• Главная
  • >
  • 62,4% алматинцев считают, что религиозному экстремизму способствует бедность

62,4% алматинцев считают, что религиозному экстремизму способствует бедность

25.01.2011

Среди 1200 алматинцев провели исследование в рамках профилактики террористической угрозы. В ходе исследования стало ясно, что казахов больше всего беспокоит усиление агрессивности мышления среди молодежи в связи с вовлечением в религию, русских – распространение сектантства, а представителей других национальностей – учащение случаев проявления религиозного экстремизма.


 


В последние годы мировое сообщество очень часто сталкивается с проявлениями терроризма и экстремизма. При этом если ранее в мире действовали автономные экстремистские организации, нацеленные на достижение собственных целей, то примерно с конца 1990-х годов начали появляться признаки объединения различных экстремистских, сепаратистских и террористических движений. В том числе, такое объединение происходит под знаменами исламского фундаментализма.


 


Несмотря на то, что в Казахстане отсутствуют прямые предпосылки для появления террористических групп, угрозы терроризма и экстремизма, тем не менее, существуют в связи с такими факторами, как геополитическое положение республики, низкий уровень жизни определенной части населения, политизация этничности и религии, радикализация деятельности различных религиозных общин и сект и т.д.


 


Сложность и неоднозначность ситуации в сфере противодействия угроз терроризма и экстремизма в Казахстане отражают результаты социологического исследования, проведенного Международным институтом региональных исследований «Открытое общество» в сентябре-октябре 2010 года в рамках государственного социального заказа управления внутренней политики города Алматы. Выборочная совокупность опроса составила 1200 респондентов из числа алматинцев от 18 лет и старше.


 


В своем большинстве (61,5%) респонденты не беспокоятся относительно проявления и распространения экстремизма. Вместе с тем боле трети опрошенных (38,5%) считают, что соответствующая угроза в определенной степени существует. А 5,9% респондентов отметили, что им лично приходилось сталкиваться с проявлениями религиозного экстремизма. Данное обстоятельство говорит о том, что потенциальная угроза активизации религиозных экстремистов на территории Алматы все же существует.


 


Среди различных направлений экстремизма в Алматы, по оценкам респондентов, имеют проявления в основном национального (38,8%) и религиозного (29,1%) экстремизма, причем преимущественно выражающегося в скрытой форме. Хотя, скорее всего, главным образом речь здесь идет о случаях, связанных с проявлениями этнической и религиозной нетерпимости.


 


Конкретно в связи с проявлениями и распространением экстремизма соответствующих горожан беспокоит вероятность открытых конфликтов (32%), растущая напряженность в межнациональных отношениях (18%), исламизация общества (16,7%), приход экстремистов к власти (16%), попадание молодежи под влияние новых религиозных течений (10,8%), вовлеченность ее представителей в секты (8,7%) и появление значительного количества различных сект (6,5%).


 


При оценках данной ситуации в динамике для большинства опрошенных (54,1%) она за последние 5 лет нисколько не изменилась. Тогда как 15% респондентов полагают, что ситуация вокруг проявления экстремизма ухудшилась, и еще 30,8% затруднились ответить на данный вопрос. Таким образом, ответы относительно улучшения рассматриваемой ситуации отсутствуют.


 


Ухудшение ситуации с проявлениями экстремизма респонденты связывают исключительно с религиозной составляющей. При этом в рамках распределения опрошенных на группы в связи с их этнической принадлежностью было выявлено, что казахов больше всего беспокоит усиление агрессивности мышления среди молодежи в связи с вовлечением в религию, русских – распространение сектантства, а представителей других национальностей – учащение случаев проявления религиозного экстремизма.


 


Около пятой части опрошенных (21,1%) полагают, что в Алматы существуют религиозные экстремистские организации и группировки. Хотя при этом большинство из них затруднились назвать эти группировки, что позволяет утверждать о гипотетическом характере данных предположений. Те же респонденты, которые проявили осведомленность по этому поводу, назвали «Исламскую партию Восточного Туркестана» (16,4%), «Организацию освобождения Восточного Туркестана» (9,4%), «Жамаат моджахедов Центральной Азии» (5,6%) и «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами» (2,3%). Как видим, здесь названы организации, представители которых в разное время действительно проявляли себя в Казахстане.


 


Среди факторов, наиболее способствующих возникновению религиозного экстремизма, респонденты назвали низкий уровень жизни (62,4%), использование религии в политических целях (62,3%), деятельность зарубежных миссионеров (59,7%) и собственное толкование отдельных основополагающих положений ислама, отличающееся от официального толкования (57,3%).


 


Исследование также выявило то, что информированность населения Алматы о законодательстве республики, регулирующем вопросы противодействия терроризму и экстремизму, а также о предпринимаемых действиях со стороны властей по предотвращению данных угроз, достаточно низка, судя по ответам 55% и 48% респондентов соответственно. Вместе с тем деятельность государственных органов по предупреждению, выявлению и пресечению экстремистской и террористической деятельности алматинцами оценивается достаточно высоко, что видно по ответам 66,5% респондентов.


 


Таким образом, результаты проведенного социологического исследования показали, что слабым звеном в деятельности государства по борьбе с экстремизмом и терроризмом является информационная и пропагандистская составляющая. В связи с этим рекомендуется усилить работу в данном направлении.


 


С целью предотвращения «заражения» молодежи идеями религиозного экстремизма предложена разработка соответствующей системы психологических, педагогических и социальных мер. В частности, предлагается разработать и внедрить систему тестирования среди учащихся старших классов средней школы для выявления «группы риска», то есть лиц, потенциально склонных к участию экстремистской деятельности, с целью проведения затем среди них воспитательно-профилактической работы.


 


В целом, граждане Казахстана должны осознавать, что угроза экстремизма не является мифической, и им следует быть готовыми содействовать компетентным органам в вопросах ее предотвращения. В данном ключе было бы полезным, чтобы к такой деятельности максимально подключилось и религиозное духовенство, осуждая проявления терроризма и экстремизма и поощряя терпимость и доброжелательное отношение ко всем людям, независимо от их национальности и вероисповедания.


 


Отвечая на вопросы Today.kz директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, оценивает ситуацию вокруг религиозного экстремизма в Казахстане, считает что если смотреть на ситуацию вокруг проявлений терроризма и экстремизма в динамике, например, с 2007 года, с учетом соответствующих сводок КНБ и МВД, то пока наблюдается последовательное сокращение таковых.


 


В свою очередь, это можно оценивать как один из показателей улучшения рассматриваемой ситуации, уверен политолог.


 


«При этом стало меньше поступать информации о представителях такой официально признанной экстремистской и запрещенной на территории Казахстана организации, как «Хизб-ут-Тахрир». Хотя раньше последняя представлялась чуть ли не «главным экстремистом» в республике», – добавил он. 


 


«В этих условиях в стране нелегально создаются и действуют соответствующие объединения и секты, проникают и проповедуют иностранные миссионеры», – считает он.


 


Не следует сбрасывать со счетов и фактор геополитического окружения Казахстана, о чем свидетельствуют прошлогодние инциденты в Кыргызстане и Таджикистане, считает Андрей Чеботарев. По его мнению, если Казахстан еще и направит своих военнослужащих в Афганистан, то тем самым он может спровоцировать те или иные международные террористические организации подвергнуть его определенным атакам.


 


«Все это позволяет говорить о необходимости постоянного укрепления и совершенствования форм и механизмов деятельности государства и его компетентных органов по противодействию угроз терроризма и экстремизма. Другое дело, что должен быть установлен и поддерживаться четкий баланс между данной деятельностью и соблюдением конституционных прав и свобод граждан», – уверен политолог.


 


ИСТОЧНИК:


Today.kz


http://meta.kz/221913-624-almatincev-schitajut-chto-religioznomu.html


Опубликовано 21 января 2011 г.


 


Добавить комментарий