Джихад – это не война

22.10.2009

Такого ещё не было. Лидера мусульман в небольшом селе Шубарши приговорили к 17 годам лишения свободы. Его и еще пятерых верующих обвинили в подготовке к теракту, пропаганде насилия и желании создать халифат. В числе осуждённых оказался и 32-летний специалист нефтяного предприятия из Кенкияка. Односельчане говорят, что он был добрым и почитал старших. Близкие уверены, мужчину одурманили…


 


Где дом шайтана?


 


Он был обычным сельским парнем. Так о нем рассказывают односельчане. Учился в музыкальной школе, поступил в КазНТУ и после окончания вуза работал химиком-технологом на нефтяном предприятии. Женился, появились дети. Два года назад мужчина принял ислам, стал из Кенкияка ездить в мечеть в Шубарши. Близкие до сих пор не могут поверить, что он готовил вместе с другими теракт, желал кому-то зла.


 


– Ему читали какие-то молитвы, после этого он ходил, как зомбированный, давали аромамасла. Возможно, они содержали психотропные вещества, и он сам не знал, что творил, – говорят близкие. Потом вспоминают: как-то в доме появился Коран в переводе на русский язык. В нем суры из Корана трактовались по-новому. Например, было написано: «Убей неверного». На вопрос: «Разве это правильно?» мужчина отвечал: «И вам надо молиться».


 


Мечеть в Шубарши появилась несколько лет назад. Совсем рядом, в Сарколе, уже была мечеть, но верующие взялись за возведение еще одной. Пожертвования собирали всем селом.


 


– В новую мечеть людей ходило мало, – рассказывает местный житель, директор Дома культуры Шубарши Ардак Кубашева. – Там отказывались читать молитвы по усопшим, не принимали садака (пожертвования). Лидера этой мечети недавно посадили, но сама мечеть остается открытой. Туда ходит в основном молодежь. Они считают, что не должны работать на государство, называют Дом культуры домом шайтана. Часто, как только начинается дискотека или концерт, в нем вырубают свет. Верующие забирают из детского сада детей, заставляют жен носить хиджаб, есть люди, которые и в школу не хотят пускать детей. Кафе, по их понятиям, тоже дом шайтана. Во дворе местного кафе как-то пристрелили собаку…


 


– Сейчас среди мусульман появились люди с разными взглядами, одни не хотят подчиняться другим, это и стало причиной появления мечети в Шубарши. Инициатора строительства провоз­гласили имамом. Другого имама туда пока не направили. У нас не так много образованных людей, да с «инакомыслящими» никто не хочет связываться. Есть сведения, что в тех местах мечети занимаются не только религией. В мечеть Шубарши ходят человек 40, среди них есть и школьники, – говорит религиовед департамента юстиции Толеген Талдыбаев.


 


Имамов негде взять


 


По словам Толегена Талдыбаева, подбор имамов, на которых возлагается большая ответ­ственность, стал на сегодня самой большой проблемой. В год у нас строится и регистрируется около 15 мечетей, но зачастую их некому возглавить. Мечети должны содержаться на пожерт­вования, но в селах это обычно небольшие суммы, в месяц не более 5 тысяч тенге, а из этих денег надо и зарплату имаму дать, и заплатить за тепло и свет. Если и находятся желающие быть имамами, у них нет соответствующего образования. Самое большее они проходят курсы в Алматы. Не получая от имама ответы на свои вопросы, люди перестают его слушать. Сейчас при мечети «Нур-Гасыр» открыли медресе, в ближайшие 2-3 года у нас будут образованные имамы, но чтобы они поехали в села, нужно создать условия.


 


– Традиционных религий сейчас у нас две – ислам и христианское православие, – продолжает Толеген Талдыбаев. – Представители других религий на вопросы верующих реагируют быстрее. У них есть средства, они активнее идут на контакт с людьми, и их авторитет среди части населения куда выше, чем у представителей традиционных религий. Мы не слышали, чтобы кто-то не хотел пускать детей в школу, требовал закрыть Дом культуры, поскольку это не по их вере. Под влияние различных религиозных течений попадают, как правило, образованные люди. Они постоянно находятся в поиске нового. Необразованный человек и религией мало интересуется.


 


Оппозиционер из мечети


 


– Что произошло в Шубарши, мы знаем из газет. Читали, что верующие собирались взорвать нефтепровод, шестерых осудили на большие сроки. Я в это село ездил четыре или пять раз, эти верующие избегали встреч с нами, – говорит имам мечети «Нур-Гасыр» Бауыржан кажы Есмахан. – Мечеть в Шубарши была официально зарегистрирована, но имама там не было. Был лидер, которого никто не утверждал. Он, можно сказать, «оппозиционер». Деяния осужденных верующих никакого отношения к мечети не имеют. Эти люди не признают духовное управление мусульман Казахстана. Такие группы есть в Мугалжарском и Шалкарском районах, собираются они вне мечети и по-своему трактуют хадисы из Корана. Эти люди занимаются фитна [смутой. – Прим. ред.]. Пайгамбар говорил: фитна спит, кто его разбудит, на того падет кара Аллаха. Такие верующие уводят людей в сторону. К сожалению, это есть. За год в Шубарши мы направляли трех имамов, ни один из них не продержался. Был имам Ибрахим, который прошел обучение в Саудовской Аравии, после него еще двое. Дело в том, что часть людей в селе придерживаются другого направления, и никого слушать не хотят. Сейчас мы готовим еще одного имама. Каждую пятницу в Шубарши ездят имамы из города. Нам предлагали закрыть там мечеть, но это легче всего, да и вряд ли решит проблему. Пусть там будет имам и работает с людьми.


 


Запрещать учиться – дикость


 


По словам Бауыржана кажы Есмахана, в последние годы в области резко увеличилось число людей, читающих намаз. Но нерешенной осталась проблема с имамами.


 


– Они должны уметь работать с людьми, быть образованными, – говорит имам. – Сейчас не как раньше – лишь бы читал намаз, молитву по усопшему и давал бата. Люди поднимают много других вопросов: о неке – обряде бракосочетания, джихаде и многом другом. Надо уметь им разъяснять каноны ислама. Сейчас появилось много книг о джихаде, в которых говорится, что надо бороться с неверующими, с теми, кто находится в руководстве и не читает намаз. Книги такого содержания недавно запретили судом. Они были и в нашей области. Поэтому от имамов требуется многое. Джихад действительно есть в Коране, но это не обозначает войну с неверующими. Речь идет о борьбе с собственными недостатками, с плохим внутри себя и о стремлении к лучшему. Имамы должны разъяснять это, но не все это умеют. Среди действующих глав мечетей не все соответствуют своему статусу. Мы надеемся решить проблему кадров с первым выпуском в медресе, но у выпускников нет опыта работы с людьми, опыта воспитательной работы. Сейчас мы не даем согласия на строительство мечети, если для неё нет подготовленного имама. Самый трудный район у нас Темирский. Имам мечети в Шубаркудуке, к которому относятся все мечети в районе, готов уйти, но на его место некого ставить. Даже если найдем, где ему жить? Сейчас акимат согласился выделить имаму жилье, но надо еще решить вопрос с зарплатой.


 


Запрещать детям ходить в детский сад, в школу, в Дома культуры – это дикость. В Коране в первых пяти аятах говорится: «Учитесь». Поэтому надо ходить в школу, детский сад, и любой ученый от ислама вам это скажет. Дом культуры нельзя называть домом шайтана, там проводятся и религиозные чтения. Если кто-то считает, что какие-то мероприятия противоречат его вере, пусть на них не ходит.


 


Что касается аромамасел, ничего вредного они не содержат. Мусульмане пользуются ими вместо одеколона, который содержит спирт.


 


О вербовке в секту


 


Как религиозные общины обрабатывают «новенького»?


 


– Первым делом его убеждают, что он находится на пути к Богу, а это нелегкий путь, – говорит Толеген Талдыбаев. – Человеку говорят: близкие могут быть против веры. И это нормально: Бог отделяет своего любимого раба от нелюбимых. И уговоры, беседы близких тут могут ничего не дать. Человек будет убежден, что все так и должно быть, потому что его действительно избрал Бог. Люди уходят в веру зачастую из-за непонимания в семье. Поэтому лучше прививать ребенку изначально знания о традиционной религии. Сейчас не зря в школьную программу ввели религиоведение. В веру часто приходят в школьном возрасте – 12-15 лет.


 


Как рассказывают в департаменте юстиции, жалобы от горожан на то, что их родных вовлекли в секту, время от времени к ним поступают. Люди уходят из семей, однако их родственники писать заявления, как правило, отказываются.


 


Также в департаменте юстиции сообщили, что сейчас по республике запрещена деятельность движения «Ата жолы» (Ак жол) и объединения «Аят – чистое сознание», чья деятельность признана опасной для общества.


 


Согласно выводам специалистов, деятельность этих движений признана создающей угрозу здоровью людей и безопасности государства. Были факты гибели людей, развития психозов после сеансов по методике «Алля-Аят».


 


В «Ата жолы» за деньги соглашались из человека делать аруахов.


 


P.S. Когда готовился материал, из облсуда сообщили, что осужденные жители Темирского и Мугалжарского районов подали апелляцию на решение Мугалжарского райсуда. Когда состоится повторное рассмотрение дела, пока неизвестно.


 


Как назначают имамов


Уполномоченный имам в Актобе Бауыржан кажы Есмахан готовит представление в духовное управление мусульман Казахстана, которое и принимает окончательное решение. При этом обращается внимание на образование будущего имама. Он проходит специальные курсы.


 


«Джихад действительно есть в Коране, но это не обозначает войну с неверующими. Речь идёт о борьбе с собственными недостатками, с плохим внутри себя и стремлении к лучшему». — Бауыржан кажи Есмахан, имам мечети «Нур-Гасыр».


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Диапазон»


Опубликовано 22 октября 2009 г.


<http://diapazon.kz/aktobe/aktobethemeofthetday/page,1,4,20957-dzhikhadjetonevojjna.html>


Добавить комментарий

Смотрите также