Седьмого августа прошлого года официальный представитель МОН РК Серик Ирсалиев озвучил постановление о том, что в школах будет введен предмет религиоведение уже не как факультативный, а в статусе обязательного. Однако к началу нового учебного года с ним не успели, потому начали во втором полугодии, наверстывая программу занятиями по два часа в неделю (с первого сентября будет по часу).
На брифинге С. Ирсалиев подчеркнул, что «основы религиозной толерантности должны закладываться еще в детском возрасте». При этом посчитали, что детство у казахстанских несовершеннолетних начинается аккурат в девятом классе — именно этот возраст выбран для вводимого предмета.
Сказано — сделано. В министерских инструкциях разъяснялось, что религиоведение предпочтительней поручить вести учителям истории, так как им читался такой курс в вузах, и они должны иметь представление, что есть что. Хотя, к примеру, в Тюмени я посетила гимназию, где этот предмет ведут исключительно филологи. Почему? «Потому что основы религиозных знаний должны подаваться через призму литературы, музыки, живописи, а в этом звене сильнее педагоги академического филологического образования», – ответила директор. И можно бы пойти следом, но мы прокладываем свою колею.
Ладно, остановились на историках. Кому именно поручить предмет, решал директор школы. Тут отследить мотивы выбора сложно. Однако их можно классифицировать. Кому-то нужны дополнительные часы перед пенсией, у кого-то, особенно у молодых специалистов, их не хватало. А если с этим все в порядке, то религиоведение пустили по рукам по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Словом, сильные, толковые педагоги явно попытались отбрыкаться от кота в мешке, да еще и при почти нулевом методическом обеспечении — больно хлопотно. Опять же предмет не связан с ЕНТ.
Полной картины, кто сегодня у классной доски держит речь по основам религиозных знаний, тем паче толерантны ли эти речи, не знает никто! Составить общую картину взялось управление внутренней политики. Только тогда будем располагать базой данных, кому доверен предмет, который я лично квалифицирую как один из главнейших в современной школе.
Пока что мы имеем такие цифры. В области примерно 1300 учителей религиоведения. Из них прошли обучение на 36-часовых курсах в Центре внедрения новых технологий в образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров 157 историков (семь групп на казахском и одна — на русском). Ровно на столько хватило заложенных средств. Остальные будут обучаться либо на платной основе по заказу, либо с нового учебного года.
Впрочем, вот что говорит ведущий специалист по религиоведению центра повышения квалификации Бахытгуль Матекова:
– Мы снабдили педагогов программой, сделали календарно-тематическую разбивку. Провели круглый стол, открытый урок в режиме онлайн. Уже подготовлены тесты по предмету для проверки учителем усвоенных знаний.
На момент, когда читались курсы, всего этого еще не было, и курсанты пребывали в полном замешательстве. Однако, как считает Б. Матекова, совсем уж без методического сопровождения они не оставались, так как на руках был пробный учебник религиоведения, издававшийся в 2003, 2007 годах для факультатива. Но не стоит забывать, что факультатив шел в Шымкенте и трех – четырех районах области. Всего несколько школ. Значит, остальные не располагали и этим пособием.
Получается, одна из важнейших дисциплин, призванная формировать мировоззрение школьника, расширять его культурные горизонты, воспитывать в нем толерантность, отдана на откуп просто педагогу, не очень ответственному или так себе, с нужными обществу установками или местечковыми взглядами. Где он, свежеиспеченный религиовед, черпает знания и несет их в школу, неведомо. И даже директор, вздумается тому поприсутствовать на уроке, в состоянии будет лишь убедиться в соответствии или несоответствии его календарно-тематическому плану. Потому что он, как и педагог, не владеет КОНЦЕПЦИЕЙ предмета. Потому что ее нет! Она не разработана. Если про воспитание толерантного отношения к соседу иного вероисповедания, о котором говорил С. Ирсалиев, то это суть установка, желаемый результат. Но никак не сверхзадача.
Историю и культуру религии все же должны преподавать высокообразованные специалисты, которых еще предстоит подготовить. Тут нельзя «слепить из того, что было». Иначе может получиться не только «как всегда», но еще хуже. Как нельзя допустить и того, чтобы к предмету религиоведения сформировалось такое же пренебрежение, как к политэкономии социализма в недавнем прошлом.
ИСТОЧНИК:
Газета «Южный Казахстан» (г.Шымкент)
Опубликовано 12 апреля