Выступая на 15-й сессии Ассамблеи народов Казахстана в минувший понедельник, Президент сказал, что в последнее время наблюдается превращение религиозности в моду без понимания глубины и сути религии.
В беседе с «&» глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков отметил, что необходимость сблизить религии и государство назрела давно. Собеседник предполагает, что религиозные институты традиционно контролируются государством, хотя религия и отделена от него. Эта двоякая игра и двоякая ситуация порождала много спекуляций, говорит он. «Агентство по делам религий должно не только регулировать деятельность религиозных институтов, но и взять на себя определенные обязательства перед ними», – считает собеседник.
Г-н Телибеков считает необходимым перенять опыт Турции, где все имамы и другие представители духовенства получают зарплату из госбюджета. «Я думаю, если бы такая практика была внедрена у нас, это в значительной степени исключило бы спекуляции и теневой оборот средств, который идет во многих мечетях, особенно в крупных городах», – предполагает он. Все равно манипулирование религией со стороны государства есть, хотим мы этого или нет, рассуждает г-н Телибеков, а создание агентства позволит делать это прозрачно и открыто, что также исключит какие-то злоупотребления.
Представители Русской православной церкви в беседе с «&» высказали предположение, что Агентство по делам религий могло бы стать инструментом в борьбе с террористическими группами и контролировать деятельность религиозных сект.
По мнению президента центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмиры Илеуовой, чиновники не должны вмешиваться в дела религии, поскольку по Конституции Казахстан – светское государство. «Скорее всего, агентство создается потому, что ситуация в религиозной сфере усложняется, конфессии и секты всерьез конкурируют в борьбе за приверженцев», – пояснила она «&».
Собеседница рассказала о своем опыте работы с религиозными институтами в РК. «Например, если взять новые евангелистские учреждения, то их будет сложновато контролировать, потому что они тут же начинают ссылаться на свободу совести», – привела пример г-жа Илеуова.
Предложения г-на Телибекова эксперт назвала абсурдными. Решать проблему, переводя служителей духовенства в ранг госслужащих – полный бред, считает собеседница. Ни одного коррупционного процесса с участием кого-то из представителей религии не было. Г-жа Илеуова отметила, что агентство могло бы стать и контролирующим, и надзорным. «Безусловно, сначала будет сопротивление со стороны религиозных структур. Православие и ислам будут отчитываться перед государством, поскольку они заинтересованы в сотрудничестве с ним, а все малые новоявленные религиозные течения будут менять свою тактику. Но в целом я не думаю, что это будет эффективное решение», – резюмировала она.
Иного мнения придерживается директор Института парламентаризма Болат Байкадамов. Он считает, что агентство будет заниматься оказанием помощи религиозным организациям, например выделять земли под строительство церкви, и решать многие другие вопросы, связанные с менеджментом в сфере религии. «Погрешности будут, но все эти опасения излишни и совершенно не имеют реальной почвы. Мало ли что можно предположить? Государство протягивает руку, предлагает свою системную поддержку. Говорить же, мол, вдруг это ведомство будет коррумпировано или же там будет царить бюрократия, просто нелепо. Если такие опасения будут преобладать, тогда государство вообще может отвернуться от религиозных объединений, пусть сами по себе развиваются и борются со своими проблемами», – резюмировал г-н Байкадамов.
Справка:
По данным Комитета по делам религий Минюста, на февраль 2008 года в Казахстане действовали 4000 религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций (объединений верующих). По числу верующих традиционно лидируют ислам и православие. Приверженцами этих конфессий являются 95% верующих казахстанцев. Католиков насчитывается 2%, остальные верующие отнесли себя к исповедующим религии протестантского направления (лютеране, баптисты, евангельские общины, иеговисты и др.), а также к нетрадиционным для Казахстана новым религиозным движением. В Казахстане зарегистрировано свыше 350 иностранных миссионеров более чем 27 стран мира, в основном из Польши, Кореи, США, России, Германии, Украины, Италии, Испании и Швейцарии.
ИСТОЧНИК:
Газета «Бизнес и власть» (опубликовано 20 октября