КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Сетка и секта

04.09.2010

Итак, сетка и секта… Достаточно лишь изменить порядок букв в этих двух словах, чтобы изменился смысл того, что может представлять интерес далеко не лингвистический. Но слово и его прочтение никогда не было случайно. Прочтите слово «Коран» справа налево, словно по-арабски, и получите – «нарок», древнерусское слово, означающее: «завет». В современном русском оно более употребляемо в корневом значении слова «ненароком»: «обидеть ненароком», «задеть ненароком» и т.п. в значении – «невольно поступить не по завету». Божьему, конечно же. И значение слов, их общественное звучание, всегда должно быть подчинено одному закону социума – как бы кого ненароком…


 


Но не это ли значение и звучание переродилось в наших условиях степных палестин, в не менее известное и устоявшееся – «как бы чего не вышло». И не прошло, причем, одновременно. Сквозь сетку. Которая ранее была приснопамятным «железным занавесом». Он защищал. И делал это довольно основательно и конкретно. Словом, отгораживал. Кстати, от Слова – тоже. Если оно исходило из Священных Писаний – иерархии текстов, завершал которые – Коран.


 


«Железный занавес» пал, заменой ему стала некая «сетка» – видеть остальной цивилизованный, и не очень мир, – теперь можно. Но исполняет ли при этом «сетка» свою главную функцию – преграды? Или это просто – ограда, ажурное обозначение территории, которая нами занята, и которую должна охранять данная Сетка. Секта – не пройдет, сектантам здесь не место! Как и наркотикам, оружию, инфекциям, насилию и многому еще, чего нам и на дух не надо! Духовность – это, пожалуйста, а вот чего другого – нет. Чуждая духовность – в их числе. А близкая, в нашей данной исламской теме – милости просим. Да вот только…кто ее определит?..


 


ДУМК? Думается, что не выскажем ничего крамольного, если приведем полное название этой организации… Республиканское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана». И с чего следует, что это такое же НПО, какое-нибудь «Общество изучения каменных баб», или «Комитет спасения розовых фламинго». И хотя т.н. «официальное духовенство», ведомое своим пастырем, позиционирующем себя как «Верховный муфтий», и является, по сути, частью «государевых людей», но сами они, ссылаясь на то, что Казахстан – светское государство, считают, что заняты только духовными исканиями в душах людей. Следовательно, считать ДУМК неким институционально оформленным органом, было бы, по меньшей мере, некорректно, ведь ислам отличается от остальных религий именно отсутствием института церкви. Между Всевышним и правоверным мусульманином не существует посредников: человек стоящий впереди во время намаза – находится там на время коллективной молитвы, и духовным лидером считаться не может. Тем более, что проповедовать – право любого муслима, если проповедь эта – от сердца, наполненного любовью к Всевышнему. Только вот такая, если можно так выразиться, демократичность исламской общины, многими истолковывается по-разному. Особенно во времена посткоммунистического всплеска религиозности. А ведь как просто было все в эпоху советского неоязычества. Члены добровольного общества «Знание», как и один из литературных персонажей, толково, хотя и монотонно, объясняли на своих лекциях, что атеистическое восприятие картины мира – единственно верное. И такая уверенность в своих словах складывалась, прежде всего, на основании господствующей в ту пору идеологии, за которой ясно просматривались такие понятия, как «партия и правительство». «Весь советский народ»…подразумевался. Кроме того, при духовном окормлении паствы, лекторы эти не забывали, кто именно оплачивает их скорбный труд: ставки от 5-ти до 10-ти, и более рублей за лекцию (в зависимости от ученой степени «добровольного лектора»), никогда не сбрасывался со счетов т.н. «академического приварка к семейному котлу». Далее следовал, столь распространенный в сегодняшнем шоу-бизнесе «чёс» – выступление на нескольких площадках сразу. И приварок превращался в конкретный «навар». В наших современных условиях – «профит».


 


А теперь – вглядимся: чем помимо профита заняты бывшие лекторы общества «Знание», сменившие партикулярное (да и партноменклатурное, в отдельных случаях) платье на халаты, а учебники по научному атеизму – на совсем иную литературу. Вопрос, как говорится, интересный, но не он является главным в заявленной теме: сетка, устанавливаемая государством, и секта – так легко пролезающая сквозь ячейки декларируемой защиты. Как это происходит, когда наше «официальное духовенство» денно и нощно бдит, выпуская фетвы, которые лишь констатируют появление все новых и новых «радикалов»? Диагносты зарождающейся новой духовности, определяют это состояние как болезни роста исламской уммы, по типу: организм молодой, растущий – справится… Не замечая основной, хоть и светской установки: «Врачу – исцелись сам»! Да вот как это сделать, в условиях светского государства и только зарождающегося гражданского общества, когда это самое общество, через те же самые НПО, такие же, как и ДУМК, вдруг начинают сомневаться о наличии истины последней инстанции…у простой неправительственной организации. И кто такое потерпит, как говорится – при всем уважении, но…Духовному управлению – терпеть придется, хотя бы для того, чтобы не отвечать на довольно неприятные вопросы. Да и нелицеприятные, к тому же. К примеру, простого и житейского ответа паства дождется: откуда дорогущие лимузины? Сами знаете у кого. Не станем углубляться в оценки доходов, а просто зададим следующий, сам собой напрашивающийся: и не стыдно? Впрочем, все это из разряда риторических,…как и то понимание, при котором морализаторская риторика просто излишня, и звучит она также просто: вы что думаете – люди не видят? Бог все видит, да не скажет. Поскольку – испытание это. Одним – богатством и гордыней, другим – бедностью и покорностью. Вот бы еще при этом…не пересекаться. Не получается…


 


И не получится…у бывших лекторов общества «Знание». Комфортно было им в советском прошлом, да и спокойно, прежде всего. Разъясняя, постоянный рост исламской уммы, ссылаться на высказывание Карла Маркса: «Фатализм – есть корень ислама». Следовательно, реакционные мусульманские священнослужители так одурманивают свою неграмотную в большинстве своем паству: если рожден ты в семье бедняка, то смирись – живи и умри в бедности, так на роду написано, воля Божья. А это значит, что рабочий класс этих стран, еще не пришел к осознанию своей исторической миссии…далее, по тексту лекции, утвержденной отделом агитации и пропаганды райкома КПСС. Словом, тишь да гладь…и Божья благодать, при всем том, что в эпоху независимости, ту же самую цитату из Маркса можно использовать в совсем другом контексте. Да вот получается неубедительно – некому текст проповеди утвердить. Раз и навсегда. Потому и несется с амвонов и кафедр такое, что ни в сказке сказать, ни гонораром оплатить, вне зависимости от бывшей ученой степени. Казахские застолья, конечно же, любой теологической дискуссии фору дадут. Ну, это по части выдвижения некоего батыра, – «из нашего рода – только у нас такие», – в разряд святых, получивших (тому есть свидетели, не верите?!), благословение непосредственно от Него (указание замасленным пальцем – откуда именно)…


 


И это все притом, что сегодняшнюю картину социального бытия на территории Казахстана, можно обозначить если не как кричащую нищету, то уж действительно – скромно молчащую бедность. Правда, справедливости ради, стоит добавить и ярких мазков признака городской элитарной фешенебельности, но она лишь добавит жутковатой пренебрежительности и никчемности в общую картину запустения и безнадеги. И вот на этом поле и предстоит…


 


Что? Работать с душами людей? Но как им объяснить, что в наших сегодняшних условиях катастрофического роста пропасти между богатыми и бедными, слово «богатый», не имеет в своем корне – Бога. «Бога ты…не боишься? Богатый…» – так скорее можно расшифровать посыл…вот только – чей? Вряд ли наше «официальное духовенство» готово отвечать на эти вопросы, потому и переправляет их светской власти, от которой отделено статьей Конституции. Но и оттуда ответом будет что-нибудь типа заявлений об усилении мер по борьбе с коррупцией. А о душе…


 


Так вот о ней-то зело пекутся совсем иные. Да, иные. Не подходящие под ячейки сетки – слишком малы и никчемны. Оттого и проходят без особого труда на территорию, декларативно подконтрольную Верховному муфтию, и тогда-то он, разглядев и поняв их безбожную суть, пытается прихлопнуть очередной фетвой. Ан нет, – лезут. Пролазят, негодные, и имя им – легион. Секты не видят ячейки сетки. Почему? Оставим пока вопрос открытым, напомнив в заключение, что разговор не идет о ячейках «Аль-Каиды», «Хизбут Тахрир» и далее…


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Диалог»


http://www.dialog.kz/?lan=ru&id=93&pub=2193


Опубликовано 24 августа 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также