В 2009 году Общественное объединение «Нур-Мура» (Шымкент) получило правительственный грант на выполнение проекта «Оказание информационно-консультативных, юридических, психологических и социальных услуг в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания в южном регионе». Казалось бы, все предельно понятно: организация взялась помогать верующим гражданам в части реализации их прав на свободу совести и вероисповедания. Однако уж очень необычно правозащитники из «Нур-Муры» защищали права граждан на свободу совести.
В соответствии с целями проекта одним из основных направлений деятельности по проекту было «повышение уровня информированности населения в вопросах прав граждан на свободу совести и вероисповедания». Соответственно было запланировано проведение семинаров, лекций, «круглых столов», где предполагалось говорить об обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания.
Для этих мероприятий привлекались представители акиматов, Департамента юстиции, Управления внутренней политики Южно-Казахстанской области, Управления народного образования, ученые, эксперты общественных объединений. Что и говорить работа была поставлена солидно.
Тема теме — рознь
В планах работы были четко озвучены четыре основные темы, раскрытие которых, видимо, предполагало решение поставленной задачи. Мы приведем их здесь, потому, что они наглядно демонстрируют, что собственно собирались делать активисты «Нур-Муры».
Итак, первая тема — разъяснение положений Послания Президента РК (видимо, касающегося вопросов свободы совести и вероисповедания).
Вторая — вопросы прав граждан на свободу вероисповедания и реализации этих прав.
Третья — механизмы реализации государственной политики по укреплению межконфессионального согласия и противодействию религиозному экстремизму и роль в этом институтов гражданского общества,
Четвертая — освещение состояния религиозной ситуации в области и в Казахстане в целом, вопросы, связанные с деятельность деструктивных сект, негативным влиянием, оказываемом на население, опасностью, которую они представляют.
Сразу бросается в глаза, что последние две темы мало соотносятся с общей целью проекта, которая, напомним, предполагала «оказание информационных, юридических, психологических и социальных услуг в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания». Согласитесь, контрпропаганда нетрадиционных религий, противодействие религиозному экстремизму и защита прав граждан на свободу совести — это достаточно разные вещи.
Но если кто-то думает, что эти темы появились в качестве этакого «прицепа»: дескать, все равно разговор о религии, так давайте и об этом, то они глубоко заблуждаются. Увы! Как оказалось, основной темой проекта стало именно противодействие влиянию нетрадиционных религий.
Под лозунгом «Осторожно, секты»
Первое, куда направились «правозащитники» из «Нур-Муры» для «оказания услуг в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания», были вузы, колледжи и детские оздоровительные лагеря.
Как явствует из отчета, именно там были проведены 27 семинаров под общим лозунгом «Осторожно, секты». Далее с 21 августа по 19 сентября ежедневно проводились лекции в мечетях для населения города Шымкента. В сентябре-ноябре проводились «круглые столы», конференции в университетах, в технопарке — везде одной из главных тем была угроза деятельности радикальных религиозных течений и деструктивных сект. А на конференции в редакции газеты «Южный Казахстан» по итогам такой «профилактической работы» было принято обращение, в котором указывается о необходимости пресекать деятельность деструктивных сект.
Кроме этого для повышения «религиозной грамотности населения и формирования неприятия идей радикализма, религиозного экстремизма и терроризма» были подготовлены четыре телепередачи, один видеоролик и изданы несколько брошюр и буклетов.
В своем отчете по проекту «нур-муровцы» откровенно признаются, что целью проекта была «профилактическая работа с населением с особым акцентом на молодежь как одной из наиболее уязвимых слоев в целях недопущения их вовлечения в деструктивные культы».
Из этого понятно, что выделенные деньги по гранту активисты «Нур-Муры» потратили вовсе не на оказание помощи верующим в области обеспечения их прав на свободу вероисповедания, а как раз наоборот — на борьбу с этой свободой вероисповедания. А именно в части контрпропаганды религиозных меньшинств.
Помощь наизнанку
Другим направлением работы «Нур-Муры» было создание Центра по оказанию помощи в области обеспечения прав граждан на свободу вероисповедания.
По задумке авторов проекта верующие в случае нарушения их прав должны обращаться в этот центр, где им должна предоставляться необходимая помощь в случае нарушения их прав на свободу вероисповедания. Но как мы уже убедились любая работа «нур-муровцев», направленная на поддержку свободы вероисповедания, оборачивается своей противоположностью.
Работа Центра не явилась исключением. Одним из примеров такой «защиты» является подача иска в суд на религиозную общину «Свидетели Иеговы» от лица двух членов этой общины. В другом случае «защитники» свободы вероисповедания написали письмо в прокуратуру также на общину «Свидетелей Иеговы»: мол, разберитесь с их незаконной деятельностью.
Не хочу быть адвокатом иеговистов, вполне допускаю, что они могли нарушить закон. Но «стучать» на них в прокуратуру — не дело НПО, защищающего свободу вероисповедания. И уж совсем дико — отчитываться этим «стукачеством» по гранту, предполагающему оказание помощи гражданам в области обеспечения их прав на свободу вероисповедания. Тем более что в наших условиях под такой помощью понимается, прежде всего, поддержка именно малых, нетрадиционных религиозных общин. Это уже ни в какие ворота не лезет.
И такого рода «работа по восстановлению нарушенных прав на свободу вероисповедания» велась все это время, в результате чего, по словам «нур-муровцев», были восстановлены родственные связи ряда граждан города Шымкента. Проще говоря, они помогали, как это принято говорить, «вытаскивать из лап сект» чьих-то родственников. Возможно, с точки зрения этих родственников, это очень благое дело, но оно никаким боком не имеет отношения к защите прав на свободу совести.
«Чужие» в законе
В нашем общественном сознании со времен Советского Союза считается, что все религии кроме ортодоксального христианства и ислама — секты.
Кришнаиты, иеговисты, протестанты всех мастей, даже католики у нас не в почете, по определению «чужие» и соответственно и отношение к ним в самом лучшем случае недоброжелательное, ну а в худшем — все они деструктивные секты, с которыми нужно по мере возможности бороться. Даже такие божьи одуванчики как кришнаиты, согласно этой негласной идеологии нетерпимости, деструктивная секта.
Не будем здесь выяснять, как такое сложилось, кто к этому приложил руку — прежняя ли советская власть или традиционные конфессии, или традиционалистское мировоззрение населения. Здесь вопрос в другом — в том, что в соответствии с провозглашенным светским характером государства и равенством всех религий, государство в лице правительственных органов должно прилагать усилия, чтобы исключить какую-либо дискриминацию в отношении нетрадиционных религий.
Так требует казахстанская Конституция. Если этого кому-то недостаточно, напомним¸ что Казахстаном ратифицирован Международный Пакт о гражданских и политических правах, где в статье 27 сказано, что «граждане имеют право на особую защиту от дискриминации там, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства посредством того, что лицам, относящимся к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы, пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды».
То есть свобода вероисповедания — не блажь правозащитников, а одна из идеологических основ казахстанской государственности, что означает: если гражданин Казахстана захотел стать кришнаитом, свидетелем Иеговы или последователем Церкви Объединения, никто не имеет права на государственные деньги его от этого отговаривать, препятствовать и тем более тромбить. Это противоправно и наказуемо.
Государство имеет право запретить ту или иную религию, если посчитает ее несоответствующей этическим и правовым нормам страны, но до тех пор любая пропаганда нетерпимости к этой религии — антиконституционна.
Никто кроме родственников и близких не имеет права влезать в частную жизнь верующих на том основании, что какая-то вера им не нравится. Это дело сугубо индивидуальное и влезать в души людей на деньги правительственных грантов — абсолютно неправомерно.
Если бы «Нур-Мура» в своей контрпропаганде ограничивалась только религиозными организациями, запрещенными в Казахстане, то тогда вся фишка данного правительственного проекта состояла бы только в несоответствии его названия реальной деятельности по проекту. Но из отчета явствует, что контрпропаганда и «помощь наизнанку» распространялась и на легитимные с точки зрения закона религиозные взгляды. В этом случае все гораздо серьезнее.
Конструктивно о деструктивном
Я далек от того, чтобы крайними делать активистов «Нур-Муры». Думаю, что заказ на контрпропаганду под вывеской помощи верующим был спущен сверху — из соответствующего ведомства правительства, а «нур-муровцы» в ранге исполнителей просто его добросовестно выполнили.
При этом не удосужились вспомнить о Конституции, провозглашающей право на свободу совести и гарантирующей возможность исповедовать любую веру. Зачем? Секты у нас уже вроде как и не религии. Они автоматически ассоциируется с чем-то идеологически враждебным и даже экстремистским. Ну а если их обозвать деструктивными, то вопрос о конституционности их преследований как бы сам собой отпадает.
Но кто определил деструктивность той или иной религии, если они не запрещены законом? Их конкуренты в лице традиционных конфессий? Чиновники в высоких кабинетах? Сотрудники КНБ и прокуратуры? Или активисты «Нур-муры»? Полная чепуха! Это грубейшее нарушение и Конституции, и международных пактов.
Если религиозные организации не запрещены в стране, НИКТО не имеет права объявлять их деструктивными. Это абсолютно противоправно, так как ограничивает права религиозных меньшинств. И уж тем более противоправно преследовать эти организации или вести контрпропаганду их идей.
Случаи нарушения закона со стороны отдельных представителей нетрадиционных религиозных меньшинств — на общих основаниях. Есть закон, который един для всех независимо от религиозной принадлежности. Но это не должно иметь никакого отношения к той религиозной общине, из которой обвиняемый человек.
Норма средневековья
Получается общественная организация «Нур-Мура» выполняла заказ правительства по дискредитации нетрадиционных религий, и этот заказ чиновники закамуфлировали под работу по обеспечению прав граждан на свободу вероисповедания. Понятно, нельзя назвать проект, скажем «Противостояние угрозам нетрадиционных религий в Казахстане» и открыто «мочить» «чужие» религии. В правительстве понимают, афиширование борьбы с нетрадиционными религиями идет вразрез как национальному законодательству, так и международным нормам. Стране, готовившейся стать председателем ОБСЕ, негоже открыто организовывать охоту на ведьм в лице нетрадиционных религий.
Однако, очевидное не спрячешь. Проект, реализовывался под фарисейской претензией оказать «содействие в реализации государственной политики в сфере обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания»». А это как не крути, означает, что указанная выше работа в рамках проекта осуществлялась с ведома и по поручению правительства. Получается, что правительство заказало неправительственной организации пропаганду взглядов дискриминирующих и оскорбляющих нетрадиционные в Казахстане религии.
Но самое впечатляющее во всем этом не то, что творили «нур-муровцы» под личиной оказания услуг верующим. Это если и может впечатлить, то только иностранцев. Увы, для наших людей это норма. Подавляющее большинство из них в этом вопросе давно уже определилось: все что чужое — секты, все что секты — зло. Ну а со злом сами понимаете нужно бороться. И это в людях сидит очень крепко. На дворе 21 век — век веротерпимости, век уважения прав человека. А тут как в старые «добрые» времена средневековья гоняют «чужих». Вот это действительно впечатляет!
ИСТОЧНИК:
Портал «Республика»
http://www.respublika-kaz.info/news/politics/8077/
Опубликовано 16 марта