• Главная
  • >
  • Ю.Денисенко: «На юге Казахстана дислоцированы и псевдоиндуистские культы, и псевдохристианские, и псевдомусульманские, и даже террористические организации»

Ю.Денисенко: «На юге Казахстана дислоцированы и псевдоиндуистские культы, и псевдохристианские, и псевдомусульманские, и даже террористические организации»

19.01.2010

Деструктивные религиозные культы прочно обосновались в нашем обществе и стали явлением, угрожающие масштабы которого многие зачастую просто недооценивают. Между тем тоталитарные религиозные течения из года в год превращаются в настоящую социальную трагедию, оказывая разрушительное воздействие на человека.


 


Какова на сегодняшний день религиозная обстановка в Казахстане? Как не стать жертвой тоталитарных культов? Куда можно обратиться за консультацией по вопросам религиозного просвещения? На эти темы мы побеседовали с президентом «Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений» Юлией Денисенко.


 


– Как вы оцениваете религиозную ситуацию в Казахстане? Она становится хуже, лучше?..


 


– Есть две оборотные стороны медали. С одной стороны Казахстан – страна, в которой толерантность и согласие достигли высокого уровня развития. По статистике, в нашей республике насчитывается всего три процента последователей нетрадиционных религиозных течений, но при этом количество их организаций на упомянутые три процента населения несоизмеримо велико. Нетрадиционных религиозных течений больше чем традиционных, у них больше культовых учреждений, больше миссионеров, и благодаря такой активной деятельности число их жертв растет с каждым годом.


 


– А может, эта тревожная статистика – недостаток нашего законодательства? Не слишком ли оно либерально?


 


– Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» был принят одним из первых, еще в 1992 году. И с тех пор не менялся. Он, действительно, является либеральным в сравнении с законодательством европейских стран или США. Я присутствовала в парламенте при рассмотрении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений». Как вы знаете, Конституционный совет признал его неконституционным. Будем надеяться, что позже все же религиозное законодательство будет ужесточено:


 


– Каков, на ваш взгляд, уровень религиозной просвещенности населения? Почему люди, имея перед глазами множество примеров пагубного влияния тоталитарных сект, все же становятся жертвами деструктивных религиозных течений?


 


– Уровень религиозной образованности в нашей стране катастрофически низок. В текущем году мы проводили социологическое исследование в Костанайской области. Так вот, оно показало, что около 80 процентов людей религиозно безграмотны. Поясню это на примере. Мало кто из приверженцев традиционной веры сможет доказать, почему он мусульманин, христианин, буддист или иудаист. Самый распространенный ответ, который можно получить: «Я же казах, поэтому мусульманин» или «Я же русский, поэтому православный». Между тем определяющим ответом здесь должна являться формула вероисповедания, а не национальная принадлежность. Особо остро эта проблема стоит в сельской местности.


 


– Скажите, в каких регионах наиболее распространены тоталитарные культы?


 


– На юге страны. Там дислоцированы и псевдоиндуистские культы, и псевдохристианские, и псевдомусульманские, и даже террористические организации.


 


– Какие методы вербовки людей чаще всего используются тоталитарными сектами?


 


– Почему человек идет в секту? Не потому, что у него финансовые затруднения или духовный голод. Все потому, что человеку присущи самообман и самовнушение. Когда к нам подходит вербовщик и начинает говорить о приближающемся конце света, мы невольно ищем доказательства его словам, а все несовпадения отбрасываем на второй план, предпочитая плыть по течению. Главная ошибка человека заключается в том, что он даже не пытается анализировать сказанное и начинает постепенно верить, что его жизнь после прихода в секту изменится в лучшую сторону.


 


Методика контроля сознания начинает применяться на этапе вхождения в секту. Первый – контроль поведения. Это система определенных обязанностей и за-претов, призванных максимально строго регламентировать жизнь адепта, не оставляя ему возможности для критического осмысления происходящего. Следующий – контроль эмоций: воздействие на бессознательное с помощью медитаций и введения в транс. Далее – контроль информации и изолирование человека от окружающего мира. И, наконец, контроль мышления, при котором запрещаются любые критические вопросы о культе и его лидере.


 


Первый месяц пребывания адепта в секте можно охарактеризовать своего рода «медовым месяцем»: новичок оказывается в касте избранных, его окружают любовью и вниманием. Но по истечении определенного срока, когда он уже не сможет по тем или иным причинам заниматься миссионерской деятельностью и приносить доход, его просто-напросто выкидывают на улицу. А в нормальном мире у человека уже не остается ничего: ни семьи, ни работы, ни друзей, ни финансов.


 


– Часто человека, попавшего в деструктивную религиозную организацию, сравнивают с наркоманом. Можно ли полностью реабилитировать бывшего сектанта?


 


– Параллель не случайна. Человек, находящийся под воздействием наркотических веществ, постоянно чувствует в них острую потребность. В свою очередь сектант-ские собрания проходят в атмосфере, способствующей взвинчиванию психики человека. Учеными доказано, что выделяющиеся в кровь эндорфины во время сектантских сборищ оказывают на организм человека такое же влияние, как наркотические и психотропные вещества. И привыкание, которое дают наркотики, вполне можно сравнить с привыканием человека к внутрисектантской среде, где посредством применения методик по контролю над сознанием лидеры сект достигают полной власти над своими последователями.


 


– А какую конкретно помощь оказывает ваша организация?


 


– Хочу отметить, мы оказываем помощь на бесплатной основе. Сначала консультируем родственников – сам адепт никогда не приходит и не просит вызволить его из секты. Далее для родных расписывается линия поведения, так, к примеру, никогда не называть человека сектантом, а его организацию – сектой. Не пытаться разубеждать близкого – это еще больше испортит отношения. Относиться к пострадавшему с терпением и сочувствием, понимая, что у него лишь временное расстройство личности. Постараться дать адепту ту любовь, те положительные эмоции, которые он получает в секте. При этом ни в коем случае не давать денег, поскольку они будут немедленно переданы организации.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Экспресс-К» № 6 (16878)


Опубликовано 19 января 2010 г. <http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=35787>


Добавить комментарий