Проведение республиканского референдума по продлению полномочий первого президента Нурсултана Назарбаева не противоречит международным обязательствам, взятым на себя Казахстаном. Об этом заявил замминистра иностранных дел Кайрат ОМАРОВ на заседании конституционного совета по рассмотрению обращения президента о проверке на соответствие Конституции РК поправок парламента.
Он напомнил, что наша страна является участником двух многосторонних международных договоров, в которых упоминаются отдельные аспекты волеизъявления народа, а также тем или иным образом раскрыты содержание избирательных прав, требования к выборному процессу и принципы его проведения. В частности, это Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ от 7 октября 2002 года.
«Данными документами выборы признаются в качестве формы волеизъявления народа, которые в том числе являются правовой основой для публичной власти и соответственно ее полномочий. Вместе с тем, эти международные договора не исключают наличие иных, помимо выборов, демократических форм волеизъявления народа. Проведенный министерством анализ пакта и конвенции свидетельствует о том, что последние никоим образом не регламентируют вопросы, связанные с проведением референдума, не содержат каких-либо непосредственных запретов и ограничений на проведение референдума. Они не разграничивают между собой выборы и референдум, не определяют соотношение между выборами и референдумом в качестве форм выражения воли народа», – отметил заместитель главы МИДа. – «Иными словами, – заключил К.Омаров, – принятый парламентом закон “О внесении изменения и дополнения в Конституцию РК» обязательствам страны, вытекающим из международных договоров, не противоречит».
В свою очередь исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова заметила, что ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает минимальный перечень прав человека, которые государство обязано обеспечивать. Таким образом, подчеркнула она, пактом запрещено лишение каких-либо прав человека и гражданина о чем говорит ст.3 закона «О республиканском референдуме», а также сама Конституция.
«В силу того, что предлагаемые поправки в пункт 5 статьи 42 Конституции по своей юридической природе непосредственно влекут лишение пассивных и активных избирательных прав (право выбирать и быть избранным. – КазТАГ) всех граждан РК, они также противоречат статье 12 Конституции в части невозможности отчуждения прав человека, а также требованиям конституционного закона «О республиканском референдуме» в части невозможности вынесения на референдум вопросов, которые могут повлечь нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина», – сказала Ж.Турмагамбетова.
Резюмируя свое выступление, глава общественного фонда процитировала президента Н.Назарбаева, который 29 августа 2002 года на праздновании Дня Конституции отметил: «Я всегда исходил из того, что в конституционном законотворчестве требуется особая осмотрительность и тщательность, так как любое изменение норм Основного закона влияет на все общество и само государство в целом. Ревизия норм Конституции, продиктованная политическая конъюнктурой, — это прямой путь к кризису власти и расшатыванию государственных устоев».
ИСТОЧНИК информационное агентство КазТАГ
ДОПОЛНЕНИЕ от редакции сайта КМБПЧиСЗ: На прошлой неделе ОФ «Хартия за права челвоека» подготовил развёрнутый комментарий по вопросу о несоответствии планируемого референдума требованиям МПГПП и других международных правовых документов. С текстом этого комментария можно ознакомиться на нашем сайте, на ветке «АНАЛИЗ. Комментарии и заключения» – см. здесь.