В 2000 году состоялся III Курултай мусульман Казахстана, на котором Абсаттар Дербисали был избран Верховным Муфтием, председателем «Духовного управления мусульман Казахстана». С тех пор прошло 10 лет, два срока по 5. Многое изменилось, изменился и А.Дербисали. За время пребывания на должности главы ДУМК весьма светская личность – Абсаттар Дербисал трансформировался в религиозного деятеля – ШЕЙХА Абсаттара ХАДЖИ Дербисали ХАЗРАТА. Если поначалу в глаза явно бросалось, что ученый-востоковед чувствовал себя, мягко говоря, не комфортно в кресле «духовного лидера» казахстанских мусульман, то сегодня мы видим в корне противоположное явление – ему явно нравится быть шейхом, хазратом и он не собирается уходить.
Сегодня, когда второй срок близится к концу, А.Дербисали делает все возможное, чтобы быть переизбранным на третий. Дело в том, что в этом году шейху исполняется 63 года, а согласно Уставу ДУМК 03 мая 2002 года «Верховный муфтий должен быть в возрасте от 40 до 63 лет…». Значит, согласно возрастному ограничению А.Дербисали никак не может остаться на должности муфтия на следующую пятилетку. Но 10 июля 2009 года Комитет по делам религий Министерства юстиции Республики Казахстан зарегистрировал изменения и дополнения в Устав Республиканского религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана» за № 960540000690. Отныне в Уставе говорится «Верховным муфтием может быть гражданин Республики Казахстан, лицо казахской национальности в возрасте от 40 до 70 лет…». Что это? Случайность?
Но как выясняется, эти поправки были сделаны в обход закона. В старом Уставе Духовного управления четко сказано, как и в любом общественном объединении, что порядок внесения изменения и дополнения в Устав ДУМК решает КУРУЛТАЙ – высший руководящий орган Духовного управления мусульман Казахстана. Там же говорится, что «Курултай мусульман Казахстана созывается один раз в 5 лет». Получается, что по Уставу «Курултай» должен состояться не ранее 2010 года, и лишь тогда в учредительные документы можно будет внести поправки. Но как мы знаем, в 2009 году не было никакого Курултая, по крайней мере, об этом «знаменательном» событии печатные и электронные издания умалчивают, как умалчивает и официальный сайт муфтията. Даже если это мнимое собрание и имело место, то оно явно было организовано в обход положений Устава.
С конца прошлого года в средствах массовой информации был опубликован ряд статей. В частности 26 января 2010 года в газете «Литер» вышла статья под названием «Дорогой добра, согласия и созидания», где общественности были поведаны все заслуги многоуважаемого А.Дербисали. Авторы, среди которых сенаторы парламента, профессора и общественные деятели, пишут: «В 1990 году было организовано Духовное управление мусульман Казахстана, занимающееся вопросами религии. Но нелегок был путь его становления, ибо неумелое руководство его лидеров, их малообразованность оказывали свое негативное воздействие. А как сейчас обстоят дела? Имеются ли позитивные изменения? Подлинный подъем ислама начинается с 2000 года, когда мусульмане нашей страны на своем съезде избрали председателем Духовного управления и Верховным муфтием шейха Абсаттара хаджи Дербисали хазрата». Вот так вот. Аналогичная версия статьи вышла и на казахском языке в газете «Айқын».
Но одними статьями муфтий не стал ограничиваться. В целях усиления своего пиара Абсаттар хаджи предпочел вызвать из Египта 14 преподавателей университета «Аль-Азхар». Они приехали в сентябре и пробудут до конца 2010 года. Сейчас арабские «братья» шейха А.Дербисали работают в религиозных учебных заведениях – медресе ДУМК в различных городах Казахстана и трудятся на благо имиджа хазрата.
Арабы и интеллегенция не единственные, кто подключился к пиар-кампании муфтия. Видимо, положение Абсаттара Дербисали действительно тревожное, если помимо уважаемых, известных людей и иностранцев его пиаром начали заниматься даже такие скандальные и одиозные деятели Казахстана как Мухамеджан Тазабеков и Мурат Мынбаев. В феврале месяце 2010 года приехав в Актау в составе информационно-прапагандистской группы и выступая перед студентами, М.Тазабеков отчаянно рассказывал о заслугах шейха Абсаттара перед уммой. Господин же М.Мынбаев опубликовал целую статью на сайте www.express-k.kz в которой предостерегает мусульман, что их может постичь беда если они не переизберут Абсаттара Дербисали на следующий срок. «Приверженцы Сунны единодушны в том, что амир не может быть отстранен от власти за свои грехи. Ученые считают, что причина этого в том, что такие действия могут повлечь за собой кровопролитие и приведут к раздору среди мусульман. Поэтому вреда от отстранения грешника от власти будет больше, чем пользы», – заявляет он.
Видимо не зря переживает М.Мынбаев за грехи муфтия и боится, что именно из-за них шейха могут отстранить. А за 10 лет грехов у А.Дербисали накопилось так много, что можно с уверенностью говорить о полном провале в деле развития возглавляемого им религиозного объединения.
ДУМК совершенно утратил контроль в сфере профилактики религиозного экстремизма и не оказывает никакого идеологического противодействия деструктивным, экстремистским и нетрадиционным учениям, которые тотально доминируют в сфере пропаганды среди мусульман. В силу своей некомпетентности имамы «ритуального бюро» (название ДУМК в народе) под руководством А.Дербисали не в состоянии вести идеологическую борьбу за умы и души мусульман Казахстана и лишь способны искренне заботиться о сборах пожертвований, совершении обрядов бракосочетания и погребения. Судите сами, посетив раздел «Пәтуалар» (Фетвы) на официальном сайте муфтията можно увидеть подтверждение вышесказанному, а именно подавляющее большинство выложенных здесь богословских заключений касаются похоронных ритуалов: «Фетва о похоронах», «Решение о человеке, находящемся в предсмертном состоянии», «Решение о положении тела умершего на правый бок» и т.д.
Только за последние несколько лет спецслужбы обезвредили ряд религиозно-экстремистских группировок в городах Уральск, Актобе, Атырау, Шымкент, Степногорск. Также увеличилось количество казахстанцев уезжающих за рубеж, чтобы участвовать в боевых действиях на стороне боевиков в Чечне и Афганистане.
Более того, адепты и проповедники деструктивных течений укоренились в самом Духовном управлении. Одной из ключевых фигур в муфтияте является Мухаммад-Хусейн Алсабеков – бывший министр по делам религии Ичкерии, призывавший чеченцев взяться за оружие против России.
До недавнего времени имамом мечети «Шубар» г.Астана был Тоирджон Ибрагимов – этнический таджик, сбежавший из Узбекистана вследствие участия в деятельности террористической организации «Исламское движение Узбекистана». Был снят с должности под давлением общественности.
Кадровая политика возглавляемой А.Дербисали организации пропитана духом трайбализма, землячества, коррупции. 80% областных имамов и руководителей отделов ДУМК – выходцы из южных регионов, более половины из них – земляки муфтия.
Самого же А.Дербисали в кругах известных богословов мира воспринимают как дилетанта. Широко известны его публикации, где отмечалось, что Коран – памятник арабской культуры, произведение Мухаммеда. Даже став главой официального духовенства, мусульмане страны так и не услышали из уст Абсаттар хаджи официальных извинений и публичного раскаяния, что свидетельствовало бы о его отказе от прежних атеистических взглядов, порочащих не только имя амира верующих страны, но и подрывающих авторитет Казахстана на международном уровне.
Так или иначе «Судный день» А.Дербисали состоится в апреле, когда должен собраться очередной Курултай мусульман Казахстана. В случае успеха, он продолжит исполнять роль муфтия, что означает и продолжение деградации ДУМК. Если же проиграет, то возможно мы станем свидетелями еще одного чудесного перевоплощения Абсаттара Багисбаевича, но теперь уже из исламского шейха обратно в светского человека.
ИСТОЧНИК:
Опубликовано 26 марта