На Обзорной Конференции ОБСЕ в области гуманитарного измерения, проходившей в Польше г. Варшаве в октябре 2010 года много внимания уделялось вопросам свободы совести. И конечно же, ситуации в области религии в Казахстане, как стране – Председателе ОБСЕ.
Мне, как представителю НПО, работающему в данной сфере, хотелось бы поделиться своими впечатлениями. На конференции рапространялась брошюра с отчетом «Невыполненные обещания: Вопросы свободы вероисповедания или убеждений в Казахстане и Кыргызстане», подготовленная Службой новостей Форума 18 при участии Норвежского Хельсинского Комитета, Коалиции Осло по свободе религии и вероисповедания, Центра Осло по миру и правам человека и Миссии Норвегии на Востоке.
Данный отчет представляет собой ресурс для проекта по укреплению свободы религии и вероисповедания в Казахстане и Кыргызстане, который финансируется Министерством иностранных дел Королевства Норвегии.
В отчее говорилось о существующих угрозах в отношении свободы совести, а также нарушениях обязательств в области прав человека, вызванных действиями властей.
Как эксперт, могу сказать, информация, изложенная в отчете, до глубины души возмутила меня. Я считаю необходимым довести до широкой общественности истинное положение дел в моей стране.
Факты – упрямая вещь, они говорят сами за себя. Сравните, за годы независимости конфессиональное пространство страны резко расширилось, если в 1991 году в Казахстане насчитывалось всего 600 религиозных оранизаций, то на 1 января 2010 года количество религиозных объединений составило 4427, в том числе, в разрезе конфессий: мусульманские – 2697, православные – 297, протестанские – 1266, католические – 88, иудейские – 28, нетрадиционные – 46, буддизм – 5.
В отчете «Форума 18» в вину Казахстана вменяется признание традиционными религиями ислам и православие. Однако многие государства мира на законодательном уровне определяют традиционные религии. К примеру, в самой Норвегии – официальной признана евангелическо-лютеранская церковь. Более того, большинство членов Парламента и министров должны принадлежать к данной церкви. Король является главой церкви. В Дании евангелическо – лютеранская церковь признана официальной.
В Греции, России, Белоруссии, Болгарии ведущая роль принадлежит Православной церкви. В Англии особый статус у Англиканской церкви. В Польше положение католической церкви является государственным.
Нельзя осуждать данные страны за обозначение традиционных религий, так как религия – это основа любой культуры, хребет любой цивилизации.
В нашей стране ни Духовное управление мусульман Казахстана, ни республиканкая православная церковь не имеют официального статуса. Они не пользуются какими-либо финансовыми или правовыми преимуществами. Таким образом, в отчете указана необоснованная критика в адрес Казахстана.
Относительно борьбы с сектами. Во Франции с 2002 года действует Межминистерская комиссия по борьбе с сектами. При МВД Польши имеется отдел по работе с деструктивными культами. Европейский Парламент Постановлением 1996 года призвал государства не предоставлять автоматически статус религиозных организаций.
Учет или регистрация религиозных объединений осуществляются в целях безопасности общества от таких проявлений, как терроризм или экстремизм. Поэтому призывы правозащитников снять все ограничения с деятельности религиозных организаций – это обыкновенная спекуляция вокруг демократии.
Я благодарна норвежским коллегам за интерес к религиозной ситуации в Казахстане, но надо быть объективным в оценке ситуации любой страны.
Возмущение вызвало во мне также выступление руководителя Ассоциации религиозных объединений Казахстана г-на Александра Клюшева. Во-первых, он выступает от имени всех религиозных организаций страны. Между тем, он представляет только протестантские объединения, и то только часть. Во-вторых, г-н А.Клюшев, выступая на Конференции, заявил об имеющихся притеснениях религиозных объединений в Казахстане. Так ли это на самом деле? Сегодня в Республике зарегистрировано всего 267 православных церквей и свыше 1200 протестантских объединений.
Более того, «Новая жизнь», пастором которой в Астане является А.Клюшев, имеет в наличии конфессиональную газету, международный телеканал, молитвенные дома. Он беспрепятственно проводит многотысячные выездные конференции. Не это ли является подтверждением свободы религии и свободы совести в нашем государстве?!
Когда руководитель религиозных объединений говорит с высокой трибуны о том, что «в Казахстане христиан выгоняют с работы», надеюсь, этому никто не верит. Это наглая ложь, которая не красит, прежде всего, самого г-на Клюшева. Ведь он – пастор, «батюшка», и его сан обязывает говорить правду. Интересно, что скажет по этому поводу паства?
Ведь это можно квалифицировать как противопоставление мусульман и христиан. Никто, в погоне за славой, не должен забывать об ответственности за свои слова.
Казахстан – толерантная страна. Именно толерантность явилась одним из факторов выдвижения нашей страны на пост председателя ОБСЕ.
ИСТОЧНИК:
Сайт «Платон»
http://www.platon.kz/30636.htm
Опубликовано 8 октября