В последнее время стало заметно, как Москва все чаще начала обвинять Казахстан в дестабилизации ситуации. По словам российских экспертов и журналистов, большинство буйствующих в России боевиков проходят боевую подготовку в Казахстане, и зачастую имеют отношение к республике или по национальному признаку, или же являются нашими гражданами.
Вот что пишет по данному поводу в своем материале «Терроризм на экспорт. Казахстан заполонил Россию своими экстремистами» российский аналитик Яков Востриков.
«…В Казахстане наблюдается активный и неконтролируемый властями процесс исламизации, прежде всего подрастающего поколения. Такая «благоприятная» среда позволила религиозно-экстремистским организациям не только создать на территории РК, особенно в приграничных с Россией областях, разветвлённую сеть баз, где казахских боевиков – джихадистов учат пользоваться оружием и взрывчаткой, но и организовывать транзитные маршруты для их переброски на юг России…».
Позднее признал справедливость претензий российской стороны и бывший начальник отдела Управления по борьбе с организованной преступностью Департамента внутренних дел Алматы, подполковник полиции Рустам Мирзабаев, который не исключает, что на западе Казахстана может осуществляться обучение боевиков.
В сложившейся ситуации мы решили найти корень проблемы, установить причину определенного дискомфорта в отношениях между Россией и Казахстаном.
И каково было наше удивление, когда, побывав на местах, мы воочию убедились, что из-за безответственности отдельных чиновников, а в ряде случаях некомпетентности представителей правоохранительных органов ряд регионов страны действительно превратились в своего рода в плацдарм для распространения деструктивной идеологии экстремистов на территорию России и не только.
Мы решили побывать в Южно-Казахстанской области, которая, по сообщениям ряда СМИ, считается одной, если правильно будет так сказать, из самых исламизированных областей республики.
Свое ознакомление мы начали с визита в Сарыагашский район, где из бесед с местными жителями стало понятно – район по праву отличается повышенной набожностью своих жителей. Чего стоил один только вид группы молодых лиц, в коротеньких до безобразия штанишках, водрузивших на голову белые тюбетейки, несмотря на свой молодой возраст (а каждому из них можно было от силы дать лет этак 18-20), отрастивших смешные до неприличия бородки. «Ну, прямо, Афганистан какой-то», – вырвалось у одного из членов нашей группы.
При этом, люди, которые встречались на улицах, категорично отказывались давать нам интервью, сетуя на то, что это «ширк» – как нам объяснили, «отступление от религии». Но самое интересное, что молодой парень, которого мы остановили и попросили рассказать о себе, здешних людях и порядках, с деланной взрослостью сделал нам замечание «Вам, что нечего делать. Лучше идите и помолитесь…».
Обескураженные, потеряв надежду подготовить материал, мы решили обратиться в отдел внутренних дел.
Местного участкового, как и полагается, не оказалось на месте. Оказалось, пошел обхаживать свои владения. К вечеру мы все же сумели его дождаться. И пришел он не один – в сопровождении работника уголовного розыска. Встретили нас настороженно и, поняв, что целью нашего визита является не вопрос освещения коррупции в органах правопорядка, заметно посветлели.
И вот, что нам удалось выяснить из беседы с местным участковым, слова которого дополнял его коллега по «цеху».
«В районе действительно много верующих. И что интересно, местные жители не обращаются к нам, а идут прямо к имаму мечети, который и решает их проблемы. Однажды мы хотели поставить на место главу мечети, но люди взбунтовались.
Между нами говоря, бардак полнейший. К примеру есть у нас такой поселок Ынтымак, где уже несколько лет без какой-либо регистрации работает медресе «Убай Ибн Кааб», где обучаются порядка 200 слушателей со всей Средней Азии. Религиозное обучение, проживание и питание слушателей оплачивается местными предпринимателями.
«Рассказывают, что один из спонсоров медресе – бизнесмен Абдулахат, который кстати является владельцем нескольких магазинов в Сарыагашском районе и Шымкенте, распространяет среди учеников «Убай Ибн Кааб» идеи фундаментального ислама.
Об этом мы несколько раз информировали центр. Но какого-либо интереса эта информация не вызвала. А вы знаете, что мы люди военные. Без приказа никуда.
Кстати, в апреле на деньги местных богачей братьев Абдужаббара, Абдугаппара и Абдусаттара Ирисметовых для слушателей медресе построили общежитие и новую мечеть «Шокир эшон ота».
Поздно вечером с камнем на душе вся наша группа молча возвращалась в город. И все понимали, что если нас везде будут встречать подобным образом, то никакого материала у нас не получится. И в этот момент у нашего водителя Сергея возникла идея. «Кстати, у меня есть хороший знакомый в областном ДВД. Не обещаю. Но если получится, то всю информацию можно получить у него. Он-то наверняка в курсе дел», – озвучил свою идею Серега. И договорившись на том, что завтра же с утра Сергей договорится со своим знакомым о встрече, распрощались.
Звонка водителя пришлось ждать до обеда. Связавшись, Сергей сообщил, что еле сумел договориться с работником ДВД о встрече. И то при условии, если его имя нигде не будет упоминаться.
Встреча состоялась в одной из забегаловок, где нас уже поджидал Серегин знакомый. Еще раз, взяв с нас слово, не ссылаться на него, наш собеседник согласился, в пределах допустимого дать ответы на интересующие нас вопросы.
Со слов Серегиного друга, обстановка в Южно-Казахстанской области действительно сложная. С одной стороны обстановку нагнетают представители криминалитета, с другой ее осложняет буйство религиозных фанатиков.
В регионе наблюдается засилье сторонников «джихадизма». К примеру, есть в
Позднее нами была получена информация о приверженности Санджара идеям «джихада». Но предпринимать какие-либо действия нам не разрешили. Причиной чему, как выяснилось позже, явились связи имама в Астане. И что интересно, недавно парни из Шымкента сообщили, что с февраля мечеть в Наурызе вновь стала работать и в пятничные дни насчитывает порядка 200 прихожан из числа молодежи. О данном факте я информировал свое начальство, но мне приказали забыть о Санджаре.
Такая же ситуация и в Сайрамском районе. И здесь не обошлось без уродцев. По имеющейся у нас информации, распространением идей «джихадизма» занимается житель села Корамурт Сардор. В конце прошлого года, ребята выяснили, что он, при содействии религиозного деятеля Сайрамского района Абдуллы, создал в сельской мечети «худжру», где обучает местную молодежь арабскому языку и экстремистским идеям. На следующий день я вызвал Сардора в ДВД. Но он не пришел. Зато позвонили из КНБ и «посоветовали» забыть о Сардоре.
Другим отъявленным джихадистом в районе считается имам мечети поселка Кургончи – Нишонали. У нас есть веские доказательства, что в своих проповедях имам призывает к свержению существующего в республике конституционного строя и построению у нас в Казахстане исламского государства. Имеются у нас сведения и о том, что, в отдельных комнатах мечети в условиях «худжры» Нишонали занимается религиозным обучением местных ребят в возрасте от 11 до 18 лет.
Но попробуй подойти к нему – протекцию Нишонали оказывает имам-хатиб ЮКО Ахмаджон Абеков, который, как известно, приходится родственником главе государства.
Но больше всего, по словам нашего собеседника, экстрималов от религии расплодилось в Сарыагашском районе области. «Именно здесь расположена «штаб-квартира» казахстанских «джихадистов». И ведают ею братья-бизнесмены Пахритдиновы Мухитдин и Абдухамид. Что особо тревожно, в последнее время, эти люди начали зарываться.
Из беседы с работником ДВД выяснилось, что в начале марта по указанию Пахритдинова Мухитдина на территории поселков Чукурсой и Чапаевка был объявлен негласный запрет и установлены меры наказания за участие в азартных играх. И уже 4 марта телохранители М.Пахритдинова прилюдно жестоко избили четверых местных жителей, которые были уличены в игре в карты. Свои действия Пахритдиновы объяснили местным жителям необходимостью строгого соблюдения религиозных норм и правил, которые никто не вправе нарушать.
Кстати, в начале марта сын Абдухамида Пахритдинова – Салохитдин, под предлогом организации частного бизнеса, вывез вместе с собой для обучения на религиозных курсах в Саудовской Аравии пятерых местных жителей. Между тем, мы располагаем сведениями, что выехавшие, в течение нескольких лет, обучались в «худжре джихадистов», организованной Нуридином Пахритдиновым в сельской мечети в Абае. Но и тут сделать что-то ДВД бессильно у Пахрутдиновых есть свои связи в руководстве страны.
«Все мы знаем и понимаем. Но бессильны что-либо сделать. Каждый боится за себя, за свое кресло… Скажу честно, иногда я затрудняюсь сказать, кто контролирует ситуацию в области: государство или же радикалы от религии. Тревожит и то, что в последнее время в эти самые течения пошли и чиновники. А это, как вы понимаете, еще более усиливает позиции экстремистских организаций», – поделился с нами своим мнением работник ДВД.
На вопрос же относительно самой причины возникновения в Казахстане религиозного экстремизма собеседник заявил: «Ну, это же очевидно. У нас, как вы знаете из истории, излишним религиозным фанатизмом не страдали. Да и народ мы, как говорится, самодостаточный, так что списывать все это на безысходность людей тоже неправильно. А произошло это после того, как у нас начали давать приют экстремистам, бежавшим из соседних Узбекистана и Киргизии. Узбеки не церемонятся с фанатиками. Как следствие, наше государство, в частности Юг, превратился в Эдем для экстремистских течений. И сегодня, они вытворяют, что хотят».
ИСТОЧНИК:
Сайт «Гео»
www.geokz.tv/article.php?aid=12273
Дата публикации: 11 мая