* * *
Директорам и юристам региональных филиалов КМБПЧиСЗ
Членам Общественных наблюдательных комиссий (ОНК)
Уважаемые коллеги!
Целью настоящего обращения ко всем Вам не является убеждение во мнении, которое я имею сегодня относительно ситуации в КУИС МЮ РК и в учреждениях УКУИС по Карагандинской области в частности. Просто поделюсь с Вами некоторыми соображениями перед приостановкой деятельности ОНК, выходом из Меморандума, подписанного с КУИС МЮ РК и отправкой официального уведомления УКУИС МЮ РК по Карагандинской области о расторжении договора о сотрудничестве, заключенного нашим филиалом в далёком 2000 году. Поскольку, на мой взгляд:
1. Минюст и КУИС по-прежнему не желают сотрудничать с неправительственными организациями в рамках государственного социального заказа. Об этом свидетельствуют цифры в бюджете, которые однозначно говорят только о госзаказе на оказание правовой помощи в рамках уголовного процесса разветвленной структурой адвокатского сообщества. В деятельности ОНК государство не нуждается (!!!) и по-прежнему надеется на наведение порядка за счет средств иностранных доноров. К чести PRI: работа ОНК, деятельность которых ведут самостоятельные местные неправительственные организации, поддерживается этой организацией. Что касается средств на проведение этой работы в Карагандинском филиале КМБПЧ и СЗ (наверняка и у вас): таких средств не было с 2004 года и нет по сей день. Отвлекать ресурсы на работу ОНК, в том числе и людские, и тратить собственные средства далее не намерен. Если будем привлечены другими НПО к мониторингу учреждений по госсоцзаказу областного акимата, то, возможно, поработаем.
2. Минюст и КУИС по прежнему не желают реагировать на наши (ОНК) инициативы, которым уже более 5 лет (взято из моей статьи, опубликованной в прошлом году) :
● В учреждениях КУИС МЮ РК необходимо провести паспортизацию зданий, сооружений и жилых помещений учреждений на предмет их соответствия СНИП, ПТЭ, ПТБ, ППБ, санитарно-эпидемиологическим нормам (здания и сооружения в большинстве своем ветхие, как и жилые помещения, электропроводка в аварийном состоянии, приборы освещения и электрооборудование в большинстве случаев – кустарного изготовления и сборки). Жизнь людей (персонал и осужденные) постоянно подвергается опасности. Представители гражданского общества, представители администрации учреждений и осужденные должны точно знать, сколько тенге (тысяч или миллионов) необходимо учреждению для ликвидации несоответствий нормам действующего законодательства. Предусмотреть проектирование и строительство новых учреждений в городской черте областных центров.
● Необходимо принятие срочных мер запретительного характера(в том числе на законодательном уровне) в ситуации, когда, практически, во всех учреждениях осужденных привлекают к выполнению неоплачиваемых работ по «благоустройству» учреждений и прилегающих к ним территорий сверх установленного УИК двухчасового срока в неделю. По сути – рабский, подневольный труд (в отдельных случаях можно квалифицировать как унижение человеческого достоинства, жестокое обращение, пытку(!!!)). Можно выразиться иначе: сознательное неправомерное изменение условий содержания осужденного в сторону ухудшения (!!!) и вразрез приговору суда.
● Решить вопрос использования труда осужденных в соответствии с Конституцией РК. Процессы приватизации практически не коснулись так называемой «промзоны». Эти предприятия не соперники в проводимых тендерах по госзакупкам. Их производственная база требует серьезных инвестиций. Это внешний аспект. Внутренний: монополист, использующий труд осужденных, наживается дважды на осужденных ещё и за счет торговых точек в зонах. Цены в магазинах тюремной системы впору бутикам с мировыми брэндами. Дискриминация, запрещённая на конституционном уровне, процветает на предприятиях РГП «Енбек». Обеспечить работой всех желающих невозможно, а это способ для спекуляций различного толка.
● Обязать руководителей местной исполнительной власти (акимов областей и городов республиканского значения): побывать в каждом учреждении пенитенциарной системы (в соответствии со ст.17 УИК РК) и рассмотреть возможности дополнительного финансирования учреждений из местных бюджетов.
● Генеральной прокуратуре дать соответствующую правовую оценку действиям администрации учреждений и КУИС в целом:
1. По фактам сложившейся практики «развенчания авторитетов», практики порочной, основанной на унижениях и насилии в отношении осужденных
2. По фактам незаконных послаблений режима содержания, выражающихся в произвольных взаимоотношениях администрации с осужденными не основанных на нормах действующего в РК права;
3. Предпринять меры прокурорского реагирования для привлечения виновных к ответственности;
Что касается пункта о Генпрокуратуре – разговор отдельный… Ему не пять лет, а несколько меньше.
1. Комитет УИС по-прежнему остается милитаристской структурой в государстве, несмотря на передачу в гражданское ведомство. Звания и погоны есть у всех сотрудников. Рядовые в армейско-казарменных подразделениях – осужденные. Гражданским ведомство не стало. Погоны с сотрудников снять необходимо, а также ликвидировать советско-казарменные анахронизмы в учреждениях системы: так называемые Советы правопорядка, дневальный-тумбочка, строй-песня и т.д.
2. Вопросы рабского неоплачиваемого труда, унижений человеческого достоинства и пыток остаются злободневными практически во всех учреждениях РК в большей или меньшей степени. Коррупционные схемы здесь имеют не последнее значение.
В добавление отмечу неугасаемое желание представителей преступного мира получить свои дивиденды за счет использования собственных лоббистов, причисляющих себя к правозащитникам. Не буду повторяться – моя статья «ОТ ТЮРЬМЫ И ОТ СУМЫ…» пока размещается на нашем сайте.
Вот, пожалуй, основные причины нежелания сотрудничать с системой, которая даже мимикрии на продвижение реформ изображать не хочет. Однако в этом календарном году мною будут предприняты (и уже начаты) некоторые меры по притоку волонтёров в ОНК и их обучение для последующей передачи ОНК другому НПО.
С уважением и наилучшими пожеланиями ко всем Вам,
Юрий ГУСАКОВ
Председателю
Комитета уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Республики Казахстан
господину Кусетову С.Т.
Уважаемый Султан Турлинович!
К сожалению, вынужден уведомить Вас о расторжении Меморандума о взаимопонимании между Комитетом уголовно-исполнительной системы Минюста Республики Казахстан и Карагандинским областным филиалом Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (№ 14/4-5280 от 08 декабря 2004 года).
В соответствии со статьёй 4 данного Меморандума, по истечении календарного месяца Меморандум будет расторгнут в одностороннем порядке. Причины расторжения можем обсудить в рабочем порядке.
С уважением,
Директор филиала Гусаков Ю.А.
Начальнику департамента
уголовно-исполнительной системы МЮ РК
по Карагандинской области
господину Дюсенбекову М.Х.
Уважаемый Марат Хасенович!
К сожалению, вынуждены были уведомить руководство Комитета УИС МЮ РК о расторжении Меморандума о взаимопонимании между Комитетом уголовно-исполнительной системы министерства юстиции Республики Казахстан и Карагандинским областным филиалом Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (№ 14/4-5280 от 08 декабря 2004 года). Это произошло из-за отсутствия продвижения реформ в системе и отсутствия системных изменений по демилитаризации ведомства и проч. Вам, Марат Хасенович, как практику, это известно.
Вместе с этим полагаю, что Договор о партнерстве и последующем сотрудничестве, подписанный 24 мая 2001 года между Управлением Комитета УИС по Карагандинской области и Карагандинским филиалом КМБПЧ и СЗ тоже подлежит расторжению, о чём Вас и уведомляем. В соответствии с пунктом 3.2 Договора по истечении 10 (десяти) дней Договор будет расторгнут в одностороннем порядке. Причины расторжения можем обсудить в рабочем порядке.
Одновременно ставим Вас в известность о приостановке деятельности ОНК по Карагандинской области.
С уважением,
Директор филиала Гусаков Ю.А.