Работа правозащитного бюро парализована
Юбилейный подарок Евгению Жовтису ко дню его 50-летия
В понедельник 15 августа 2005 года сотрудники Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ), придя на работу, обнаружили свой офис взломанным и разграбленным.
Грабители, посетившие офис КМБПЧ в доме № 83 на улице Масанчи, как предполагается, в ночь с воскресенья на понедельник, взломали оконную решётку одного из кабинетов Бюро и почти все внутриофисные двери из коридора в кабинеты. Взломщики похитили (вынесли или вывезли из здания) большую часть рабочего компьютерного оборудования Бюро. По подсчётам сотрудников КМБПЧ, из офиса исчезли 13 процессоров и 6 мониторов на жидких кристаллах, флэш-карта серверного компьютера, а также два телефонных аппарата. В тех же кабинетах, где компьютеры оставлены на месте, из их процессоров изъяты системные блоки, что позволяет предполагать гораздо больший интерес ночных взломщиков не к «железу», хотя бы и дорогостоящему, а именно к имеющейся в компьютерах информации.
Сегодня вся текущая работа Бюро парализована, и сделано это в канун президентских выборов 2005 года, дата которых ещё официально не объявлена, но предвыборная кампанию в пользу действующего президента уже ведётся вовсю. При этом в подвешенном состоянии «примут – не примут – примут, но не сейчас, а попозже» находится и законопроект об НПО, составленный как бы специально против таких неправительственных организаций, как КМБПЧ.
В палисаднике под взломанным окном сотрудники Бюро нашли (и тут же передали следственной группе из Бостандыкского РУВД) ряд вещдоков, потерянных или брошенных взломщиками, а именно две пары нитяных перчаток, пилу-ножовку и стамеску, а внутри офиса на полу – целую связку внутриофисных ключей. Такая небрежность грабителей, нисколько не стремившихся всё своё унести с собой, а наоборот, побросавших орудия преступления на видном месте, может быть признаком как криминального куража (мол, всё равно не найдут!), так и – гораздо больше на то похоже! – демонстрации уверенности в полнейшей безнаказанности. Но в таком случае возникает законный вопрос: кем же были (или кем себя ощущали) ночные тати? Только ли криминальными элементами или также «сознательными представителями народа», чьи силовые действия против «смутьянов»-правозащитников всегда найдут поддержку со стороны властей, у которых известное далеко за пределами Казахстана «Бюро Жовтиса» давно уже стоит поперёк горла?!
В связи с этим следует вспомнить, что прежний офис КМБПЧ, расположенный на той же улице Масанчи, но несколькими кварталами ниже, в доме № 57, как раз между двух зданий ГУВД Алматы, пять с половиной лет назад был сожжён неизвестными поджигателями. Виновных в поджоге 4 ноября 1999 года так и не нашли. А уже в текущем 2005 году КМБПЧ подверглось резким словесным нападкам со стороны небезызвестного мажилисмена Ерасыла Абылкасымова. Этот депутат фактически обвинил правозащитников в измене Родине и прочих подрывных действиях против родного государства на западные гранты. Одновременно и занимающий должность уполномоченного по правам человека РК (омбудсман) Булат Байкадамов обратился к главе государства с жалобой на Бюро и его директора Евгения ЖОВТИСА, которые якобы «защищают не тех людей и занимаются не тем, чем надо».
По горячим следам этих двух выступлений в КМБПЧ пришли проверяющие из финансовой полиции и прокуратуры, а затем эти ревизоры приходили в офис Бюро как на работу, просидев в нём несколько месяцев в поиске любых нарушений. Результаты проверки в полном объёме так до сих пор и не представлены общественности, однако в провластной газете «Экспресс К» уже опубликован, со ссылкой на материалы этой проверки, некий пасквильный текст с обвинениями правозащитников в «аморалке» (так называлось на советском языке т.н. аморальное поведение, за которое человека нельзя посадить в тюрьму, но можно и нужно вывалять в грязи на заседании парткома-профкома).
Весьма интересно и то, что время для разгрома офиса КМБПЧ выбрано по всем правилам чёрного пиара и грязных политтехнологий. Это событие открыло собой не только рабочую неделю (офис разгромлен в ночь на понедельник), но и вторую половину месяца (понедельник 15 августа) – как бы специально для того, чтобы всем СМИ, включая еженедельные газеты, было удобнее осветить событие. И самое смачное состоит в том, что офис Бюро разгромлен за два дня до 17 августа 2005 года, когда директор КМБПЧ Евгений Жовтис отмечает свой 50-й день рожденья.
Напомним, что аналогичный подарок к 50-летию со дня рождения был преподнесён 29 января 2003 года сотруднику и одному из учредителей КМБПЧ, известному журоналисту Сергею Дуванову, обвинительный приговор которому был вынесен Карасайским районным судом Алматинской области ни в какой иной день, а именно в этот.
Конечно, главное здесь не в символических датах, а в символичных действиях: правозащитная организация, защитившая и продолжающая защищать людей от произвола власти, сама обращена в жертву произвола. Вот только чей это произвол – тоже власти сверху или на этот раз всё же криминала снизу? Чтобы ответить на этот вопрос по второму варианту, т.е. с наименьшим ущербом для власти, властям придётся доказать казахстанской и мировой общественности свою непричастность к «юбилейному погрому». А сделать это люди из власти могут, во-первых, осудив прямо и недвусмысленно действия погромщиков и грабителей, и во-вторых, применив все имеющиеся у них рычаги для немедленного раскрытия преступления и посильного возмещения пострадавшим нанесённого им ущерба.
Андрей СВИРИДОВ (веб-сайт «КУБ.kz» 15.08.2005)
Об ограблении офиса Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Заявление КМБПЧ и СЗ от 15 августа 2005 г.
Поскольку следы нападения на наш офис были обнаружены утром 15 августа с.г., можно предполагать время нападения – ночь с 14 на 15 августа. В эту ночь неустановленные лица, взломав решетку на окне, проникли в помещение Бюро и похитили 10 компьютерных процессоров и 5 жидкокристаллических мониторов, а в оставшихся компьютерах сняты блоки памяти. Также грабители рылись в документации, замечена пропажа отдельных документов. Таким образом, Бюро лишилось практически всей информации, находившейся в электронном виде, накопленной за последние несколько лет. В настоящий момент работа Бюро парализована.
Сейчас мы прилагаем все усилия для того, чтобы хотя бы частично возобновить свою работу. Нам уже поступила помощь от наших филиалов, откликнулся Центр ОБСЕ в Алматы, кое-кто из сотрудников принес свои домашние компьютеры в офис. Правоохранительными органами принимаются меры по выявлению лиц причастных к данному преступлению, ведется следствие.
Сегодня пока еще трудно говорить об истинной природе преступления. Мы далеки от того, чтобы однозначно усматривать в этом политическую составляющую – не исключено, что это было простое ограбление со стороны криминальных элементов, промышляющих перепродажей компьютерной техники. В то же время мы не исключаем и того, что данная атака ночных грабителей является очередным шагом в цепи препятствий, чинимых нашей организации со стороны тех, для кого наша работа – кость в горле.
Мы не забыли «случайный» пожар в нашем старом офисе в 1999 года: тогда мы также лишились информации и вынуждены были начинать с нуля.
Мы также помним о недавней проверке, устроенной Генеральной прокуратурой РК по запросу депутата парламента Е.Абылкасымова, когда проверяющие в течение нескольких месяцев искали на нас компромат, в том числе пытались найти следы финансирования оппозиционной деятельности в Республике Казахстан через счета Бюро. До сих пор мы не ознакомлены с итоговой справкой Генеральной прокуратуры – нам она не была представлена, хотя выдержки из текста широко цитируются.
И сегодня, учитывая, что вся остальная оргтехника в офисе (видеомагнитофон, телевизор, факсы, ксероксы, принтеры, сканеры) осталась нетронутой, напрашивается вывод, что грабителей интересовала только техника, связанная с хранением информации. Эта избирательность заставляет предполагать, что налетчики целенаправленно охотились прежде всего за информацией.
В связи с данным инцидентом кое-кем распространяются слухи, что это ограбление выгодно именно Бюро, и что даже будто бы мы сами его организовали, чтобы сделать из этого «очередную PR-компанию». Эти слухи распространяют те, кому наша правозащитная деятельность сильно мешает, и поэтому они желают дискредитировать нас в глазах общественности.
Уже более 12 лет мы занимаемся правозащитной деятельностью и имеем вполне устоявшуюся репутацию. Нам нет необходимости пиарить себя – мы и так достаточно известны как в Казахстане, так и за его пределами.
Бюро не имеет возможности иметь свою службу безопасности или штат охранников, так как наш статус правозащитной некоммерческой организации предполагает, чтобы мы находимся под защитой правоохранительных органов. И поэтому ни один грантодатель принципиально не выделяет денег на охрану офисов. Любая попытка перераспределить деньги на обеспечение безопасности является финансовым нарушением. Поэтому решетки на окнах – это единственное, что мы могли противопоставить грабителям и ворам.
Мы приносим свои извинения гражданам, нуждающимся в нашей правовой помощи, за то, что в настоящее время не в состоянии вести ежедневный прием.
Со всей ответственностью мы заявляем, что подобные удары не выбьют нас из седла, и, несмотря на всю сложность ситуации, мы постараемся в кратчайшие сроки вернуться к полноценному выполнению своей правозащитной деятельности.
Коллектив сотрудников Казахстанского международного бюро
по правам человека и соблюдению законности