2 февраля 2010 г.
Уважаемый г-н адвокат!
Отвечая на ваш запрос о подтверждении историй преследований ваших подзащитных по религиозным мотивам, Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (далее Бюро), сообщает, что не имеет возможности подтвердить личные истории преследований в отношении представляемых вами лиц, поскольку не располагает такого рода данными.
В то же время, Бюро располагает возможностью осветить общую ситуацию с правами человека в Республике Казахстан, включая свободу совести, которая могла повлиять на решение ваших подзащитных искать убежище в другой стране.
Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности является некоммерческой общественной организацией, основной целью деятельности которой являются проведение сбора информации (мониторинга) о соблюдении прав человека в Республике Казахстан и информирование властей и гражданского общества страны, а также международного сообщества о нарушениях прав человека в Казахстане и негативных тенденциях, порождающих такого рода нарушения.
Давая собственную оценку текущей ситуации с соблюдением прав человека в Республике Казахстан, Бюро отмечает, что до 2000 года Республика Казахстан наряду с Кыргызстаном среди других пост тоталитарных государств Средней Азии, образовавшихся после распада СССР, имела репутацию страны, устойчиво прогрессирующей с точки зрения развития демократии и соблюдения прав человека.
Однако в последние 10 лет в стране ситуация изменилась: наблюдается тенденция свертывания ранее достигнутых прогрессивных результатов в части прав и свобод.
Действующее в стране законодательство, касающееся основных прав и свобод человека, не соответствует международным нормам и стандартам в этой области. Данное утверждение справедливо в отношении практически каждого из фундаментальных прав человека: свободы ассоциации, свободы мирных собраний, свободы слова, свободы передвижения, свободы от пыток и т.д. При этом ситуация с правоприменительной практикой казахстанского законодательства по правам человека, является еще более удручающей, прежде всего, в отношении права на неприкосновенность личности, свободы от применения пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В последние несколько лет крайнюю обеспокоенность правозащитников вызывает ситуация со свободой вероисповедания в Республике Казахстан. Все чаще и чаще в поле зрения правозащитных организаций Казахстана попадают сообщения о фактах проявления «государственной нетерпимости к так называемым «нетрадиционным» религиям, ограничения прав на свободу совести и усиления государственного регулирования религиозной жизни ». Сегодня мы вынуждены констатировать, что количество случаев преследований нетрадиционных религий в Казахстане растет. При этом практически во всех зафиксированных случаях преследований верующих, так или иначе, фигурирует Комитет национальной безопасности.
В настоящее время Бюро обеспокоено нарастающей тенденцией преследований «нетрадиционных» религий через выдвижение правоохранительными органами уголовных обвинений против их представителей, наиболее «мягкими» из которых являются обвинения в проведении незаконной образовательной, медицинской и предпринимательской деятельности. Устойчиво возрастает и количество случаев обвинения верующих в терроризме.
23 сентября 2009 г. приговором Мугалжарского районного суда (город Кандыагаш Актюбинской области) шестеро граждан Казахстана были осуждены по статьям: терроризм; незаконное изготовление, приобретение оружия, хищение, вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; разбой; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; незаконное распространение произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия. Организатором «террористической группы» суд признал Азамата Каримбаева, жителя села Шубарши. Азамат Каримбаев был членом небольшого мусульманского сообщества, которое не принимает линию официально зарегистрированных мечетей. В местной прессе Азамата Каримбаева и его сотоварищей называли «ваххабитами». 24 декабря 2009 г. Азамат Каримбаев был найден мертвым в Аркалыкской тюрьме. Его жена заявила, что Азамат Каримбаев подвергался пыткам.
30 ноября 2009 г. судья Алматинского районного суда города Астаны приговорил двух верующих – Жасулана Сулейменова и Куата Жоболаева к восьми годам тюрьмы по обвинению в создании террористической группы.
В конце ноября 2009 г. юристам Бюро было передано обращение семи женщин-мусульманок, адресованное международным организациям, посольствам и другим дипломатическим миссиям, находящимся на территории Казахстана. В обращении говорится следующее: «Мы, мусульмане Республики Казахстан, обращаемся к международному сообществу для того, чтобы вы обратили внимание на то, что сегодня происходит с мусульманами:
1. Наших мужей и братьев по вере сажают в тюрьмы за то, что они призывают к исламу;
2. Подвергают пыткам и психологическому давлению; заражают туберкулезом в подвалах СИЗО ДКНБ;
3. Подкидывают оружие и наркотики;
4. Заставляют в тюрьмах вести себя непристойно и за отказ забивают до смерти;
5. Нас, мусульманок, не берут в учебные заведения, заставляют снимать платок;
6. Наши дети бросают школы потому, что директора школ заставляют ходить без хиджаба;
7. Уничтожают наше достоинство, запрещая нам жить по законам Аллаха и соблюдать его приказы».
13 ноября 2009 г. члены общественной наблюдательной комиссии, наблюдающей за исправительными учреждениями Акмолинской области, посетили исправительное учреждение ЕЦ-166/10, расположенное в столице Казахстана (Астане), в котором 11 и 13 ноября 2009 г. произошло членовредительство 20 заключенных. В беседах с представителями наблюдательной комиссии заключенные сообщили, что членовредительство было совершенно по причине систематических избиений сотрудниками колонии заключенных, прибывающих в учреждение для отбытия наказания. Последней каплей, по словам заключенных, переполнившей их терпение, и приведших к членовредительству, явилось применение сотрудниками колонии специальных средств к заключенному (Молдасанову Акылбеку Канатовичу), осужденному за причастность к деятельности организации «ХИЗБ-УТ-ТАХРИР-АЛЬ-ИСЛАМИ», и прибывшему из исправительного учреждения г. Кзыл-Орда, в результате чего осужденный скончался.
Мы располагаем большим количеством примеров того, что пытки и унижающее человеческое достоинство обращение, прежде всего, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы, стали нормой жизни большинства современных казахстанских полицейских и сотрудников уголовно-исполнительной системы.
О том, что в Казахстане применяются пытки известно и в Европе. В результате, главный судебный орган по правам человека Совета Европы 19 ноября 2009 г. принял «прецедентное» решение по жалобе «Кабулов против Украины», установив фактический мораторий на экстрадицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в Республику Казахстан.
Основываясь на докладах Амнистии Интернэшнл, специального докладчика ООН по пыткам, международной Хельсинской федерации, Государственного департамента США, суд вынес решение, что экстрадиция Кабулова в Казахстан не нарушит его права на жизнь, поскольку в стране действует мораторий на применение смертной казни, которая заменена пожизненным лишением свободы. В то же время суд располагал открытой (незасекреченной) информацией о том, что пытки и обращения, унижающие человеческое достоинство, являются обычным явлением в пенитенциарных учреждениях Казахстана, а также информацией о крайне плохих условиях содержания лиц в местах лишения свободы.
И поскольку пытки и обращение, унижающее человеческое достоинство, в отношении лиц, содержащихся в местах лишения свободы, являются «общим правилом» функционирования казахстанской пенитенциарной системы, суд пришел к выводу, что заявителю не нужно представлять каких-либо доказательств возможного применения пыток (обращения, унижающего человеческое достоинство) по отношению к нему.
В параграфе 112 решения суда указано: «достоверно установлено, что в Казахстане любое лицо, подозреваемое в совершении уголовного преступления, содержащееся в месте лишения свободы, подвергается огромному риску стать объектом пытки и/или обращения, унижающего человеческое достоинство, порой, даже без всякой причины и цели. Поэтому Суд поддерживает аргумент заявителя о том, что сам факт задержания в качестве подозреваемого в совершении уголовного преступления представляет достаточные основания полагать, что по возвращению в страну заявитель подвергнется обращению, противоречащему статье 3 ЕКПЧ. Таким образом, экстрадиция нарушает статью 3 ЕКПЧ».
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности