За преступления придется отвечать

27.01.2011

 


Правозащитники провели акцию протеста против визита в Брюссель президента Узбекистана Ислама КАРИМОВА, резко раскритиковав власти Евросоюза за неразборчивость и расценив встречи Каримова с руководством ЕС и НАТО как реабилитацию узбекского президента после событий в Андижане в 2005 году.


Президент Узбекистана Ислам Каримов в понедельник 24 января прибыл в Брюссель для переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом БАРРОЗУ и генсеком НАТО Андерсом Фогом РАСМУССЕНОМ. Этот визит Брюссель не афишировал вплоть до последнего момента: все-таки встреча лидеров ЕС и НАТО с одиозным центрально-азиатским диктатором, вызывающим множество нареканий со стороны самого Запада не самая удачная идея, особенно на фоне последних злоключений в Европе батьки Лукашенко.


Однако не вся Европа встретила Ислама Каримова с распростертыми объятиями. О том, как общественность протестовала против визита Каримова в Брюссель, «Республике» рассказала президент французской правозащитной ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда АТАЕВА.


 



– Надежда, расскажите, пожалуйста, подробности акции протеста, приуроченной к визиту Каримова в Брюссель. Где и как она проходила?
– Эта акция проходила 24 января у входа в Еврокомиссию. Началась она в 11 часов утра. В ней приняли участие узбекские правозащитники-эмигранты, узбекский писатель, бывшая политзаключенная и руководитель правозащитной организации «Пламенные сердца» Мутабар Таджибаева. Я представляла ассоциацию «Права человека в Цент­ральной Азии». Организаторами этого мероприятия выступила международная федерация «За права человека» (FIDH). Поддержали акцию «Международная амнистия», Human Rights Watch и несколько известных европейских изданий. Я насчитала около 55 журналистов. Были французские, бельгийские издания. Благодаря участию западных журналистов и правозащитников нам наконец удалось выразить адекватную реакцию на официальный приезд Ислама Каримова.


– Что именно вы попытались донести до европейской общественности?
– Начнем с того, что это был первый визит Каримова после андижанского массового расстрела 13 мая 2005 года. Чуть позже Евросоюз в ответ на отказ допустить международное независимое расследование андижанских событий объявил санкции в отношении Узбекистана, и эти санкции коснулись 12 узбекских высокопоставленных чиновников, которые, по мнению ЕС, имеют отношение к массовому убийству. Каримов в этот список не вошел – формально в тот момент он еще был настоящим президентом страны. Но в 2007 году состоялись президентские выборы, и вопреки действующей Конституции Ислам Каримов сохранил власть и вступил в должность президента на третий срок. С этого момента говорить о том, что он легитимный президент, трудно. Поэтому мы очень возмутились – ведь он приезжал в Брюссель с официальным визитом.


– В СМИ упоминалось, что из повестки дня визита узбекского президента в Брюссель было исключено общение с прессой…
– Нас очень возмутило, что этот визит был овеян тайной. Мы слышали, что возможен этот приезд, но сначала наши источники в Еврокомиссии сообщили нам, что Каримов прибывает 31 января. И вдруг, когда мы стали посылать туда запрос, выяснилось, что он прилетает 24-го. Но до сих пор повестка дня скрывается. Мы лишь узнаем через агентства, с кем он встречался, какие вопросы обсуждались. Но ставился ли вопрос о правах человека, и каким образом ставился этот вопрос, какие аспекты в области прав человека затрагивались во время этих встреч – мы до сих пор узнать не можем. Это очень характерный момент. Европейская общественность и возмутилась. Была информационная волна, и это, как мне кажется, очень серьезный сигнал для г-на Баррозу и всего правительства Евросоюза.


Сейчас пытаемся продолжать нашу работу, информировать общественность. Мы хотели бы в ближайшее время выпустить доклад, который так и называется – «Практика пыток и внесудебных казней в Узбекистане». В свои последние сообщения мы включили перечень самых ярких преступных деяний, которые совершаются в Узбекистане в период правления Каримова. Важно подчеркнуть, что за все эти преступления национальным законодательством Узбекистана не предусмотрена ответственность Каримова. Единственное, что можно ему предъявить – это претензии по поводу бездействия.


– Почему?
– Очень много заявлений, поданных в Генпрокуратуру Узбекистана и другие правоохранительные органы, рассматриваются формально, реальных виновников крайне редко привлекают к ответственности. Попадают за решетку стрелочники. И складывается такое впечатление, что это становится частью государственной политики. Еще в 2003 году специальный докладчик ООН по вопросам пыток Тео ван БОВЕН охарактеризовал ситуацию в отношении пыток как систематическую практику. Это подтвердил и Манфред НОВАК, новый спецдокладчик ООН. И ситуация не меняется. Отмена смертной казни повлекла за собой массовую внесудебную казнь и массовые внесудебные распра­вы.


Посмотрите: сегодня во время следствия практически все мужчины и женщины подвергаются сексуальным актам насилия. Учитывая, что в Узбекистане очень сильны традиции общественного мнения, не всегда и не все жертвы могут озвучивать свои имена. И режим это использует. Законодательство построено так, что нельзя привлечь настоящих виновников преступления, сотрудники правоохранительных органов практически не называют своих фамилий, и имена у них условные, жертвы не могут указать на людей, которые их истязают. Мы провели акцию протеста, обвиняя в этом именно Ислама Каримова. Ведь именно он проявляет бездействие! И если сегодня на Западе эти проблемы будут озвучены, то, на мой взгляд, это послужит серьезным сигналом для тех, кто сегодня участвует в этих преступлениях, что акты насилия не останутся для них безнаказанными.


– И в петиции, которая была озвучена в ходе акции протеста, вы тоже говорили об этом?
– Да, и еще я зачитала письма заключенных, которые получаю в последнее время, где они рассказывают, как их пытают. И рассказала, каким образом эти письма оказываются здесь, на свободе, на Западе. Ведь Узбекистан – это страна, которая пагубной практикой пыток заразила и соседние страны, в том числе Казахстан. Поэтому если мы говорим о ситуации в Узбекистане, мы, безусловно, должны рассматривать ситуацию в регионе. Это необходимо, если реально хотим добиться изменений в области прав человека.
Пока граждане ЦА не смогут отстаивать свои права, подавать жалобы и получать на них адекватные ответы, мы не можем говорить о том, что там происходит демократизация. Всегда, в любом обществе, происходит оздоровление, когда поддерживают гражданскую инициативу. Диктаторы должны почувствовать, что они – слуги народа, а не наоборот. И мы попытались сделать так, чтобы голоса из застенок, и ситуация, в которой сейчас находятся наши коллеги правозащитники, – чтобы все это прозвучало у дверей Еврокомиссии. Я очень благодарна журналистам – это все было озвучено в прессе.


– Насколько, на ваш взгляд, общение Каримова с западными партнерами уместно в контексте санкций, которые ЕС выдвинул в отношении Узбекистана?
– ЕС отменил их неоправданно. Почему они это сделали, если на самом деле Каримов не выполнил основное требование ЕС и не допустил международное независимое расследование? Это раз. Два: почему в повестке дня официальной встречи не звучал этот вопрос? Не было даже пресс-конференции, на которой журналисты могли бы задать этот вопрос Исламу Каримову.


– Получается, что Запад отменил их как бы по умолчанию, когда возникли более весомые интересы?
– Эти санкции вступили в силу в ноябре 2005 года и были отменены в октябре 2009 года. Причем мы каждые полгода перед заседанием Совета министров Евросоюза предоставляли на заседание этих комиссий полные отчеты своего мониторинга – меняется в эти шесть месяцев ситуация в стране или нет. Тогда был выдвинут список, в рамках которого шла речь об освобождении заключенных правозащитников, которые поддержали требование ЕС провести независимое расследование. И тогда ЕС, понимая, что, в принципе, Каримов не идет на уступки, стал придумывать пряники, для того, чтобы возобновить присутствие в стране, наладить политические и экономические виды сотрудничества.
Сказать о том, что санкции как бы отменены – они не оглашали этого. Это все прошло очень хитро, дипломатично. Они просто сняли сначала четыре фамилии из этого списка высокопоставленных лиц, связанных с дипломатическим корпусом, для того, чтобы эти лица могли въезжать в страны ЕС, а потом постепенно сняли и всех остальных. Послед­няя санкция оставалась – это эмбарго на поставку оружия в Узбекистан. И она в конечном итоге сдулась…


– Какие-то мотивировки со стороны ЕС при этом звучали?
– Аргументы у Евросоюза были достаточно нелепые: они в похвалу правительству Узбекистана стали говорить о том, что оно отменило смертную казнь. Но указ президента об отмене смертной казни вышел еще в 2004 году – о том, что с 1 января 2008 года в Узбекистане официально не будет действовать статья о смертной казни. То есть задолго до санкций и было сопряжено с большой работой правозащитных организаций. В то же время все вопросы, которые ЕС сегодня поднимает в диалоге с правительством Узбекистана, остаются на стадии решения. Ни по одному ключевому вопросу ничего не ре­шено. Эксплуатация детей на хлопке остается, политзаключенные – двух отпускают, пятерых сажают… То есть список не сокращается, а обновляется.


– Почему же тогда Запад так охотно идет на переговоры с Каримовым?
– Узбекистану «повезло»: он находится по соседству с Афганистаном. А афганский вопрос сейчас находится в центре внимания. В Термезе находится германская военная база. Естественно, через Узбекистан осуществляются все авиаперелеты с гуманитарным грузом и так далее. Так что обойтись без Узбекистана НАТО и страны антитеррористической коалиции пока не могут, потому вынуждены заигрывать с диктатором. Далее, это и вопросы энергетики, связанные с узбекским газом. То есть, видимо, Запад решил инвестировать в газодобычу Узбекистана. Нашли общие моменты, не обращая внимания на коррупцию.


– Есть конкретные примеры?
– Недавно в швейцарской газете вышла статья, в которой опубликована информация о том, что дочери Ислама Каримова приобрели в Женеве недвижимость. Одна из дочерей прикупила недвижимости на 43 млн евро – при том, что ее фактическая стоимость 13 млн. Я думаю, что для органов прокуратуры Швейцарии это должно стать серьезным сигналом, потому что это явный факт отмывания средств.


– Но пока Европе, видимо, выгоднее – как вы выразились – заигрывать с диктатором…
– Когда человек, который находится у власти 21 год и попирает все принципы демократии, вдруг официально приезжает в Евросоюз, это выглядит некорректно! Причем никто журналистам и правозащитникам толком не может объяснить: а кто реально его туда пригласил? Все отнекиваются, потом признаются, что это была инициатива со стороны Узбекистана. Узбекская пресса пишет, что ЕС и страны европейского пространства признают Узбекистан достойным партнером на международном уровне…
Представляете, все это нам приходится слушать! Что значит встреча Каримова с руководством ЕС? Ему просто очень нужна фотография рядом с Баррозу. Ему мил сам факт того, что его принимает Евросоюз. Ведь Каримов сейчас – особенно после событий на юге Кыргызстана – теряет поддержку внутри правительства и тем более силовых структур. В Оше и не только погибло очень много этнических узбеков. Его имиджмейкеры фокусируют внимание на том, что Каримов принял в самый сложный период конф­ликта 100 тысяч беженцев, и при этом никто не говорит о том, что он их выслал из страны. А после начал строить 7-метровый забор между Кыргызстаном и Узбекистаном.


– Даже Китайская стена шесть метров…
– А Узбекская Великая стена выше! Она усложнила переход этнических узбеков из Кыргызстана на территорию Ферганской долины, где есть много родственников у несчастных, и где они, раненные, изможденные, после пыток имели бы единственную возможность укрыться, получить тепло и еду. Вообще аморально – зная, что узбекское население в узбекской части Ферганской долины очень тесно связано родственными узами с этническими узбеками на юге Кыргызстана, – создавать им такие препятствия. Это останется глубокой обидой на долгие годы.
Теряя вот эту поддержку, Каримову нужно было зарисоваться на Западе. Но у нас была возможность рассказать как можно больше о том, почему мы считаем Ислама Каримова диктатором, что на самом деле происходит в стране в области прав человека.
Сейчас мы получаем приглашения от депутатов, чтобы встретиться и еще раз обсудить ситуацию, получаем достаточно много вопросов из посольств. Американская сторона достаточно заметно активизировалась. И, я думаю, мы подпортили настроение диктатору. Даже на последних фотографиях видно, насколько он запуган. Диктатор должен понимать: внутри страны он может заглушать голос правозащитника и гражданина, но за рубежом появилось огромное количество политэмигрантов из Узбекистана. Все вместе мы хором можем свидетельствовать о том, что режим Ислама Каримова преступен, причем преступен против человечности.


 


Справка «Республики»
Французская ассоциация «Права человека в Центральной Азии» была создана по инициативе узбекских политических эмигрантов. Идея ее создания возникла сразу после андижанских событий в 2005 году, но официально зарегистрирована организация была в 2006 году. Все пять лет существования организация ведет мониторинг, связанный с проблемой пыток, и оказывает помощь беженцам из ЦА.


 


Добавить комментарий

Смотрите также