На медиа-фронте без перемен

12.01.2011

 


Казахстанские журналисты всё чаще попадают за решетку из-за своей профессии и гражданской позиции. На казахстанском медиа-фронте первых недель января, равно как и весь 2010 год, без перемен. Готовьтесь к борьбе за свои права, журналисты!


 


* * *


На медиа-фронте без перемен


Вчера в Алматы в Национальном пресс-клубе президент фонда «Журналисты в беде» Розлана ТАУКИНА и редактор веб-сайта Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей СВИРИДОВ провели пресс-конференцию.

Спикеры рассказали, что за прошедший год ни один из осужденных журналистов не дождался перемены участи. Уже почти полтора года отбывает наказание в колонии-поселении под Усть-Каменогорском корреспондент газеты «Время» Тохнияз КУЧУКОВ.


 


Как известно, там же находится и директор КМБПЧиСЗ Евгений ЖОВ­ТИС: как и наш коллега, правозащитник осужден по статье 296 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляю­щими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть человека).


 


В январе 2009 года прямо из больничной палаты был задержан увезен в Тараз главный редактор газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан ЕСЕРГЕПОВ. Через неско­лько месяцев журналист был приговорен к 3 годам колонии за публикацию в своей статье секретной информации.


 


– Так как срок заключения по закону исчисляется с момента фактического задер­жания, то 6 января истекло уже 2 года его срока, – говорит Андрей Свиридов. – Также по закону любой заключенный, отбывающий наказание за преступления небольшой тяжести, имеет право на условно-досрочное освобождение по истечении одной трети, половины и двух третей срока. Треть срока истекла у него 6 января 2010 года, но Рамазану отказали в УДО. Половина его срока пришлась на 6 июля, но итог был тот же. Сейчас он подал (на УДО. – М.А.) в третий раз.   Я не знаю, каков будет ответ теперь, однако в конце декабря прошлого года ему «сделали» нарушение, причем совершенно дикое: Есергепов принимал таблетку (у него сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца) не в санчасти. А наличие таких нарушений дает администрации колонии право отказать в УДО.


 


Просле пресс-конференции руководитель фонда «Журналисты в беде» привела печальную статистику: в прошлом году журналистам было предъявлено более 50 исков.


После пресс-конференции Розлана Таукина провела в центре Алматы символическую акцию в поддержку свободы прессы, отпустив в небо четыре воздушных шара с именами осужденных журналистов. Это не осталось незамеченным стражами закона, оказавшимися поблизости. Зам прокурора Алмалинского района Ермек РАХИМБАЕВ разъяснил Розлане, что своими действиями она нарушила закон: даже на запуск шаров нужно получать разрешение. Тем не менее задерживать Таукину полицейские не стали. Впрочем, по словам президента фонда «Журналисты в беде», она не удивится, если завтра получит повестку в административный суд.


 


Мадина АИМБЕТОВА, газета «Время» за 12.01.2011 <http://www.time.kz/index.php?newsid=19610>


 


 


* * *


Казахстанские журналисты всё чаще попадают за решетку из-за своей профессии и гражданской позиции


 


В Алматы вспоминали осужденных журналистов. В их честь были запущены в небо воздушные шары с именами. Прессозащитники утверждают, что под давлением находятся также и те, кто защищает права журналистов.



Президент прессозащитной организации «Журналисты в беде» Розлана Таукина во вторник 11 января в центре Алматы организовала акцию в поддержку осужденных журналистов. Она запустила воздушные шары с прикрепленным плакатом с их име­нами.


 


Ранее в этот день Розлана Таукина и историк казахстанской прессы Андрей Свиридов на пресс-конференции заявили, что на независимых журналистов и СМИ влас­ти продолжают оказывать давление. По их словам, в 2010 году осужденные известные журналисты не получили смягчения наказания. Они утверждают, что власти зачищают поле СМИ от оппозиционных изданий, а так­же преследуют правозащитников, которые представляют интересы журналистов.

«ВЕЩДОК» НА ДЕРЕВЕ


 


За акцией Розланы Таукиной в центре Алматы наблюдали не только журналисты, но и представители силовых органов – причем последние имели явное численное преимущество. Она запустила в небо связанные вместе четыре воздушных шара,   к которым прикрепила записку с именами четырех осужденных журналистов: публи­циста и поэта Арона Атабека, корреспондента газеты «Время» Тохнияза Кучукова, главного редактора газеты «Закон и правосудие» Токбергена Абиева и главного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова.


 


Когда Розлана Таукина вышла на крыльцо магазина «Детский мир», где она покупа­ла воздушные шары, к ней тут же подошел заместитель прокурора Алмалинского района Алматы Ермек Рахимбаев. Не успел он ей представиться, как Розлана Таукина молча выпустила шары. После того как она выпустила шары, он вынес ей пред­упреждение о том, что она своими действиями нарушает закон и будет привлечена к административной ответственности.


 


Розлана Таукина – уже без шаров в руках – сказала прокурору, что она не делает ничего противозаконного, и тут же ушла. Прокурор отошел к группе неподалёку стоящих людей, и они начали что-то обсуждать. Позже в этот же день Розлана Таукина прокомментировала эту ситуацию по телефону нашему радио «Азаттык».


 


Я вышла из магазина и тут же – к тому же молча – выпустила шары. Почему молча? Да потому что всё, что я хотела сказать, я уже сказала ранее в этот день на пресс-конференции. Я никаких митингов, пикетов и тому подобных мероприятий не проводила, и никакой закон я не нарушала. Если же власти привлекут меня к административному суду, то это будет лишним подтверждением правоты моих слов о том, что они преследуют не только независимых журналистов, но и тех, кто их защищает, – говорит Розлана Таукина.


 


После запуска Розланой Таукиной воздушных шаров собравшиеся начали было расходиться, однако тут случилось непредвиденное – шары зацепились за ветви большого дерева у «Детского мира». Это сразу привлекло внимание фото- и теле корреспондентов, а вслед за ними – прохожих, и уж, конечно, представителей силовых органов.


Со стороны представителей силовых органов донеслось: «Надо бы снять эти шары». Однако они висели достаточно высоко и снять их без специальных приспособлений было невозможно. Кто-то из журналистов при этом шутливо произнес: «Это же вещдок, надо бы спилить дерево, чтобы раздобыть его».


Разумеется, дерево никто не стал пилить; также никто не стал лезть на него, чтобы достать столь необходимый для будущего административного суда над Розланой Таукиной «вещественное доказательство». Силовики ограничились тем, что засняли на видеокамеру зацепившиеся шары с прикрепленным к ним плакатиком, на котором можно было разобрать имена четырех осужденных журналистов.


К сказанному уместно добавить, что ранее в этот день Розлана Таукина проводила пресс-конференцию. На ней присутствовали не только журналисты, но и группа людей в штатском, которые вели видеофиксацию происходящего. Они особенно оживились в тот момент, когда Розлана Таукина, завершая пресс-конференцию, объявила, что теперь она проведет акцию в поддержку осужденных журналистов.
Когда закончилась пресс-конференция, то обнаружилось, что около здания Национального пресс-клуба уже находилось около десятка людей «в штатском».

ЗРЯЧАЯ ФЕМИДА


 


На пресс-конференции президент прессозащитной организации «Журналисты в беде» Розлана Таукина и историк казахстанской прессы Андрей Свиридов сообщили журналистам, что за минувший год никто из осужденных в Казахстане журналистов не получил смягчения наказания. Более того, по их словам, один из уже находящихся в тюрьме журналистов был вновь осужден якобы за нарушение режима.


По словам Андрея Свиридова, сложилось два списка, «почти как на Букеровской премии»: короткий и длинный. В короткий список вошли четверо журналистов, осужденных по уголовным статьям и находящихся в заключении в настоящее время.  В длинный спи­сок вошли они же плюс ещё шестеро журналистов, один из которых был осуждён и сидел, но в 2010 году вышел на свободу по истечении срока, двое получили условные сроки и ещё трое – административные аресты по 10 и 5 суток.


По информации Андрея Свиридова, в данный момент отбывают тюремные сроки редактор газеты «Алма-Ата инфо» Рамазан Есергепов (3 года лишения свободы), редактор газеты «Закон и правосудие» из Астаны Токберген Абиев (3 года плюс ещё 2, добавленные уже в колронии), Тохниязы Кучуков (4 года колонии-поселе­ния) и публицист и поэт Арон Атабек, осужденный в 2006 году на 18 лет.


 


Летом 2010 года вышел на свободу уральский журналист Алпамыс Бектурганов, осужденный на 1 год тюрьмы за книгу критических статей об акиме Западно-Казах­станской области. Условные сроки длиной в 1,5 и 1 год получили Камалетдин Дулатов и Мухтар Мухамеджан из Южного Казахстана за критические материалы в адрес акима Шымкента.


 


Особая группа в длинном списке – журналисты, привлекавшиеся к административной ответственности за гражданские протесты:
Это Жанна Байтелова из Алматы, отсидевшая летом 2010 года 10 суток за акцию протеста у стен Алматинского городского суда, и это двое журналистов из Уральска – Санат Урналиев и Лукпан Ахмедьяров. Они были задержаны уже в этомг оду, 6 января, за участие в акции протеста против проведения референдума о продлении полномочий президента Казахстана. Обоим дали по 5 суток административного ареста: Санату Урналиеву – 7 января, а Лукпану Ахмедьярову собираются дать сегодня, – говорит Андрей Свиридов.  


 


По словам Андрея Свиридова, создается впечатление, что «казахстанская Фемида слишком зряча» и судит людей по принципу «свой или чужой». В подтверждение этому спикер привел несколько примеров того, как казахстанские суды проявляют большое милосердие к тем чиновникам, их детям и даже личным шофёрам, кто совершил наезды на пешеходов при множестве отягчающих обстоятельств. Те же су­ды проявляет неоправданную суровость к журналистам (Тохнияз Кучуков) и правозащитникам (Евгений Жовтис), у которых была масса смягчающих обстоятельств, судами проигнорированных.


 


– Все перечисленные выше факты уголовных и административных наказаний журналистов за их профессиональную деятельность, за проявления гражданской позиции, а то и просто «за компанию» являются в наших глазах абсолютно неприемлемыми с точки зрения свободы слова и прессы, митингов и собраний, права на справедливый и беспристрастный суд, – говорит Андрей Свиридов.


 


По его словам, особенно нетерпимо ситуация со свободой прессы в Казахстане выглядит на фоне того, что в 2010 году страна была председателем ОБСЕ, а в 2009-м и 2011-м состояла  и состоит в тройке стран-председателей ОБСЕ.


 


Президент прессозащитной организации «Журналисты в беде» Розлана Таукина сообщила, что давлению со стороны властей – в том числе и через административ­ные суды – подвергаются не только сами журналисты, но и те правозащитники, которые осмеливаются активно отстаивать права журналистов и независимых СМИ. В качестве примера она привела судебное решение о наказании ее за прошлогодний флешмоб с воздушными шарами, а ее коллег Екатерину Беляеву, Андрея Свиридова и Сергея Дуванова – за демонстрации против закона о лидере нации. Всех названных журналистов административный суд наказал штрафами на крупную сумму, эквивалентную 500 долларам.


 


ГАЗЕТЕ НУЖЕН МОЛНИЕОТВОД


 


По словам Розланы Таукиной, создается впечатление, что «власти зачищают поле СМИ от независимых изданий». Она утверждает, что «под угрозой закрытия из-за крупного судебного иска находится газета «Взгляд», а газета «Республика» может вскоре лишиться даже ризографов, на которых почти вручную печатаются ее тиражи, в то время как казахстанские «типографии уже давно не печатают эту газету».


 


Информация Розланы Таукиной нашла подтверждение в редакции газеты «Республика». Ответственная за печать газеты Юлия Козлова в этот же день в телефонном разговоре с корреспондентом радио «Азаттык» сообщила, что силовые органы проявляют большой интерес к зданию, где раньше находилась типография «Комета», печатавшая газету «Республика». По словам Козловой, типография в настоящее время не работает, но в этом здании одно время стояли ризографы, на которых печаталась почти вручную газета «Республика».


 


Как говорит Юлия Козлова, 6 января группа людей, назвавшихся пожарными и сотрудниками КНБ, нагрянула с проверкой в здание, где раньше находилась типография. Они якобы искали «бочки с этиловым спиртом», которых там не оказалось. 


По словам Юлии Козловой, основательная проверка этого здания на противопожарную безопасность была проведена во вторник 11 января:


– Бочек с этиловым спиртом они там не обнаружили. Зато выявили 17 нарушений, самым существенным из которых оказалось то, что у здания нет… молниеотвода, – говорит Юлия Козлова.


 


Ситуацию, сложившуюся вокруг газеты «Республика», Розлана Таукина прокомментировала как стремление властей найти и захватить ризографы, на которых печатается газета, и таким образом «задушить» ее:
Если журналисты газет «Взгляд» и «Республика» останутся в результате возможного закрытия этих газет без работы, то это будет для них тяжелым ударом, – говорит Розлана Таукина.


 


Что же касается проблемы с молниеотводом, то, по ее словам, газете «Республика» если и угрожает что-то серьезное, то только не молния:
Думаю, что ей больше угрожает КНБ, сотрудники которого, полагаю, пытаются найти ризографы, на которых она печатается. Так что если газете «Республика» и нужен молниеотвод, то только от КНБ, – говорит Розлана Таукина.


 


Казис ТОГУЗБАЕВ, радио «Азаттые» 12.01.2010


<http://rus.azattyq.org/content/pressa_action_almaty_journalist_/2272942.html>


 


 


* * *


Интернет-портал «Республика» 12.01.2011


Ирина МЕДНИКОВА


 


Готовьтесь к борьбе за права, журналисты!


 


10 журналистов – это своеобразный «рекорд» – отбывали наказание в местах лишения свободы и были арестованы в год председательства Казахстана в ОБСЕ. И репрессии в отношении СМИ, по мнению независимых наблюдателей, будут только усиливаться – впереди новый передел информационного пространства. Об этом на пресс-конференции в Алматы заявили представители фонда «Журналисты в беде» и Бюро по правам человека.


 


Итоги 2010 года на медийном пространстве подвели президент фонда «Журналисты в беде» Розлана Таукина и редактор интернет-портала казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей Свиридов. Вместе с ними поделиться наблюдениями хотела и Раушан Есергепова – супруга осужденного редактора газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазана Есергепова, но ей дали трехдневное свидание с мужем, и она отбыла в Тараз.


 


Эксперты составили Short-list и Long-list журналистов, не получивших послаблений в наказании за свою профессиональную деятельность или пострадавших за нее в год председательства нашей страны в ОБСЕ.


 


Short-list состоит из 4 человек, находящихся в заточении: это, во-первых, редактор и издатель газеты «Алма-Ата Инфо» Рамазан Есергепов (осужден на 4 года), редактор и издатель газеты «Закон и правосудие» Токберген Абиев (осужден на 4 года) – они пострадали именно за журналистскую деятельность. И, во-вторых, это поэт Арон Атабек (осужден на 16 лет) и журналист газеты «Время» Тохнияз Кучуков (осужден на 4 года). Арону Атабеку приписали «организацию массовых беспорядков» и правозащитники приравняли его к осужденным за выражение своих политических убеждений. Тохнияз Кучуков, по мнению спикеров, «пострадал заодно с Жовтисом».


Кстати, 6 января 2011 года исполнилось ровно два года заключению Рамазана Есергепова – в начале 2009 года сотрудники КНБ силой вывезли его из больницы и увезли в следственный изолятор Тараза.


 


– Его статья относится к нетяжким, и каждый осужденный по такой статье имеет право на досрочно-условное освобождение по истечении трети, половины и двух третей срока, – пояснил Андрей Свиридов. – И он (осужденный Рамазан Есергепов. – авт.) просил УДО по истечении и одной трети, и половины срока, но ему было отказано.


 


Видимо, предвосхищая его третью просьбу об освобождении, 30 декабря ему «сделали нарушение»:


– Это звучит дико, но нарушение заключалось в том, что он принимал лекарство не в санчасти, а в камере. Это были лекарства, без которых он не может жить! – возмущался Андрей Свиридов.


 


В Long-list зачислены журналисты, подвергшиеся административным задержаниям, условному осуждению или уже вышедшие на свободу в 2010 году.


 


Так, за критические публикации в адрес акима Шымкента были приговорены к условному лишению свободы президент общественного фонда «Казахское ханство» Камалитдин Дулатов и бывший советник акима города, президент общественного фонда «Eл бирлиги ушин» Мухтар Мухамбетжан.


 


Писатель из Уральска Алпамыс Бектурганов вышел на свободу этим летом после года лишения свободы за клевету в отношении акима Западно-Казахстанской области Бактыкожи Измухамбетова, а фактически – за пресс-конференцию по своей книге, где он раскритиковал работу чиновника.


 


Журналист газеты «Голос Республики» Жанна Байтелова провела 10 суток под арестом за акцию у городского суда. Напомним, Жанна забросала здание суда навозом, выражая протест против судебных преследований журналистов и независимых изданий.


 


Также в Long-list включены корреспондент газеты «Надежда» Санат Урналиев и корреспондент газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров. Наши коллеги получили по пять суток лишения свободы за участие в акции протеста против референдума по продлению полномочий президента Нурсултана Назарбаева. Кроме того, Лукпан Ахмедьяров должен еще выплатить штраф в размере 10 месячных расчетных показателей (15120 тенге). Наказание они отбывают в эти дни.


 


В новом году, по мнению президента фонда «Журналисты в беде» Розланы Таукиной, тревожная тенденция продолжается.


 


Газета «Взгляд» по сфабрикованному делу получила штраф в 15 миллионов тенге. В здание, где располагалась типография «Комета-S», сегодня поехали пожарные, но на самом деле есть ощущение, что они могут изъять ризографы, на которых вручную делается газета «Голос Республики», – перечислила болевые точки она. – Также и среди провластных газет были или намечаются потери: закрылась газета «Фокус», дамоклов меч навис над «Московским комсомольцем»


.


Настораживает экспертов и желание премьер-министра Карима Масимова «менять рынок СМИ»:
– Он предлагает, чтобы журналисты могли выдавать только факты, а не свое мнение, чтобы строгий контроль был установлен над цифровым вещанием, – говорит Розлана Таукина. – И нас это пугает, это положит конец аналитической журналистике, все будут читать только фактаж.


 


По прогнозам спикеров, в начавшемся году, к сожалению, ожидается ухудшение ситуации: закручивание гаек, сильное давление на журналистов и истребление независимых СМИ.


 


Совет, как выжить, один: консолидация и совместное отстаивание прав.


 


Ирина МЕДНИКОВА, интернет-портал «Республика» 12.01.2011


 


Добавить комментарий

Смотрите также