Особенностью Казахстана, по которой его выделяют в мировом сообществе, является не только проживание на его территории представителей более 100 национальностей, но и то, что в стране существует свыше 40 конфессий и доминаций.
И религиозная потребность у населения растет. По данным комитета по делам религий Министерства культуры, за годы независимости количество религиозных объединений в стране выросло в 6 раз. В связи с этим особое внимание приковано к духовной сфере общества, и прежде всего к исламу, который остается доминирующей религией в стране. Это одна из древних религий на Земле, но сегодня она оказалась в «осевом времени», когда происходящие с ней перемены носят судьбоносный характер. И от того, как будет развиваться ислам, зависит не только состояние самой веры, но и тех стран и народов, где мусульмане остаются преобладающей частью населения.
В результате стремительной по своим темпам структурной трансформации конфессионального пространства Казахстана четко обозначились негативные тенденции.
Основой для проявления этих нежелательных явлений является поляризация общества по конфессиональному признаку и актуализация радикальных религиозных идей среди верующей молодежи.
Так, по данным Комитета по делам религий Министерства культуры РК, за годы независимости количество религиозных объединений в Казахстане увеличилось в 6 раз (с 671 в 1990 году до 4427 в 2010-м).
Данная ситуация создает угрозу для дальнейшего развития казахстанского общества по нескольким основным аспектам:
– духовной безопасности;
– процессу этнокультурной идентичности и самоидентификации;
– оспариванием нетрадиционными религиозными структурами доминантной роли в отличие от традиционных религиозных институтов;
– меж- и внутриконфессиональными противоречиями, находящимися на современном этапе на стадии предконфликтной ситуации.
В контексте этих проблем важным является недопущение появления в религиозных процессах парадигмы, когда идеи «такфира» и вооруженного джихада, проповедуемые в радикальных исламистских направлениях, могут стать доминирующими и обращение к данным радикальным идеям может иметь под собой определенную сознательную основу, выбор, оправданный с точки зрения необходимой меры. Так, данные социологического исследования, проведенного агентством «Ksilon», показывают такие негативные тенденции: 30,7% респондентов высказались за создания исламского государства, положительно к возможному участию молодых людей из Казахстана в военных действиях за границей против врагов ислама высказали 10,8% респондентов, считая таких людей истинными защитниками ислама. Также 8,7% респондентов выступили в поддержку взрывов и других форм насилия для защиты своей веры от врагов.
Причинами, способствующими формированию данной ситуации, являются следующие нерешенные проблемы в сфере религиозных отношений:
а) Отсутствие в религиозных процессах консолидирующих основ – как негативный фактор в реализации религиозной политики государства.
Широкое многообразие религиозного пространства является закономерным следствием идеологического вакуума и отсутствия в религиозной сфере консолидирующей идеологии, в данном случае Ханафитского мазхаба, являющегося традиционным учением на территории Центральной Азии.
б) Решение проблемы кризиса в системе духовенства как комплексная задача религиозной политики государства.
Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), объединяя более 60% граждан Казахстана, имея в ведении 3000 имамов, продолжает оставаться инертной структурой. На ДУМК возложены три основные функции:
– систематизация организационной структуры ДУМК, поднятие его статуса и имиджа (как консолидирующего и концептуального органа в конфессиональном пространстве Казахстана);
– формирование и развитие институтов и основ традиционного ислама с учетом казахстанской специфики (традиций), которые должны содействовать государству в укреплении духовных, нравственных, идеалистических основ общества;
– организация активной контрпропагандистской работы против деятельности радикальных религиозных структур и оккультных сект.
Эти вопросы на сегодняшний день остаются открытыми.
В идеологическом аспекте наблюдаются большие провалы, в особенности проповедование Духовным управлением не консолидирующей, а, наоборот, дезинтеграционной идеологии.
В результате деятельность традиционного духовенства больше носит номинальный характер, стала аморфной и устраненной от реальных религиозных процессов в стране. У населения создалось убеждение, что Духовное управление интересуется только сбором денежных пожертвований от прихожан и процентными отчислениями в свою казну.
в) Религиозная безграмотность и невежество основной части населения. Следствием этого стал уход некоторой части населения в ряды различных внешне этноориентированных религиозных организаций.
г) Развитие неподконтрольного процесса религиозного образования со стороны нетрадиционных объединений как инструмента формирования социальной базы (паствы).
д) Либеральное законодательство в сфере регулирования религиозных отношений, которое предоставляет широкие возможности (создавая малые несистемные ограничения) для деятельности нетрадиционных религиозных организаций в РК.
В то же время дополнительный личностный анализ портрета экстремиста выявляет также и другие факторы:
1. Социальная неустроенность некоторых категорий граждан. Так, процессы пауперизации и люмпенизации (возникновения деклассированных слоев – бродяг, нищих, уголовных элементов и др.) в особенности среди молодежи создают почву для активизации представителей нетрадиционных религиозных направлений.
2. Формирование фона противостояния между различными религиозными группами и стремление внешних игроков сыграть на религиозных внутриконфессиональных противоречиях. Например, поддержка одного религиозного учения против второго (кроме традиционных консолидирующих учений, имеющих этнокультурную и историческую преемственность). В обыденности ни одно религиозное учение не побеждает на идеологическом фронте второе. В реальности мы наблюдаем лишь процесс еще большего усиления и идеологии противоборствующих религиозных течений, к примеру, противостояние суфийских тарикатов и различных салафитских (фундаменталистских) течений, которые, еще сильнее укрепляясь в своей религиозной идеологии, начинают втягиваться в активную фазу конфликтной ситуации.
3. Активизация доступных экстремистских сайтов в сети Интернет, когда беспрепятственно пропагандируются идеи вооруженного джихада, принципы такфира и пр. На этих сайтах молодежи специально навязываются стереотипы войны на пути ислама (моджахеда), гордой и мстящей вдовы и пр.
4. Для эффективного решения вопросов в сфере регулирования религиозных отношений необходимо грамотно проводить типологию и классификацию религиозных течений и учений. Во многих случаях мы сами становимся заложниками навязанных ярлыков, которые уводят органы власти от проведения точечных и эффективных государственных мер.
5. Другим негативным аспектом является использование неэффективных административных и силовых методов в регулировании религиозных отношений, которые в большинстве случаев имеют обратное действие, что вызывает скрытую активизацию радикальных религиозных групп.
Мы всегда должны помнить, что религиозная сфера является тонкой и деликатной, в этой связи необходимы точечные удары по основным провоцирующим факторам.
Рекомендации. Дальнейшие перспективы светского государства с мусульманским населением тесно связаны с решением таких важнейших проблем, как отмежевание от радикально-идеологического подхода в пользу традиционного ислама и светскости.
Стратегическая цель государства в религиозной сфере – сохранить светский характер страны и не допустить политизации религиозных процессов в казахстанском обществе.
На данном этапе государству необходимо перехватить стратегическую инициативу, действуя на опережение. Религиозная среда, которая остается без должного внимания под влиянием различных факторов (в основном внешних), может самотрансформироваться, вплоть до крайних форм. Нужно добиться доминирующего влияния традиционного ислама в конфессиональном пространстве Казахстана, которое не должно оставлять места для деятельности других нетрадиционных религиозных направлений.
В этих целях представляется необходимой разработка Концепции развития традиционного ислама. А реформирование ДУМК нужно проводить с целью трансформации данной организации в эффективного проводника этой концепции.
В решении создавшейся проблемы следует выдвинуть основные меры:
Первое. На основе анализа различных моделей государственно-конфессиональных отношений в других государствах более приемлемым представляется использование так называемой кооперационной модели. Кооперационная модель (конкордатное соглашение) предполагает сотрудничество государства и религиозных организаций в форме объединения деятельности (кооператива) в каких-либо сферах. Например, такая модель существует в Австрии, Бельгии, Германии, Португалии, Испании, Италии, Швеции.
При этом соглашение (договор) составляется только с традиционной религиозной организацией.
Политика сотрудничества государства и церкви получила широкое распространение в странах Европы по причине взаимной выгоды и для государства при решении социальных проблем, и для церкви, становящейся признанным институтом особого рода в гражданском обществе.
Совместные интересы государства (обеспечение общественного порядка) и религиозных организаций (молитвы, религиозные праздники и пр.) – это образование, благотворительность, общественное благополучие. Проект соглашения регламентирует отношения и затрагивает следующие темы: исправительно-трудовые учреждения, социальная деятельность, брак, медицинские учреждения, образование и финансирование духовного учреждения.
В основе разработки данного договора между государством и ДУМК должна быть предусмотрена организация совместной социальной работы (практика легитимного партнерства).
Правовой статус ДУМК – как благотворительной организации, без вмешательства в политику. Должна подчеркиваться значимость роли ДУМК в миротворческой деятельности, укреплении межконфессионального согласия и дружбы между народами. Подобная практика применяется в Германии.
Как аналог действующей в России «Основной социальной концепции российских мусульман» необходимо разработать отечественную концепцию «Основная социальная концепция казахстанских мусульман», которая должна стать основным предметом будущего соглашения. В концепции должны быть изложены базовые положения ислама во взаимоотношениях со светским государством и обществом и сформулированы «руководящие» принципы и позиции ДУМК в социальной сфере.
Второе. Другой не менее важной инициативой государства должно стать принятие мер, направленных на повышение авторитета ДУМК и РПЦ (Русская православная церковь) в глазах простых верующих. Обычная дилемма, когда роль доминанты традиционной религии является слабой, то по законам конкурентной борьбы она уступает авторитету неформальных религиозных лидеров и активному влиянию нетрадиционных религиозных организаций на конфессиональное пространство.
Повышения имиджа ДУМК в данном случае можно достичь, предпринимая конкретные шаги в двух направлениях:
1. Повышения авторитета его руководства (духовный лидер).
2. Грамотного обоснования религиозно-идеологической позиции ДУМК с элементами этнокультурной, исторической преемственности, не вызывающего противоречия во внутриисламских отношениях (мазхаб Абу Ханифы).
Эффективность поднятия авторитета ДУМК можно достичь созданием традиционного коранического института – Аш-Шура (Совет улемов). Функцию Аш-Шуры призван выполнять Совет улемов при ДУМК, который должен быть догматически и теоретически авторитетным, объединяющим органом. Это является продолжением традиций, заложенных Центральным духовным управлением мусульман (ЦДУМ) в
Другой формой эффективных мероприятий может стать разработка официального документа от имени основной части верующих, например, как в России, где разработаны два важных концептуальных документа российских конфессий – «Основы социальной концепции Русской православной церкви» и «Основные положения социальной программы российских мусульман. Совет муфтиев России». Рассмотрение позиции верующих по ключевым проблемам общественной жизни и идеологическое самоопределение представляется актуальной задачей. Так называемая социальная доктрина – это официальный взгляд Муфтията на современное общество, то есть описание, анализ и оценка общественных процессов, так или иначе затрагивающих, прежде всего, верующих, а также документ, служащий традиционным руководством для простых верующих и структуры Муфтията в их взаимоотношениях с государственной властью. А главное, на базе настоящего документа принимаются решения по различным вопросам современности. Например, разработка документа «Основные положения социальной программы казахстанских мусульман на основе ханафитского учения».
Далее. В плане определения религиозно-идеологических ориентиров ДУМК одной из действенных мер является повышение авторитета ханафитского мазхаба в глазах верующих.
Повышение авторитета – это прежде всего повышение его исторического значения для истории Казахстана, в частности, в развитии и формировании духовных основ.
Для этого перед мусульманами страны необходимо обосновать три основных положения: а) наличие в истории Казахстана знаменитых ханафитских улемов, которые являлись личностями, способствовавшими развитию ислама, культуры и традиций казахов; б) их основные религиозные взгляды не противоречат основным положениям и догмам ислама и являются традиционными для Казахстана; в) через труды института востоковедения МОН РК (издание сочинений С. Гилмани, Ж. Копеева, Курбан Али Халиди) также можно обосновать положения, что территория Казахстана в свое время (XII – XIV вв.) являлась одним из основных центров ханафитского мазхаба. Данные инициативы позволят на идеологической основе нейтрализовать факт пренебрежительного отношения некоторых мусульман к историческому духовному наследию казахов и повысить чувства казахстанского патриотизма.
Также нужно организовать программу научных исследований и серию полевых исследований по выявлению и публикации рукописных трудов ханафитских богословов XIX – начала XX веков. Выявленные рукописи можно издавать в рамках казахстанской серии книг: «Духовное наследие Казахстана», что послужит основой методического обеспечения религиозно-образовательного процесса. В прошлом инициированные научной общественностью в этом направлении мероприятия не нашли дальнейшей реализации в силу ряда субъективных причин.
Третье. Важной инициативой для научно-методологического обеспечения ДУМК и государственных органов, занимающихся вопросами религии, видится создание научно-исследовательского центра исламоведения, например, имени Абу Ханифы, по аналогии с российским Фондом им. Абу Ханифы.
Четвертое. Необходимо продолжить целенаправленную деятельность по системному улучшению законодательства, регламентирующего религиозную сферу.
Пятое. Формирование политики издательской и информационной деятельности – один из самых эффективных методов профилактики религиозного экстремизма на основе ханафитского учения. В качестве примера можно обратиться к опыту России, Турции, Малайзии (ислам Хадхари) и других стран.
По опыту этих стран должны быть внесены предложения по формированию республиканского медиа-плана информационно-пропагандистской работы по профилактике религиозного экстремизма на основе ханафитского учения.
Шестое. Следует реализовать ряд мер по совершенствованию институциональной базы государственной религиозной политики. На сегодняшний день со стороны государства необходимо проведение комплексного мониторинга и регулирования религиозных отношений.
Седьмое. Для нейтрализации негативных факторов в религиозно-образовательной сфере необходимо создавать свою систему конфессионального образования, обеспечить подготовку отечественного слоя богословов. Речь идет о формировании целостной и многоступенчатой системы религиозного образования на основе ханафитского учения.
Мы всегда должны помнить, что импортирование иных духовных ценностей имеет отрицательные последствия для сохранения национальной безопасности.
ИСТОЧНИК:
Газета «Литер»
http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=6459&Itemid=2
Дата публикации: 24 июня