Постановление Конституционного Совета РК от 28 октября 1996 года N 6
Об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о. Председателя Конституционного Совета Акуева Н.И., Ихсанова У.К., Мамонова В.В., Сабикенова С.Н., Шопина В.Д., с участием представителя Председателя Мажилиса Парламента депутата Головкова М.Н., специалиста ученого-правоведа Матюхина А.А., руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1 пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан” от 29 декабря 1995 года, рассмотрел в открытом заседании обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Оспанова М.Т. об официальном толковании пункта 1 статьи 4
и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан. Поводом обращения в Конституционный Совет послужили выступления депутатов Мажилиса на заседании Палаты Парламента Республики Казахстан 18 сентября т.г. с предложением о толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан.
Заслушав сообщение докладчика – члена Конституционного Совета Акуева Н.И., объяснение представителя Председателя Мажилиса Парламента Республики депутата Головкова М.Н., разъяснение специалиста Матюхина А.А., изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет Республики Казахстан
установил:
В Конституционный Совет Республики Казахстан поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан. Вопрос о необходимости официального толкования указанных конституционных норм был поставлен в выступлениях депутатов Мажилиса на его пленарном заседании 18 сентября 1996 года.
Как видно из приложенной к обращению выписки из стенограммы пленарного заседания Мажилиса Парламента от 18 сентября 1996 года, в своем выступлении депутат Головков М.Н., цитируя пункт 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан о действующем праве, утверждает, что “…этот комплекс и определяет объем права, а не одна Конституция…”. Затем депутат цитирует пункт 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан и заключает, что эта норма “…запрещает составлять, рассматривать и принимать законы, урезающие существующие права и свободы”.
При анализе указанных статей Конституции Республики Казахстан Конституционный Совет исходит из следующего:
1. В пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, закреплено: “Действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики”.
Действующее право Республики Казахстан рассматривается здесь как система норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке
нормативных правовых актах: Конституции и соответствующих ей законах Республики, Указах Президента, постановлениях Парламента, его Палат и Правительства Республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики. Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
Все указанные нормативные правовые акты включаются в состав действующего права, если они не отменены, в том числе – в связи с принятием новых нормативных актов. Внесение изменений или дополнений должно осуществляться в пределах компенсации соответствующего органа, с соблюдением установленного порядка. В частности, порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан предусмотрел в тексте самой Конституции (статьи 91).
2. Пункт 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает: “Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов”.
Согласно пункта 1 статьи 12 Конституции в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы в соответствии с Конституцией. Это означает, что перечень прав и свобод человека гарантируется государством в пределах, установленных нормами Конституции Республики и соответствующих ей иных нормативных правовых актов. Признание указанных прав и свобод человека абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики. Неотчуждаемость прав и свобод означает, что установленных Конституцией прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов. Указанные права и свободы человека, согласно пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов.
Вместе с тем, права и свободы человека могут быть ограничены государством в установленном законом порядке, в случаях, предусмотренных Конституцией (пункт 5 статьи 12 и пункты 1,2 статьи 39). При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции, не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам, а также ни в каких случая не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 10,11, 13-15, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, Конституционный Совет Республики Казахстан в связи с толкованием пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан
Постановил:
1. Под “действующим правом” по смыслу пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан следует понимать те нормы Конституции и других перечисленных в данной статье нормативных правовых актов, а также международных обязательств Республики, которые на конкретный момент не отменены, а международные обязательства не расторгнуты. В случае внесения в установленном порядке в ранее принятые акты изменений
и дополнений, а также принятия новых актов, нормы этих актов включаются в состав
действующего права, а признанные утратившими силу – исключаются из него. Вновь принятые нормы должны вводиться в действие с соблюдением положений об обратной силе Закона, закрепленных в подпункте 5 пункта 3 статьи 77 Конституции.
2. Под правами и свободами человека, о которых идет речь в пункте 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан, следует считать признанные и гарантированные государством права и свободы человека в соответствии с Конституцией.
Признание прав и свобод абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству Республики.
Неотчуждаемость прав и свобод человека означает, что установленных прав и свобод человек не может быть лишен никем, в том числе и государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятых на ее основе законов.
Положение пункта 2 статьи 12 о том, что права и свободы человека определяют содержание законов и иных нормативных правовых актов следует понимать в том смысле, что права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод. Законы, устанавливающие права и свободы человека, за исключением перечисленных в пункте 3 статьи 39 Конституции, могут быть изменены в установленном порядке законодательным органом, исходя из реальных социально-экономических возможностей государства.
3. Согласно пункта 1 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию.
4. Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете республики Казахстан”, настоящее Постановление публикуется в официальных республиканских печатных изданиях,
И.О. Председателя
Конституционного Совета
Республики Казахстан С.Темирбулатова