возмещение материального вреда. Однако, как оказалось после вынесения приговора, у осужденных нет никакого имущества, кроме денег на карточных счетах. Так с карточного счета Буркутбаева в пользу Петренко было передано 432  (четыреста тридцать две) тенге, с карточного счета Мергенбаева 9682 (девять тысяч шестьсот восемьдесят две) тенге. До сегодняшнего дня гос-ну Петренко более не выплачено какой-либо компенсации, несмотря на решение суда. Апелляционная жалоба в Костанайский областной суд, несмотря на протест прокурора, результата не принесла — приговор оставлен без изменения.

 

Дело № 4

 

В  июне 2010 года сотрудники спецслужб Казахстана задержали 30 граждан Узбекистана, из которых 18 имели мандатный статус беженца УВКБ ООН. Все они были задержаны по экстрадиционному запросу из Узбекистана где они обвиняються в совершении террактов, незаконной религиозной деятельности, и попытке свержения государственного строя. Всем задержанным государство предоставило доступ к Гос. Процедуре предоставления статуса беженца, в итоге статус беженца был выдан только одному из за держанных, в данный момент двух задержанных уже экстрадировали в Узбекистан и судьба их неизвестна. Остальные задержанные обжалуют решения государства об отказе им в предоставлении статуса беженца, но вопрос об их экстрадиции государство считает уже решенным, и Генеральная прокуратура дала указания подготавливать их экстрадицию в Узбекистан.

В данной ситуации очень настораживает позиция офиса УВКБ ООН, так как с момента задержания 30 человек сотрудники офиса не сделали ни одного заявления о сложившейся ситуации, более того очень возмутительно то, что сотрудники офиса УВКБ ООН очень просили правозащитнико не поднимать эту тему и по возможности умалчивать об этой ситуации. В итоге Штаб Квартира УВКБ ООН аннулировала ранее выданный мандатный статус беженца 18 из задержанных граждан Узбекистана, причем до сих пор невозможно получить четких объяснений на основании чего было принято такое решение. Гражданское общество выражает тревогу за судьбу граждан Узбекистана, которым грозит экстрадиция в страну своего гражданства, так как согласно отчету Комитета ООН по борьбе с пытками власти Узбекистана обвиняются в «систематическом использовании пыток». Комитет ООН против пыток в 2008 году в качестве одной из рекомендаций Правительству Казахстана указал внести в законодательство и практику запрет на выдачу лиц в страну, где возможно применение пыток.

В данное время Коалицией направлено сообщение Специальному докладчику ООН против пыток с просьбой принять меры по приостановлению экстрадиции в Узбекистан на ст. 3 Конвенции ООН против пыток.

Адвокаты граждан Узбекистана в настоящий момент обжалуют в Верховном суде решение Генеральной прокуратуры об экстрадиции.

 

Контактная информация

Координатор Коалиции НПО против пыток – Роза Акылбекова + 7 727 2254271, roza.akylbekova@gmail.com, diana.berezovskaya@gmail.com, inara.aldybayeva@gmail.com 

 



[1] В июне 2009 г. Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

[2] «Статья 141-1. Пытки

1. Умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем, лицом, осуществляющим дознание, или иным должностным лицом либо с их подстре­кательства или с молчаливого согласия другим лицом либо с их ведома с целью получить от пытаемого или третьего лица сведения или признания либо наказать его за действие, которое совершило оно или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, –

наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с причинением средней тяжести вреда здоровью;

г) в отношении женщины, заведомо для виновного находя­щейся в состоянии беременности, или несовершеннолетнего, –

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лише­нием права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

3. То же деяние, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью или по неосторожности смерть потерпевшего, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечание. Не признаются пыткой физические и психические страдания, причиненные в результате законных действий должностных лиц»;

[3] Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан № 7 « О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания».

[4] Инструкция о проверке заявлений о пытках и иных незаконных методах, связанных с жестоким обращением с лицами, вовлеченными в уголовный процесс и содержащихся в специализированных учреждениях, и их предупреждению»,

[5] Совместный приказ «Об обеспечении обязательного участия специалистов в области судебной медицины в проведении медицинского освидетельствования  на предмет наличия телесных повреждений у лиц, находящихся в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной системы», подписан Министерством юстиции, Министерством здравоохранения, Министерством   внутренних дел и Комитетом национальной безопасности.

[6] Совместный приказ Министерства .стиции РК, Генеральной прокуратуры  РК, Комитета Национальной Безопасности РК, Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью «О взаимодействии правоохранительных органов и субъектов гражданского общества при осуществлении проверок жалоб о пытках и иных недозволенных методах ведения дознания и  следствия,  а также уголовного преследования по данным фактам».

[7] Принципы эффективного расследования и документирования пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство видов обращения и наказания.
 

 


Добавить комментарий

Смотрите также