• Главная
  • >
  • Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алматы (в сокращении)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алматы (в сокращении)

20.01.2010

Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа.


 


Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру.


 


Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.


 


Наверное, если бы не Сын Божий пришел в мир, а слово Божией правды произносил очередной пророк, то все произошло бы так, как бывало в древности, когда избивали пророков камнями, когда убивали их за провозглашение Божией правды. Но в мир пришел Сын Божий, и никакая человеческая и диавольская злоба не способны были погубить Его и Его миссию. Он воскресает из мертвых. И через подвиг уничижения, страданий и смерти, через славу Воскресения роду человеческому в ответ на эти искупительные заслуги Спасителя и дарована сила Божественная — благодать Святого Духа.


 


В день, когда мы вспоминаем Крещение Господа в реке Иордан, мы освящаем воду в знак присутствия этой благодати в Церкви. Церковь редко что-то доказывает внешним образом. Внешне в Церкви не происходит ничего необычного. Иногда люди усиленно требуют чуда, словно фокуса, чтобы это чудо убедило их в том, что Бог существует; однако Церковь никогда не воздействует на сознание людей подобным образом. Но в сегодняшний день, освящая воду, Церковь свидетельствует о великом Божием чуде —о явлении благодати через страдания, смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.


 


В ограде Церкви, в общине верующих, через общую молитву, через Таинства Церкви мы приобщаемся этой благодати, обретая великую силу, способную из грешника соделать праведника, из падшего — восставшего, из отчаявшегося — уверенного, из потерявшего надежду — обретшего ее. Церковь несет великой силы духовный заряд современному человечеству, которое тщетно уповает на человеческую силу, не видя дальше очень короткой временной перспективы все то, что может с ним произойти. А Церковь видит и знает. На протяжении двухтысячелетнего опыта своего бытия она утверждает великую истину, что человек спасается благодатью Божией.


 


Сегодня вы все можете почерпнуть святую воду и принести ее в свои дома. Берегите ее как святыню, с благоговением окропляйте ею свои жилища, самих себя, особенно тогда, когда нас посещают тяжелые жизненные обстоятельства, когда приходят болезни и скорби. Тогда нам особенно нужна благодать, в том числе и почерпаемая от святой воды.


 


Величайшее свидетельство Церкви, запечатленное опытом святых, опытом мучеников, заключается в том, что только Бог спасает человека. А спасение — это начало вечной жизни уже здесь, на земле, когда мы обретаем полноту человеческого бытия и затем эту Богом дарованную полноту переносим в жизнь вечную. Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:3). Мы знаем Господа Иисуса Христа, мы верим в Него, мы верим, что через Его смерть и Воскресение Бог нас соединил с Самим Собой, даровав нам великую силу Свою — Божественную благодать. И да поможет нам Господь, опираясь на эту силу, с миром и любовью ко всем идти по жизненному пути во славу Бога и навстречу Его немеркнущему Небесному Царству. Аминь.


 


ИСТОЧНИК:


Опубликовано 20 января 2010 г.


Газета «Авитрек – регион» № 3 (444)


Добавить комментарий