Чтобы правильно расставить знаки препинания в этой фразе, Казахстану нужен судебный прецедент.
Этот, казалось бы, безобидный вопрос может выявить серьезные проблемы в казахстанском обществе: откуда и почему в нашей стране среди молодежи появились столь ярые поклонники ислама? Не станет ли хиджаб политическим оружием в будущем?
Очень часто темы, заслуживающие особого внимания, подкидывают нам сами читатели. В одной из рубрик нашего издания: «Спросите у юриста» было опубликовано письмо молодой девушки, в котором она просила совета у специалиста.
«Я исповедую ислам. Наша религия предусматривает ношение хиджаба для девушек. Сама я студентка, учусь на очном отделении одного из алматинских вузов. В прошлом году у меня часто возникали проблемы с проректором нашего вуза, он говорил, что мы живем в светском государстве, и обязывал меня приходить на учебу без хиджаба, угрожая отчислением. Насколько действия проректора законны, и что мне делать?»
Вопрос не праздный. И в нем явно прослеживается то, что сегодня серьезно волнует молодое поколение казахстанцев. И отмахнуться от этого никак нельзя. Год от года, и это могут наблюдать многие, все больше и больше девушек и молодых женщин можно встретить в закрывающих лоб и щеки платках, в длинных до пят платьях, в блузках, закрывающих руки до самых кистей.
Но вернемся к письму нашей читательницы. В чем-то ее вопрос перекликается с тем вопросом, который был задан в режиме online на одном из информационных сайтов министру образования и науки Жансеиту Туймебаеву за несколько дней до начала нового учебного года: «Можно ли носить хиджаб в школах?»
Глава ведомства однозначно ответил: «Нет». Такой подход он объяснил несколькими причинами.
«Во-первых, религия у нас отделена от школы», – заявил он.
Министр напомнил, что, несмотря на то что в Казахстане исповедуется ислам, казахский народ не был столь радикальным приверженцем этой религии.
«Ислам пришел к нам позже, чем в другие страны Центральной Азии. И благодаря кочевому образу жизни мы больше тенгрианцы. Во-вторых, в Казахстане проживает свыше 140 этносов. И если мы дадим «добро» на ношение хиджабов, то это значит, мы должны дать «добро» и на ношение одеяний других религий», – подчеркнул он.
А потому, по словам Туймебаева, возглавляемое им ведомство против ношения хиджабов в казахстанских школах.
Понятно, что слова министра – это позиция государственного мужа, которую следует воспринимать как официальную позицию властей. Но в таком случае возникает немало встречных вопросов: «Возможно ли ношение хиджабов в частных школах, вузах, национальных компаниях, частных фирмах? Не противоречит ли такой отказ нормам нашей Конституции? Не приведет ли это в дальнейшем к протесту среди казахстанской молодежи, сделавшей выбор в пользу такой вот одежды и образа жизни?»
Юрист Ерик Тунгатаров, подготовивший ответ для нашей читательницы, считает, что действия проректора, запрещающего студентке носить хиджаб, противозаконны и она вправе это обжаловать.
«Конституция Казахстана гласит, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. В вашем случае идет прямая дискриминация по религиозному признаку», – ответил он.
И совет юриста таков: «Отчисление из университета за ношение хиджаба незаконно. Поэтому постарайтесь довести вышеуказанную норму Конституции РК до сведения вашего проректора. Если это не поможет, вы вправе обратиться с жалобой к ректору, в Министерство образования или местный орган прокуратуры».
Его ответ перекликается и с позицией директора Национальной школы государственной политики Саясата Нурбека.
«Нелогичным является запрет хиджаба в целях сохранения светскости государства, то есть четкого разграничения государства и религии. Правительство в таком обществе должно обеспечить свободу вероисповедания всем людям», – считает Нурбек.
По его мнению, Конституция Казахстана четко указывает на то, что личные права и свободы могут быть ограничены лишь в том случае, если это будет мешать обществу.
«Женщина, носящая хиджаб, не представляет угрозы общественному порядку», – утверждает он.
Таким образом, юрист и государственный служащий считают, что ношение хиджаба не противоречит закону, а министр образования, ссылаясь на ту же Конституцию, придерживается противоположной точки зрения. Так кто же прав?
По мнению казахстанского политолога, директора группы оценки рисков Досыма Сатпаева, сегодня казахстанское Министерство образования оказалось в достаточно сложной и противоречивой ситуации.
«С одной стороны, согласно Конституции право любого человека верить в то, во что он хочет, но только если это не нарушает законы. С другой стороны, есть нормы нашей Конституции, которые гласят, что права одного человека не должны ущемлять права другого человека», – считает он.
По словам Досыма Сатпаева, если девушка пришла в школу или госучреждение в хиджабе, то это вполне можно расценить как ущемление прав другого человека, который не ходит в школу или на работу со своими религиозными атрибутами.
«Поэтому министр прав, говоря, что если они дадут разрешение на ношение хиджаба в школах, то тогда им следует дать разрешение представителям других религиозных направлений», – ответил политолог.
Он считает, что для того чтобы решить эту коллизию, в Казахстане должен быть создан судебный прецедент, чтобы, например, та же девушка-студентка, которая считает, что имеет право носить хиджаб в вузе или школе, подала бы в суд первой инстанции для отстаивания своих прав.
«И если она не будет согласна с решением суда, то может подать в суд более высшей инстанции. Словом, пройдя всю эту юридическую цепочку, проблема может быть рассмотрена на Конституционном совете, который и должен дать окончательный ответ на столь актуальный и волнующий сегодня многих вопрос. И тогда будет четко видно, каков общий государственный тренд в Казахстане», – считает Досым Сатпаев.
Его предложение поддерживает тот же директор национальной школы государственной политики Саясат Нурбек, который, судя по его позиции, является ярым защитником хиджаба.
«Нам действительно надо запустить формат более широкого экспертного обсуждения, более глубоко и всесторонне изучить вопрос и прагматично посмотреть все плюсы и минусы», – заявляет он на этот счет.
Но, согласитесь, что вопрос о том, носить или запретить хиджаб – это лишь внешняя часть проблемы, которая затронула именно молодое поколение казахстанцев. Многие помнят, как бурно обсуждался этот вопрос в такой европейской стране, как Франция.
Но понятно, что во Франции совсем иная ситуация. Да, это тоже светская и демократическая страна, но нельзя забывать, что коренные французы считают, что ислам – чуждая им культурная среда. Франция – это католическое государство. И усиление влияния исламской диаспоры, которая является к тому же самой крупной в Европе, представляет для них реальную угрозу потерять свое лицо.
По мнению экспертов, Казахстан сегодня оказался в более сложной ситуации, чем Франция, что проявляется в наличии многих противоречий.
«Казахи в плане религиозной ориентации считают себя мусульманами. 70 процентов населения причисляют себя к исламу. С другой стороны, казахи менее радикальны, чем другие народы Центральной Азии. Сказывается кочевой элемент. Вообще, у номадов мягкая форма ислама», – заявляет Досым Сатпаев.
А потому, по его мнению, сегодня казахстанские чиновники от министерства оказались в более сложной ситуации, чем во Франции.
«И, как я сказал выше, чтобы поставить точку в этом вопросе, нужно создать судебный прецедент, чтобы было вынесено четкое решение», – считает он.
Что касается нынешнего запрета на ношение хиджаба в казахстанских школах, то, по мнению экспертов, у определенной части населения республики это вызовет пассивный протест, но к активным действиям или митингам это не приведет.
Однако все же вызывает беспокойство, почему именно в Казахстане так быстро растет количество приверженцев этого атрибута одежды, почему так много у нас появилось молодых людей с бородками?
Ведь в том же Узбекистане, где ислам более силен, чем у нас, где еще в годы Союза были школы богословия, где готовили имамов для мечетей, даже там на официальном уровне запрещено ношение не только хиджабов, но и бороды молодыми людьми.
«Да, возникает вполне логичный вопрос, почему наши молодые люди ударились в религию. Либо это искреннее чувство, либо некое следование моде. Но однозначно, что это свидетельство того, что государство упустило идеологическую сферу и этим воспользовались те, кто намерен заполнить этот вакуум», – считает политолог Досым Сатпаев.
Его выводы в чем-то совпадают с выводами экспертов, кто анализировал события на западе страны, где компактно проживает коренное население и где имели место волнения на ряде нефтедобывающих компаний.
«Одной из причин недовольств был не только финансовый вопрос, который старались разрешить профсоюзы. Проблема намного глубже, и она имеет отношение к различным религиозным группировкам. О том, насколько опасно такое оружие на таких вот «горючих» производствах, учитывая недавнюю аварию в Мексиканском заливе, вряд ли стоит повторяться», – считают некоторые специалисты.
«Самые опасные игры – это игры на религиозных и национальных чувствах. И самые кровавые и трудноразрешимые конфликты в мире базируются именно на них. И заигрывание с такими очень деликатными сферами, как религиозные предпочтения, – преступление.
Поэтому любая попытка использовать религиозные и национальные чувства для своих политических целей должны жестко пресекаться в Казахстане, который является полиэтническим государством», – резюмировал Досым Сатпаев.
ИСТОЧНИК:
Газета «Литер»
http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3607&Itemid=2
Опубликовано 16 сентября