Книжный червь сомнения

28.06.2010

История с изданием группой авторов во главе с сенатором Гарифоллой ЕСИМОМ и включением в перечень рекомендуемой Министерством образования и науки (МОН) школьной литературы учебника «Основы религиоведения» набирает обороты. Это пособие уже закупили пять областей страны, несмотря на то, что критические оценки труда авторского коллектива продолжают поступать в МОН РК даже от зарубежных экспертов-религиоведов.


 


А на днях в редакцию позвонил профессор Артур АРТЕМЬЕВ, который первым публично дал негативную оценку учебнику.


 


– Поведение уважаемого сенатора в последнее время, мягко говоря, не выдерживает никакой критики: недавно на заседании комитета по контролю в сфере образования и науки при МОН РК он подверг обструкции мою докторантку Ирину ЦЕПКОВУ, которая работала над первой в стране докторской диссертацией, посвященной толерантности и веротерпимости. Это при том, что Гарифолла Есим даже не является членом президиума комитета по данной специальности, – рассказывает профессор Артемьев. – Я считаю, что причиной стало мое негативное высказывание о его учебнике по основам религиоведения. На сегодняшний день в адрес МОН и на имя президента РК свои отзывы об этом учебнике написали многие эксперты. За 40-летнюю практику изучения различных религий я объездил полмира и исследовал их особенности изнутри. Поэтому категорически не согласен со многими терминами, используемыми авторами книги “Основы религиоведения”, и по-прежнему считаю: это пособие будет формировать у школьников не веротерпимость, а скорее веронетерпимость.


 


По словам авторитетного религиоведа Артемьева, в учебнике огромное количество грубейших ошибок и неточностей и вообще отсутствует точное понятие термина «религия».


 


– Гарифолла Есим и его соавторы уже в аннотации пишут: «В доступной для учащихся форме с критических позиций рассматривается деятельность распространившихся в годы независимости в религиозном пространстве нашей страны нетрадиционных религиозных культов». Хотя учебник должен доносить информацию, а не чью-либо субъективную точку зрения, – считает профессор. – В подписях к иллюстрациям авторы утверждают: ежегодно сотни тысяч мусульман совершают паломничество в Мекку, чтобы воздать дань поклонения Мухаммеду. Я считаю это утверждение полным невежеством. Любой, даже не очень образованный мусульманин, скажет, что мусульмане-паломники стекаются к самой знаменитой святыне Мекки – Каабе, чтобы воздать дань Аллаху, а не пророку Мухаммеду.


 


Артур Артемьев и другие эксперты убеждены: в духе откровенной веронетерпимости написана глава «Нетрадиционные культы».


 


По их мнению, само слово «культ» приобретает крайне негативный оттенок, когда его относят к неопротестантским и другим новым религиозным формированиям. Многие зарубежные авторитетные исследователи, например Гордон МИЛТОН и Тимоти МИЛЛЕР, считают: термин «культ» – бранный ярлык, которым обычно обозначают некую группу, которую произносящий это слово не любит.


 


– Еще более негативный отпечаток носит словосочетание «деструктивные культы», описанию которых авторы учебника посвящают целый подраздел, – говорит доктор философских наук Артемьев. – А ведь многие черты, которые, по мнению Гарифоллы Есима и его соавторов, присущи деструктивным культам, можно отнести ко всем ныне существующим религиям. Например, наличие харизматического лидера (стр. 239. – А. А.). Следуя этой логике, Христа и Мухаммеда вполне можно считать основоположниками «деструктивных культов». Или вот – контроль над жизнью адептов (стр. 240. – А. А.). Разве церковь не контролирует свою паству, разве позволяет ей творить что угодно? Ну и самый вопиющий перл – «превращение адептов в зомби». Где авторы учебника по религиоведению видели такое «зомбирование»? Ни одного примера – только голословные утверждения, которые могут вселить в головы учеников сумятицу. Сама глава «Нетрадиционные религиозные культы» построена так, что в конечном итоге школьники станут считать сравнительно новые религиозные формирования – Свидетелей Иеговы, Общество Сознания Кришны – особо опасными. Эти распространенные в мире течения в учебнике поставлены чуть ли не в один ряд с деструктивными культами и запрещенными в Казахстане организациями. А теперь представьте, как после прочтения этой главы школьники станут относиться к своему однокласснику, если узнают, что его родители – кришнаиты! Авторы учебника ввели термин «тоталитарные культы»: это вообще фашистское понятие, которое в политологический – а не религиозный! – лексикон в 20-х годах прошлого века ввел итальянский дуче МУССОЛИНИ. Я знаком с его работами.


 


На прошлой неделе с нашим корреспондентом встретился и сенатор Гарифолла Есим, попытавшийся объяснить, что на самом деле имели в виду создатели пособия.


 


– Раздел «Как не попасть в деструктивные культы» был написан для того, чтобы уберечь учеников от вербовщиков, могущих завлечь их в запрещенное и опасное религиозное объединение, – сказал он. – Мы в книге не даем оценок – только объективную информацию о религиях и указываем дополнительную литературу, если кто-то захочет глубже изучить то или иное направление.


 


В качестве основной и дополнительной литературы девятиклассникам рекомендуются труды самого Гарифоллы Есима «Хаким Абай» и «Мудрость Шакарима», учебник для вузов по религиоведению, книга Александра ДВОРКИНА «Сектоведение» и даже… публикация в одной из газет.


 


– После выхода в свет книги Дворкина о сектоведении среди религиоведов стал популярным термин “религиозный нацизм”. Именно Дворкин перенес слово «тоталитаризм» из политологии в религиоведение. И авторы учебника не могут об этом не знать, – сетует Артемьев. – Книга «Хаким Абай» Гарифоллы Есима – его докторская диссертация. Для школьников это, по меньшей мере, рановато…


 


С критическими оценками Артемьева солидарны многие ученые и религиозные деятели.


 


В мае к министру образования и науки РК Жансеиту ТУЙМЕБАЕВУ обращался председатель Ассоциации религиозных объединений Казахстана Александр КЛЮШЕВ.


«Учебник «Основы религиоведения» необходимо изъять из школьной программы, поскольку он маргинализирует более половины зарегистрированных на территории Казахстана религиозных объединений», – писал он министру.


 


Тогда же к президенту, спикеру сената, премьер-министру и министру образования обратился международный эксперт, ведущий научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Георгий ГОГИБЕРИДЗЕ. Вот фрагмент его письма: «Данную книгу (учебник «Основы религиоведения». – А. А.) нельзя назвать ни учебником, ни учебным пособием. Ее содержание представляет собой опасность для многоконфессионального казахстанского общества, по этой причине ее крайне нежелательно изучать в школе».


 


Ну и, наконец, эксперты по правам человека из Норвегии нашли в учебнике примеры «недружественной риторики» в адрес нетрадиционных религий. Об этом во время официального визита в Астану месяц назад говорил бывший премьер-министр Норвегии, президент центра мира и прав человека Кьель Магне БОНДЕВИК.


 


А сенатору все мало…


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Время»


http://www.time.kz/index.php?newsid=16574


Опубликовано 23 июня 2010 г.


 


Добавить комментарий