З.А. Мурат Айтжанович, Вы недавно вернулись из Варшавы, где принимали участие в обзорной конференции ОБСЕ. Если позволите, процитирую Вашу речь: «Уважаемые господа, вы знаете, почему себя взрывают в центре Москвы чеченские женщины? Сейчас я вам это объясню. Они прошли через все круги ОБСЕ, и поняли, что апеллировать к подобным организациям совершенно бессмысленно. Возможно, именно ОБСЕ лишила их последней надежды. Поверьте мне, господин модератор, взрывы в Лондоне, Москве и других городах – это тоже вина ОБСЕ, это Ваша личная вина».
Почему такое жесткое выступление?
М.Т. Мы должны заставить ОБСЕ пересмотреть свою политику, причем не только в Центральной Азии. Слишком много критических замечаний раздается в ее адрес. Она могла бы сделать многое, но увы! Очень часто мы становимся свидетелями откровенного лоббирования правящих режимов и отдельных политических групп. Налицо политика двойных стандартов и откровенная коррупция. ОБСЕ все чаще напоминает мне проститутку, которая хочет всем понравиться, но не от кого не хочет забеременеть.
З.А. Ну, понятно, что о ситуации в нашей стране говорили представители Казахстана. А если говорить о международных организациях, о представителях других государств?
М.Т. Активную позицию занимали международные организации, прежде всего, американцы и Евросоюз. Было много критики в адрес Казахстана. Высказывались требования справедливого правосудия в отношение главного редактора газеты «Алмата-инфо» Р. Есергепова, А. Атабека, Е. Жовтиса.
На конференции произошел забавный случай. Группу туркменских правозащитников не пустили на конференцию, причем на этом настаивал представитель Казахстана, выступавший в роли модератора и председателя конференции. Возникла конфликтная ситуация: американцы решительно настаивали на беспрепятственном участии туркменов, их поддержали Евросоюз и главы делегаций ряда стран. Казахстан всеми силами противился, ссылаясь на возражение туркменских властей и положения устава. Препирательство продолжалось два дня. В конечном итоге, туркменские правозащитники добились своего. Надо признать, что казахстанские чиновники выглядели не лучшим образом. Подобные конфликтные вопросы необходимо решать более гибко и демократично. Казахстанский МИД не прошел этот экзамен. Пострадал не только авторитет власти, подмочена репутация страны. Хотя проблема не стоила выеденного яйца.
З.А. Исходя из того, что вы увидели на обзорной конференции ОБСЕ, что вы ожидаете от саммита ОБСЕ в Астане?
М.Т. В ОБСЕ много недостатков, однако я думаю, тем не менее необходимо максимально использовать этот международный институт для реформирования общества. Саммит в Астане должен подвигнуть казахстанские власти на определенные шаги в области демократизации. Пора от риторики перейти к конкретным действиям. Надеюсь, что будут прекращены жестокие и необоснованные репрессии в отношении независимых политиков, общественных и религиозных деятелей.
З.А. Пока шла конференция в Варшаве 7-го октября, родственники и коллеги арестованного неделей раньше профессора Каз НТУ Саята Ибраева провели пресс-конференцию в его поддержку. Мы знаем, что он возглавляет алматинский филиал общественного объединения «Сенiм бiлiм омiр», ее считают организацией суфийского толка. Что вы об этом думаете?
М.Т. Меня удивил этот факт. Следует отметить, причем, причем об этом говорят не только казахстанские, но и зарубежные правозащитники, что действия наших чиновников часто алогичны, они лишены последовательности, а порой и здравого смысла. Взять инцидент с Саятом Ибраевым. Какой повод для ареста известного ученого и общественного деятеля?! Что произошло?! Совершен террористический акт?! Погиб человек?! На конференции я неоднократно говорил: «Казахстан – уникальная страна. У нас не было ни одного террористического акта, но в наших тюрьмах томятся тысячи людей по обвинению в религиозном экстремизме». Ситуация с С. Ибраевым абсурдна! Государственная машина утрачивает способность реально мыслить и принимать разумные решения.
З.А. Если продолжать тему арестов. На самом деле, они имеют, как вы говорили, системный характер, и в опалу попадают те организации, которые хотят хоть какой-то независимости от официальной мечети, духовного управления мусульман Казахстана. Вот какова роль в данном случае, именно Духовного управления мусульман?
М.Т. Многие отмечают, кто с сожалением, а кто со злорадством, что официальное духовенство теряет последние крохи своего авторитета. Причина в коррумпированности и беспринципности. Мы не видим даже слабых попыток полемизировать с властью, я уже не говорю о противостоянии. Хотя бы вступить в дискуссию! Ведь основная роль религии заключается в том, чтобы защищать интересы обездоленных, придерживаться принципов, закрепленных в священных писаниях, а не ориентироваться на послания, законы и конституции. Духовенство чрезвычайно ангажировано. Именно поэтому молодежь часто отдает предпочтение зарубежным миссионерам.
З.А. Следует полагать, что ДУМК политизирован?
М.Т. Официальное духовенство откровенно обслуживает власть. Причем делает это чрезвычайно примитивно и глупо. В этом виновато не только духовенство, но и сама власть. Нельзя так унижать религию, превращая ее в бессловесную рабыню.
З.А. Вы знакомы с аналитическим обзором политической ситуации в Казахстане? Это документ подготовлен партией «Нур Отан», и определенная роль там отводится именно религиозным объединениям и религиозной ситуации в стране.
М.Т. Я мельком просмотрел этот документ. Он не вызывал у меня интереса. Религиозный экстремизм, о котором говорит «Нур Отан», – надуманная, искусственная проблема. Политики часто используют подобные технологии с целью отвлечь народ от реальных проблем, обратить его недовольство и внимание в другое русло. Проблему попросту придумывают, ее лепят, рисуют, искусственно взращивают.
З.А. От чего они хотят отвлечь?
М.Т. Прежде всего от политического кризиса, который назревает в обществе. Коррупция нарастает, несмотря на усилия властей. Разоблачение государственных деятелей самого высоко ранга свидетельствует о том, что власть утрачивает доверие даже к тем, кто традиционно считался ее опорой. Усугубляются экономические проблемы, увеличивается пропасть между бедными и богатыми. Усиливаются внутридворцовые интриги – тень заговора витает в стенах «Ак Орды». Наблюдая за этой картиной, я вспоминаю романы Киплинга: «Вожак стаи ослабел и алчное окружение это почувствовало. Хищники рвутся к власти, они изнемогают от нетерпения. Закон джунглей гласит: Кто первым нанесет смертельный удар, тот займет царский трон». Неограниченная власть, сосредоточенная в одних руках, таит огромную опасность, и, прежде всего, для обладателя этой власти. Слишком велико искушение для окружающих стать единоличным правителем!
З.А. И второй вопрос, исходя из последнего вашего заявления,- какие последствия данного, как вы говорите, отвлекающего маневра могут быть для представителей нетрадиционных религий в Казахстане?
М.Т. Я думаю, что последствия будут не самые хорошие. Людей хладнокровно приносят в жертву ради очередного политического маневра. Причем речь идет не только о лишении свободы, иногда людей попросту уничтожают. Именно так произошло с А. Керимбаевым, убитым в Аркалыкской тюрьме. Абсурдное, бессмысленное убийство! Порой у меня складывается впечатление, что людей в наших тюрьмах убивают исключительно ради удовольствия и развлечения. Я не удивлюсь, если в скором времени услышу о гладиаторских боях, устраиваемых в исправительных заведениях.
З.А. В обществе вновь заговорили о создании исламской партии Казахстан. Что за проект?
М.Т. Этот проект два года назад пытался реализовать Кайрат Сатыбалды, но затем он был приостановлен. Это серьезная тенденция, общество рано или поздно придет к этому. Духовенство, причем не только мусульманское, начинает играть все более активную роль в обществе. Оно уже не довольствуется теми рамками, в которое заключает их государство: «Никакого вмешательства в политику! Исключительно религиозные обряды!». Духовенство все больше вторгается в политическую жизнь. В этом нет ничего плохого.
З.А. То есть эта инициатива идет снизу?
М.Т. Да, именно так. Эта инициатива изначально заложена в сути религиозных учений.
З.А. То есть вы думаете, верующие уже готовы участвовать в управлении государством?
М.Т. Я бы поставил вопрос иначе. Все больше государственных деятелей и политиков сегодня становятся верующими. Всевышний Аллах проникает в человеческие души и наставляет их на путь истинный. Большое значение имеет открытое информационное пространство, в котором мы сегодня живем. Люди видят активную политическую деятельность религиозных деятелей за рубежом. Самый яркий пример тому – покойный Иоанн Павел Второй. До последних дней он активно выступал против войны, пытался урегулировать международные конфликты. Пример достойный восхищения и подражания. Многие люди видят это и задаются вопросом: «А почему и мы не можем так же активно участвовать в политической жизни?». Они делают первые шаги в этом направлении.
З.А. В 2011 году Казахстан приступит к председательствованию в организации «Исламская Конференция». Что может предложить Казахстан?
М.Т. Трудно сказать… Не имея ясного представления о религиозной политике в собственной стране, что мы можем предложить мировому сообществу? Единственное, на что надеюсь, Казахстан, пребывая в роли руководителя ОИК, предоставит определенные свободы исламским организациям, которые сегодня необоснованно преследуются.
З.А. Мурат Айтжанович, благодарю вас за беседу. Будем надеяться, что все будет хорошо.
М.Т. Инша Алла!
ИСТОЧНИК:
Сайт «Гео»
http://www.geokz.tv/article.php?aid=11513
Опубликовано 25 октября