Духовное управление мусульман Казахстана является одной из самых известных религиозных организаций страны, но при этом наиболее загадочной из них. В том смысле, что ее деятельность и некоторые части ее жизни, в том числе финансовой, остаются покрытыми завесой тайны. Официальное духовенство, несмотря на то, что является вроде бы открытым любому человеку, на самом деле, ведет весьма скрытую от широкого взора деятельность, а это, в свою очередь, стало причиной рождения кучи мифов и слухов вокруг ДУМК, который подогревает своими выступлениями оппозиционный ему Союз мусульман Казахстана. На прошлой неделе модератору клуба «АйтPARK» Нурлану Еримбетову удалось сделать практически невозможное – служители ДУМК Абдимутали Дауренбеков и его младший товарищ Еркебулан Каракулов пришли в клуб, дабы развенчать все мифы, которые каким-то образом бросают тень на официальное духовенство.
Абдимутали Дауренбеков, который общался с прессой исключительно на государственном языке, произвел гораздо более сильное впечатление, нежели его младший товарищ, который своим поведением, утверждениями и размышлениями больше напоминал партийного функционера расцвета советской эпохи. Такая же узость суждений и абсолютное неприятие точек зрения, противоположных точкам зрения начальства. Если к этому прибавить излишнюю эмоциональность и неумение вести жесткую дискуссию, получается идеальный объект для особо кровожадных журналистов. Хорошо, что старший товарищ Каракулова держал нити разговора в руках и старался как можно более объективно и четко отвечать на задаваемые ему вопросы. Мы решили обозначить наиболее распространенные мифы о ДУМК и попробовали проанализировать ответы священнослужителей.
Миф №1. ДУМК не принимает пожертвования, которые заработаны неправедным путем.
Фабула:
Данный вопрос вызывает серьезный интерес в обществе. Сегодня среди казахстанского высшего общества, многие представители которого (если не подавляющее большинство) заработали свои капиталы не самым праведным путем, очень модно ставить мечети, которые уходят под контроль ДУМК. Было бы справедливым предположить, что высшее руководство Духовного управления в курсе того, на какие деньги поставлены храмы. Насколько мы знаем, по законам шариата духовенство может принимать только те пожертвования, которые заработаны праведным путем. Однако, служитель Каракулов отметил, что ДУМК попросту не имеет возможности отслеживать, кто и на какие средства возвел ту или иную мечеть. «Это богоугодное дело и такого рода пожертвование все равно будет принято», – отметил он. Его старший товарищ отметил, что в их практике не было прецедентов, когда мечеть была бы построена на явно «грязные» деньги.
Вывод:
По данному вопросу ДУМК отошло в сторону, предпочитая не вдаваться в подробности и уж тем более, не разбираясь в каждом прецеденте. Просто принимают и все, особо не разбираясь что, кто и откуда. Хотя по идее, в Казахстане существует не так много людей, которые могут позволить себе построить мечеть, а значит, каждый из них является человеком известным – по крайней мере, в своем районе. Стало быть, и отследить, на что построена мечеть, при желании можно. Но особого желания, как раз таки и нет.
Миф №2. ДУМК вращает огромными средствами, а священнослужители получают огромные зарплаты.
Фабула:
Как известно, в Центральной мечети города Алматы между прихожанами и имамом стоит огромный сундук для пожертвований. Многие мусульмане именно из-за этого не приходят в мечеть – сундук производит просто удручающее впечатление, и кое-кому кажется, что в храме Божьем правит не Аллах, а Золотой телец. Еще более сложное отношение к этому факту у приезжих мусульман – арабы, турки и другие правоверные называют Центральную мечеть бизнес-мечетью. Отсюда, наверное, появляются и многочисленные разговоры о том, что возле мечети места нищих продаются и т.п. Еркебулан Каракулов возмутился позицией журналистов и вообще всех, кто обращает внимание на такие «мелочи» как стоящий между муллами и мусульманами огромный сундук для денег. «Вы не видите за этой мелочью поистине большого», – вскричал он, под мелочью, видимо, имея в виду пожертвования, а под большим – непонятно что. В итоге под давлением общественного мнения, слуги Господа согласились поставить этот вопрос перед руководством. На самом деле действительно непонятно, какие средства поступают в ДУМК посредством пожертвованием, но такие вот цифры, например, впечатляют: ДУМК платит ежемесячно только налогов на миллион тенге, из пожертвований платит зарплаты своим сотрудникам, на эти же деньги проводит мероприятия (например, в течение Рамазана каждый день утраивались бесплатные обеды для неимущих).
Вывод:
Бросалось в глаза, что служители искренне удивлены, что общественность придает значение какому-то сундуку. Похоже, ощущение собственной непогрешимости и реально богоугодные дела, которые делает ДУМК, позволяют некоторым служителям не замечать дела сомнительные. Абдимутали Дауренбеков отметил, что его оклад равен 52 тысячам тенге. Мы не склонны подвергать его слова сомнениям, как и не склонны верить, что доходы среднестатистического муллы ограничиваются одной заработной платой. Но ощущение нереальности озвученных цифр не покидает до сих пор. Возможно, большую роль в этом играет разница между официальными цифрами и теми, что фигурируют в обществе в качестве слухов. А правда, наверное, как всегда, где-то посередине.
Миф №3. Государство и духовенство не лезут в дела друг друга.
Фабула:
Мурат Телибеков, президент Союза мусульман Казахстана уже не первый год выступает с резкой критикой ДУМК. В качестве одной из главных причин он называет коррупцию, царящую в системе официального духовенства. Одной из причин он называет независимость ДУМК от государства. Другими словами, по мнению Телибекова, государство должно активной участвовать в деятельности ДУМК, дабы не только его контролировать, но и помогать развиваться в дальнейшем. Однако, у нас получается, что ДУМК является как бы государством в государстве. Существует даже мнение, что ДУМК и официальная власть имеют между собой договор о том, что взамен на самостоятельность, ДУМК должно выполнять перед государством некие финансовые и идеологические обязательства. Однако, как объяснил нам Абдимутали Дауренбеков, государство жестко контролирует действия ДУМК, отслеживая все денежные потоки и направения, а также следя за тем, чтобы официальное духовенство работало в допустимых рамках.
Вывод:
Для того, чтобы знать, в какой степени государство контролирует официальное духовенство, нужно в первую очередь знать, в какой степени осуществляется финансовый контроль. А здесь есть много вопросов. Дауренбеков говорит, что все средства от пожертвований официально проходят через банки, облагаются налогами и только потом возвращаются в ДУМК. Но служитель не ответил, насколько сведен к минимуму риск возникновения «неучтенки», сдают ли муллы «благодарность», ходя на поминки, похороны и другие мероприятия и т.д. Без четкой картины делать какие-либо выводы невозможно. А создать четкую картину без серьезной работы финпола тоже не получится. Сообщений же насчет того, проверял ли когда-либо финпол ДУМК лично или нет, мы никогда не наблюдали…
Миф №4. ДУМК сознательно не выступает в СМИ и остается в стороне от бед простого народа.
Фабула:
Нынешний год в судьбе страны стал одним из самых тяжелых за последнее время. Это касается, в первую очередь, простого народа. Трагедия в Кызылагаше, наводнения в некоторых регионах Казахстана, полыхающая Киргизия – все это коснулось простых казахстанцев, однако, создалось впечатление, что официального духовенства это никоим образом не касается. Между тем, как утверждают гости дискуссионного клуба, ДУМК отреагировал на все эти события. К примеру, в Кызылагаше на свои собственные средства ДУМК заново отстроил мечеть. «Когда случается какое-то ЧП, верховный муфтий дает поручение местным имамам оказать посильную помощь. Как минимум, областной имам подключается к работе. Но нам не нужна реклама на ТВ и в газетах, мы просто стараемся выполнить свой долг», – отметил Еркебулан Каракулов.
Вывод:
Позицию духовенства по данным вопросам нельзя не уважать. С другой стороны, «отреагировать» и «помогать» – суть разные понятия. Любой меценат будь то простой человек, чиновник, политическая партия или общественное движение, как правило, не настаивает на анонимности. В случае с ДУМК необходима гласность в подобных вопросах, иначе не будут понятны масштабы помощи официального духовенства. Скромность, конечно, есть добродетель, но в данном вопросе она вряд ли уместна. Складывается ощущение, что ДУМК просто не волнует общественное мнение.
Миф №5. Должность имама можно купить.
Фабула:
Слухи о том, что в районных, поселковых и областных мечетях должность имама можно купить, существуют с давних пор. Тот же Мурат Телибеков не раз говорил о том, что подобные сигналы поступают из разных концов страны. Конечно, представители ДУМК по этому поводу высказываются однозначно отрицательно. Но если Абдимутали Дауренбеков говорит, что подобные факты, если они есть, должны быть доказаны, то Еркебулан Каракулов с комсомольской горячностью заявил: «Мы это категорически отрицаем! Такого нет!».
Вывод:
Что бы ни заявляло официальное духовенство, скорее всего, подобные факты имеют место быть. То есть, категорически исключать возможность коррупционных нарушений при назначении имамов попросту нельзя. Но если это не единичные случаи на местах, а система, то это повлечет падение других постулатов, обозначенных священнослужителями во время дискуссии. Например, если должность имама действительно продается за хорошие деньги, то и на доходы имамов нужно будет смотреть под другим углом. Ведь плохую лошадь вор не уведет…
Миф №6. Имамы и муллы продажны.
Фабула:
Айдар Алибаев, президент Ассоциации пенсионных фондов Казахстана рассказал во время беседы случай: «Когда я хоронил бабушку, я привез муллу из Центральной мечети. Он мне сказал, чтобы я заплатил каждой женщине, обмывающей тело, по пять тысяч тенге, причем деньги отдал ему. Я поинтересовался у женщин, сколько мулла им обещал. Оказалось, что по тысяче тенге. Я дал им по три тысячи и сказал, чтобы мулле ничего не давали. Вот лицо нашего духовенства». Священнослужители начали возмущаться, особенно Каракулов. Сначала он начал кричать о том, что подобного быть не может. «Значит, это не наш мулла», – отметил он, но под давлением слушателей, многие из которых сами являлись свидетелями хамства мулл, поправился: «Если подобное происходит, пожалуйста, обращайтесь к нам».
Вывод:
Без комментариев.
ИСТОЧНИК:
Сайт «Диалог»
http://www.dialog.kz/?lan=ru&id=93&pub=2222
Опубликовано 21 сентября