О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, А ТАКЖЕ О НЕПРАВИЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЦЕНТРА ОБСЕ В АСТАНЕ

04.06.2009

 

 

Заявление правозащитных организаций Казахстана

 

 

В течение 2008 года и в начале 2009-го правозащитные организации Казахстана предпринимали активные усилия, убеждая депутатов Парламента РК и политическое руководство страны в том, что предлагаемый и позднее принятый Парламентом закон «О внесении изменений и дополнений в действующее законодательство о свободе вероисповедания и религиозных объединениях» не соответствует Конституции Республики Казахстан и ее международным обязательствам.

 

Мы заявляли, что проект данного закона, равно как и действующее законодательство Республики Казахстан в сфере свободы совести и религии:

– имеют разрешительно-ограничительный характер;

– построены на принципе «презумпции виновности» религиозных объединений, идеологической и политической целесообразности регулирования;

– накладывают ограничения, не соответствующие критериям допустимости ограничений прав и свобод человека, сформулированным в международном праве;

– не соответствуют принципу юридической определенности и предсказуемости, что позволяет властям в правоприменительной практике произвольно интерпретировать его положения.

 

Мы утверждали, что необходимо не внесение изменений и дополнений, а концептуальный пересмотр всего действующего законодательства в области свободы  совести и религии, как и всего законодательства, касающегося правового регулирования фундаментальных политических прав и гражданских свобод в Республике Казахстан.   

 

Аналогичные аргументы содержались в Комментариях к проекту этого Закона (от июня 2008 г. и января 2009 г.), подготовленных Консультативным советом по вопросам о свободе религии Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, организации, где  Республика Казахстан будет председательствовать в 2010 году.

 

Общие призывы ОБСЕ, правительств ряда государств, международных организаций, местных и зарубежных правозащитных организаций, множества религиозных ассоциаций и общин (как в Казахстане, так и за рубежом) повлияли на то, что глава государства направил данный закон в  Конституционный совет РК, и этот орган признал его неконституционным.

 

Однако несмотря на то, что вышеупомянутый закон в итоге не был принят, ряд его положений применялся и применяется на практике. Сотрудники органов внутренних дел и органов национальной безопасности открыто или тайно посещают молитвенные собрания религиозных общин, в том числе проводимые в частных домах, угрожают верующим, преследуют в административном и уголовном порядке руководителей религиозных групп по формальным основаниям. В течение всего прошлого и половины этого года в средствах массовой информации проводилась массированная атака против ряда зарегистрированных  в стране религиозных меньшинств, формировался их негативный образ в глазах населения.

 

Наиболее вопиющим фактом преследования по религиозным мотивам явилось уголовное дело против последовательницы Церкви Объединении (муниты), гражданки России Елизаветы ДРЕНИЧЕВОЙ.

 

Е.Дреничева, прочитавшая несколько лекций о религиозных доктринах своей церкви,  была обвинена в совершении «преступления против мира и безопасности человечества», «пропаганде неполноценности граждан по родовому и сословному признакам» и приговорена к двум годам лишения свободы. 

 

«Изобличению» Е.Дреничевой предшествовала спецоперация Департамента КНБ по г.Алматы и Алматинской области с внедрением штатных и внештатных агентов и прочими оперативными мероприятиями,  некоторые из которых санкционировались прокуратурой.

 

В худших традициях советского атеизма Дреничева была обвинена в том, что она противопоставляет другим людям «совершенного» человека, построившего свои отношения с Богом на основе любви, достижения совершенства через путь служения Богу и принадлежность к церкви и в том, что она создает негативный образ светской семьи, которая противопоставляется «совершенной» и «идеальной» семье, основанной на любви к Богу. По существу она была обвинена в распространении религиозных идей, которые в той или иной форме присущи подавляющему большинству существующих мировых религий.

 

В противоречии не только с общепринятыми в политологии и юриспруденции определениями, но и со здравым смыслом, органы национальной безопасности, прокуратура и суд интерпретировали родовой признак, в соответствии с которым Дреничева якобы пропагандировала неполноценность граждан,  как принадлежность к «роду человеческому», а сословный признак – как принадлежность к «семье». Она провела два месяца в заключении, пока вышестоящий суд не заменил ей наказание в виде лишения свободы на штраф.

 

Приговор был вынесен на основании экспертиз, проведенных тремя экспертами-политологами:  профессором Е.Буровой, доцентом Ж.Байсалбаевой и редактором журнала «КазЭнерджи» А.Устименко, ни один из которых не является специалистом в области религиоведения.

 

Согласно этим экспертизам лекции Дреничевой пропагандируют неполноценность граждан по признаку принадлежности к роду человеческому. Учитывая, что Конституция Казахстана запрещает разжигание родовой розни, то с точки зрения этих экспертов такая рознь может разжигаться между родом человеческим и, видимо, божественным началом. В заключениях экспертов также  утверждается, что вера в Бога снижает производительность труда, а любовь к Богу подрывает основы брачно-семейного законодательства Республики Казахстан.

 

Суд проигнорировал заключения шести известных экспертов –  религиоведов, подробно и аргументировано указавших на некомпетентность и научную несостоятельность вышеупомянутых экспертиз: Дж. Г. Мелтона, профессора, директора научного центра по религиозным исследованиям Калифорнийского университета, автора более 30 научных трудов в области религиоведения (США); Дж.Т.Ричардсона, доктора права и философии, автора восьми книг и более 200 статей по исследованию религиозных меньшинств (США); Е.С. Элбакян, профессора, специалиста в области религиоведения, философии и социологии религии, автора свыше 200 научных работ по религиоведению, научного редактора энциклопедического словаря «Религиоведение» (Россия); казахстанских специалистов – профессоров А.Артемьева,  С.Колчигина и Я.Трофимова.

 

Уже после вынесения Е.Дреничевой обвинительного приговора, 25 февраля 2009 г. действующий в казахстанской столице Центр Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (Центр ОБСЕ в Астане) совместно с Казахстанским институтом стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) и Казахским национальным университетом (КазНУ им. Аль-Фараби) проводит научно-практическую конференцию «Казахстанский опыт межэтнического и межконфессионального согласия: предложения для ОБСЕ». Для участия в конференции не приглашают ни одну из существующих в Казахстане религиозных общин или их ассоциаций, кроме Духовного управления мусульман Казахстана. А среди приглашенных экспертов нет ни А.Артемьева, ни С.Колчигина, ни Я.Трофимова, зато есть Е.Бурова. В связи с этим, несмотря на приглашение, мы не сочли для себя возможным принимать участие в этой конференции и бойкотировали ее.

 

28 мая 2009 г. тот же Центр ОБСЕ в г. Астане совместно с теми же со-организаторами и в рамках подготовки Казахстана к председательству в ОБСЕ проводит еще одну научно-практическую конференцию: «ОБСЕ и процессы демократизации в контексте региональной безопасности», на которую вновь в качестве одного из докладчиков приглашает Е.Бурову с докладом на тему «Навязанная идентичность как фактор гражданской ресоциализации», очевидно для очередной атаки на так называемые «секты».

 

Налицо явный «промоушн» человека, некомпетентная экспертиза которого привела к тому, что  другой человек провел два месяца в заключении и остался осужденным за лекцию, в которой не содержалось ничего, что бы расходилось с  большинством существующих в мире религиозных доктрин.

 

С нашей точки зрения эта позиция Центра ОБСЕ в г.Астане не имеет никакого отношения к поддержанию плюрализма при обсуждении различных вопросов, в том числе в области свободы совести и религии, а является дискредитацией идей, закрепленных в основополагающих документах ОБСЕ в области человеческого измерения. Такая позиция дискредитирует представления о свободе совести и защите религиозных меньшинств, что по нашему убеждению недопустимо.

 

В связи с этим Алматинский Хельсинкский Комитет и Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности вновь бойкотировали это мероприятие, а представитель ОФ «Хартия за права человека» выступил на нем с резкой критикой подобного подхода.

 

Мы готовы к открытой дискуссии по любым вопросам, однако эта дискуссия должна быть честной и компетентной, а международная организация, которой является ОБСЕ, не должна играть по правилам, навязываемым ей казахстанскими властями.

 

 

Евгений ЖОВТИС, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности

 

Жемис Турмагамбетова, исполнительный директор Общественного фонда «Хартия за права человека»

 

Нинель ФОКИНА, председатель Алматинского Хельсинкского комитета

 

 

г. Алматы, 4 июня 2009 г.

 


Добавить комментарий

Смотрите также