О создании такой группы специального назначения стало известно в ходе «правительственного часа» в Мажилисе, где гостем депутатов стал глава Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев.
Мажилисмены, давно озабоченные негативным влиянием Всемирной паутины на умы подрастающего и уже выросшего поколений, не упустили возможности поинтересоваться, какие меры главный «айтишник» страны предпринимает, дабы минимизировать этот вред.
Причем депутаты не только спрашивали, но и предлагали свои варианты решения проблемы. К примеру, Майра Айсина полюбопытствовала, разделяет ли глава АИС предложение о введении «ограничения провайдерам доступа пользователя по его просьбе к порнографическим, экстремистским или пропагандирующим насилие и жестокость материалам».
Создали не вчера
Куанышбек Есекеев начал, как водится, издалека. Признал, что проблема есть, причем не только у нас, но и вообще во всем мире. И практика регулирования этого вопроса везде разная. В Казахстане тоже ищут пути ее решения. И тут-то и выяснилась одна интересная деталь:
– Мы сейчас создали службу, называется Центр индицирования на компьютерные инциденты, – рассказал Есекеев. – Во всем мире практика создания таких центров есть. Такая служба у нас создана, и она сейчас начинает прорабатывать. У нас очень много вопросов касается религиозных экстремистов. По ним мы ведем сейчас постоянную работу. Есть вопросы и политического экстремизма. С этим почти все государства сталкиваются. Поэтому такая служба специально создана.
Кстати, по словам главы АИС, создана эта служба не вчера. Еще в прошлом году эта «спецгруппа» была «нормативно закреплена в правительстве». И работает она весьма активно: – На текущий момент мы уже начали работать по всем черным спискам ресурсов, которые имеют деструктивный характер для общества, и по ним работа идет, – заверил Есекеев.
Кто, сколько и за что?
Мажилисмену Владимиру Нехорошеву эти данные показались недостаточными, и он решил углубиться в тему, уточнив, «какие конкретно предпринимаются действия по обеспечению безопасности интернет-пространства для психики, нравственного здоровья детей».
– Сегодня дети убивают детей, убивают родителей, потому что в виртуальном пространстве, – сетовал депутат. – Вы предложили какой-то пакет услуг, который обеспечивает фильтрацию Интернета и ограниченного доступа?
Заодно депутат напомнил главе АИС про принятый в прошлом году скандальный закон о регулировании интернет-пространства и попросил озвучить результаты его применения на практике:
– Кого, сколько и за какие нарушения предупредили или еще что-то? Следовало ли нам бить в набат, устраивать такую шумиху, которая до сих пор стоит в средствах массовой информации?
– Действительно, было много шуму, но реально работа идет, – заверил мажилисмена Есекеев.
В частности, уже принято 17 нормативно-правовых актов для реализации закона. Создана «спецслужба» реагирования на компьютерные инциденты, которая «прорабатывает очень много доменов, которые имеют религиозно-экстремистский характер». «По ним идет постоянная работа, в среднем около 5 доменов в месяц нам приходится реально по решению правоохранительных органов либо забирать, либо прекращать их существование. Эта работа идет постоянно», – заверил глава АИС.
– По деструктивным ресурсам у нас было много споров, – припомнил он «к слову». – Например, вы знаете, судебные иски мы проводили по Geo.kz, когда политический экстремизм наблюдался на данном ресурсе. Было по нему судебное решение, и мы по этому судебному решению работали и по домену Geo.kz. Также у нас было судебное решение по Pozit. Такая работа идет постоянно.
А судьи кто?
Вопрос деструктивности очень заинтересовал Айгуль Соловьеву, которая прямо спросила – а судьи кто?
– Вы говорите о деструктивных моментах. Кто определяет эти деструктивные моменты и какие критерии существуют? – озадачила депутат главу АИС. – Основываетесь ли вы на законе или на 17 нормативно-правовых актах? Вы еще там добавили про политическую деструктивность. Мне кажется, вы расширили какие-то параметры.
– Естественно, все идет только по закону, – поспешил заверить Куанышбек Есекеев. – В этих нормативно-правовых актах какие-то характеристики деструктивной информации не даются, работа идет в конституционном поле. Вся работа центра реагирования на компьютерные инциденты тяжелая, но в то же время она идет только в рамках законного поля. Поэтому если бы были здесь какие-то превышения… Вы знаете, наша работа очень четко отслеживается всеми СМИ, была бы соответствующая реакция СМИ на эти вопросы.
Что касается религиозного экстремизма, то АИС проводит свою работу по выявлению «деструктивных элементов» в Сети только «в рамках дозволенности». И вообще – все решает далеко не АИС. «Мы сами не квалифицируем эту информацию, закрывать ее, открывать или работать с ней – она квалифицируется четко законом», – заявил он.
ИСТОЧНИК:
Газета «Моя республика»
http://www.respublika–kaz.biz/news/polit_process/3975/
Опубликовано 5 марта