Год назад лауреат Государственной премии Казахстана писатель Аким Тарази открыл нашу рубрику, дав ей своеобразное бата – благословение. Поздравляя Акима Уртаевича с Наурызом, я поинтересовалась, что он сейчас читает. Думается, его размышления о книге, которую писатель считает главной в своей жизни, не оставят равнодушными наших читателей.
– В 1995–1996 годах, отбросив все другие книги, я читал, изучал, старался понять и освоить Коран – Священную книгу мусульман. В нынешнем году заново за него взялся. Это книга, которую можно бесконечно читать и каждый раз находить для себя какие-то новые истины. В свое время мне довелось прочитать и Библию. 70 лет идеологического атеизма в Советском Союзе лишили многие поколения радости общения с главными книгами человечества, в которых заложены его нравственные постулаты. Между тем весь остальной мир от них не отрекался. И сегодня нам не только из-за духовной потребности, но и из необходимости быть адекватными миру надо знать, изучать основные мировые религии.
Политики во все времена использовали религиозные чувства людей в своих корыстных целях. Все войны начинались якобы из-за религиозных противоречий. А на самом деле в Коране нет ничего экстремистского, в том числе используемое политиками, как пугало, понятие «кафир», что якобы значит «неверный». Кафир, сказано в Коране, – это не тот человек, который говорит на другом языке или проповедует другую религию, кафир – это внутренне порочный человек. Удивительное определение, не правда ли?
Отличительная черта Корана и в том, что всех пророков до Мухаммеда ислам не отвергает, считая их его предшественниками, учителями. Сколько благоговейных слов сказано в отношении Иисуса, Моисея, Авраама. Коран – это книга, где человек не ищет себе врагов, а ищет друзей. В ней нет ни одного слова о военном решении противоречий. Возьмите такое понятие, как ваххабизм. Даже сами люди, называющие себя ваххабитами, похоже, порой не понимают сути слова. Ваххаб был человеком, проповедовавшим освобождение арабских стран от османского ига. Он боролся за чистоту ислама от разных сектантов. Судьба так нелепо распорядилась, что его именем теперь пугают людей.
Поэтому лично я думаю, что в школах необходимо изучать историю религий, но подходить к этому вопросу надо очень осторожно, чтобы за это святое дело не взялись проходимцы. Надо, чтобы и учебники, и учителя были мудрыми. В религию нельзя допускать политику, сиюминутные интересы тех или иных групп людей. Сами духовные деятели чаще должны собираться, чтобы выработать методику и какие-то стратегические постулаты. Хороший шаг в этом отношении – съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане.
В Коране я поразился одной из сур. Мухаммед, которого подвергали гонениям, пытались убить, в одной из последних сур вдруг коротко выразился так: «Вы исповедуйте свою религию, я останусь в своей». Это, к сожалению, мало изученный и осмысленный теософами и теологами постулат. Коран как построен? С первой до последней страницы от имени Создателя идет обращение: «Эй, Мухаммед, ты им скажи, что никто не должен своим именем заслонить имя Создателя». И Мухаммед просил не возвеличивать его личность, на могиле памятников не ставить, и чтобы могила была не больше человеческого роста. Я был в Медине и видел там самую обыкновенную могилу.
Лев Толстой оттолкнулся от его идеи в своей притче «Много ли человеку земли надо?» В последние годы жизни Толстой очень увлекался исламом. Но это отдельная большая тема. Как и тема Корана у Пушкина. В Коране я нахожу ответы на все вопросы, его суры отвечают тому или иному состоянию души: «Эй, Мухаммед, ты им скажи, я в них не нуждаюсь. Они нуждаются во мне». Создатель бесконечен во времени и пространстве, об этом 114-я, последняя сура Корана. Между прочим, когда я переводил Франсуа Рабле, в одной его главе нашел этот постулат. Он, видимо, тоже увлекался исламом. Коран и литература, ислам и литература – это особая большая тема.
ИСТОЧНИК:
Газета «Казахстанская правда»
http://www.kazpravda.kz/?uin=1152073573&chapter=1269895479
Опубликовано 30 марта