На удивление правовое решение… мы уж и не надеялись!

31.01.2011

 


В понедельник 31 января в Конституционном совете РК завершилось второе после понедельника 24 января заседание по рассмотрению вопроса о конституционности закона о проведении референдума по продлению полномочий действующего президента без выборов до 2020 года. Этот закон был принят на совместном заседании обеих палат парламента 14 января вопреки указу президента РК от 6 января об отклонении этой инициативы, ранее уже предлагавшейся тем же парламентом.


 


В позапрошлый понедельник 17 января президент вторично отказался подписывать этот закон и направил его на рассмотрение в Конституционный совет. А в пятницу 28 января, выступая на заседании обеих палат парламента с ежегодным Посланием народу Казахстана, ещё раз подкрепил авторитет Конституционного совета заявлением о том, что как они решат, так и он решит. При этом Нурсултан Назарбаев заявил, что рассматривает 5 миллионов подписей за референдум о продлении полномочий как «сигнал от народа» о том, что «не должен оставлять свой пост, а должен работать, покуда позволит здоровье».


 


Сей эпический троп одни наблюдатели поняли как сигнал «команде Рогова» признать закон о референдуме конституционным и тем самым дать отмашки Центризбиркому готовить проведение плебисцита. Другие наблюдатели заговорили о том, что весы ещё качаются и шансы «признает – не признает» равны 50 на 50, ну может 49 на 51 в любую сторону (образ из выступления зампреда ОСДП «Азат» Петра Своика на форуме демократических сил «Новый Казахстан-2020», прошедшем в субботу 29 января). Наша собственная версия в статье «Казахский цирк – антракт до особого распоряжения» заключалась в том, что решение КС, которое продиктует ему президент, а тем более окончательное решение, которое он сам примет, могут быть какими угодно, но вынесены они будут не завтра, а в первой половине февраля – после завершения «Азиады» и ближе к съезду «Нур Отана» или на нём самом, а пока антракт.


 


Как мы видим теперь, посрамлены оказались те, кто понял слова Назарбаева о «сигнале от народа» и «пока здоровье позволит» как решение о продлении полномочий без выборов. Ближе к истине оказались сторонники теории «хоть так, хоть этак», допускавшие возможность оптимистического для судеб демократии в стране варианта. Мы же «пролетели» насчёт сроков и антракта до 11 февраля – оказалось, весь антракт уместился в один уик-энд.   


 


Напомним уважаемому читателю, что на первом заседании КС в прошлый понедельник 24 января все ораторы, представлявшие госорганы, числом не менее десятка, дружно славили референдум о продлении бастыкства НАНа до 2020 года без выборов, ничтоже сумняшеся провозглашая таковой плебисцит не только не отходом от демократии, но и наоборот, её высшей формой. И только одна приглашенная на заседание «для плюрализма» правозащитница Жемис Турмагамбетова, директор Общественного фонда «Хартия за права человека», выступила там против референдума с целым рядом чисто правозащитных аргументов о невозможности лишать всех граждан РК (мы бы вставили: не исключая и самовыдвиженцев В.Козлова с Ж.Куанышалиным) их конституционного права избирать и быть избранным на президентских выборах.


 


А на следующий после того заседания Конституционного совета день 25 января, но уже не в Астане, а в Вашингтоне то же самое внушала госсекретарю и министру иностранных дел РК Канату Саудабаеву просто госсекретарь США Хиллари Клинтон. А ещё раньше, в самом начале января, бывшего управляющего конторой «Казгосцирк» и посла РК в США заботливо просвещал в этом же направлении тогдашний посол США в РК Ричард Хоугланд. И ещё то же самое говорилось в заявлениях Евросоюза и ОБСЕ – в последнем случае с особливой апелляцией к недавнему саммиту в Астане и принятой на нём Астанинской декларации. А ещё были заявления оппозиционных партий «Алга!» и КПК, ОСДП «Азат» и ряда общественных деятелей, правозащитных организаций, в т.ч. и нашего Бюро в составе Коалиции НПО «Казахстан–ОБСЕ 2010», и отдельно «Хартии за права человека» юридическое заключение с подробнейшей критикой законопроекта.


 


Ещё были уличные акции протеста: в Уральске, за которую пятеро «алговцев» уплатили штрафы, а два молодых журналиста – Лукпан Ахмедьяров и Санат Урналиев отсидели по 5 суток, что не освободило их от уплаты штрафов (новое в казахстанской юстиции – раньше давали либо штраф, либо клоповник, а тут всё разом). В южной столице перед зданием ЦК партии «Нур Отан», когда ребята из монархического движения «Нур Отар» пародийно славили продление полномочий Главного Пастыря и призывали идти дальше, возведя наконец президента в ханы, а граждан­ское общество – в отару; перед тем же офисом «партии власти», когда другие юнцы и юницы из движения «Рух пен тил» пытались исполнить обряд похорон демократии, но были задержаны полицией и потом оштрафованы административным судом. И ещё три обошедшихся без карательных санкций одиночных протеста в Таразе, Семее и в Алматы – в последнем случае против вечного президентства протестовал «желтоксановец» образца декабря-1986 у подножия монумента тому самому Желтоксану на бывшей площади имени Брежнева.


 


И ещё была пресса – четыре оппозиционных газеты за вычетом пятой, самой из них многотиражной «Свободы слова», в которой перед Новым годом сменили главного редактора специально, чтобы не критиковала референдум. Зато с добавлением казахстанско-россий­ской «Новой газеты» с язвительными фельетонами москвича Аркадия Дубнова, который также и впервые на нашей памяти на «Ежедневном журнале» опубликовал вообще что-либо про Казахстан.


 


А что было на другой чаше весов? Инициативная группа Сыдыкова – Панина с  «чисто самодеятельным» республиканским собранием в Усть-Каменогорске, проведённым ни в какой иной день, как в 4-ю годовщину смерти якобы бессмертного Туркменбаши (казахский аналог – Елбасы) и ровно за 2 года до назначенного модными шарлатанами конца света по календарю майя. (Кстати, не имелось ли в виду референдумом отсрочить апокалипсис до 2020 года?) Ещё был административно-силовой сбор 5-ти миллионов подписей при норме в 200 тысяч – теперь вот не знают, в какую сумму обойдётся утилизация многотонных ящиков с подписными листами; ну и отдали бы на ТЭЦ того же Семипалатинска или Приозёрска, где нечем отапливать города, авось бы протопили бы до начала весны. Ну, ещё ностальгические для престарелых «зиялы киым» собрания в театрах и академиях – нечто вроде сеансов погружения в золотые 70-е, а то и 50-е или даже 30-е годы. Наконец, удивительные славяно-кавказские сходки в Доме дружбы, на которых ряженные казачьи атаманы и чечено-ингушские авторитеты вдрызг разругались из-за оценки месячной давности московских событий на Манежной площади, зато слились в экстазе общих славословий Первому Президенту и обещаний собрать за продление его полномочий ещё один миллион подписей.


 


Вот такой был расклад, и вот что лежало на весах нашей конституционной Фемиды: на одной чаше – двукратное решение парламента, подкреплённое 5 млн. подписей «мёртвых душ» и всенародным «одобрямсом», явно согласованным с его объектом и героем. На другой чаше лежали двукратный же отказ президента, подкреплённый резкими заявлениями Госдепа, ЕС и ОБСЕ, а также отечественной оппозиции и независимой прессы. Вторая чаша перевесила… или так и было задумано с самого начала? Ведь ежу понятно, что Конституционный совет не мог решить такое сам по себе, а только по согласованию, а то и по прямому указанию самого Назарбаева.


 


Что же теперь будут делать столь эффектно посланные Конституционным советом на всем известный хуторок в степи господа инициативники во главе с Сыдыковым и Паниным, а главное – депутаты обеих палат для политически неизлечимых парламентариев? Не уйдут ли они в оппозицию к такому КС-у, не начнут ли кампанию протеста под лозунгом «На кого работаете, г-н Рогов?!» и сбор новых 5-ти миллионов подписей за отставку Рогова, а может даже и самого Назарбаева – примерно так: «Долой правового фетишиста Рогова и прозападного президента Назарбаева, да здравствует Назарбаев без Рогова – наш бог да хан в одном лице (богдыхан)!» А ещё можно парламенту в полном составе подать в отставку, а равно и «Нур Отану» на февральском съезде, очень тактично приуроченном к 5-й годовщине бессудной казни Алтынбека Сарсенбаева с двумя помощниками, принять решение о коллективном харакири посредством самороспуска. Да много ещё чего можно придумать «для балды» или, говоря современнее, для стёба, хотя смешнее, чем бывает в реальной жизни нашего «Казахского цирка», всё равно не придумаешь, хоть всем «Нур Отаром» на голову встань.


 


Андрей СВИРИДОВ, редактор сайта КМБПЧиСЗ


 


Добавить комментарий