Деньги от Аллаха

08.06.2010

Казахстанские банкиры заинтересовались исламскими деньгами. Будет ли спрос на продукты, выданные согласно правилам шариата, покажут банковские исследования рынка.


 


Главное отличие исламского финансирования – отказ от ссудного процента. Религия запрещает верующим выплачивать и получать проценты по кредитам. Поэтому мусульмане не имеют возможности осуществлять некоторые традиционные банковские сделки. Например, исламская модель финансирования, применяемая в ипотеке, сходна с обычной системой лизинга. Банк, действуя от имени клиента, сам покупает недвижимость. Затем клиент на определенный срок берет у банка эту недвижимость в аренду и выплачивает сумму. В нее входит выплата как определенной части основного долга, так и банковских процентов. Когда погашенная клиентом сумма основного долга достигает первоначальной стоимости недвижимости, банк передает эту недвижимость клиенту.


 


Верховный суд Пакистана запретил банковский процент – риба, ссуды во всех формах, и потребовал, чтобы страна полностью перешла на беспроцентную систему банковского дела с июня 2001 году. Впоследствии исламские ученые, экономисты и банкиры разработали различные методы, являющиеся альтернативой процентам.


 


Несмотря на то, что банк, предоставляющий исламские инструменты, не может прибегать к ссуде, он вправе получать доход от кредитной деятельности другим способом. Например, он может стать долевым участником проекта, который он финансирует, при этом полностью разделяя риски и премии предприятия. Банк может участвовать в торговле и извлекать прибыль за счет разницы между стоимостью приобретения товара и ценой его продажи. Но всякий торговый контракт должен основываться на принципах справедливости и исключать незаконное обогащение любой из сторон.


 


Неудивительно, что деньги по шариату пользуются популярностью не только на Ближнем Востоке, но и на Западе.


 


– Если раньше потребители такого вида услуг, а это прежде всего мусульмане, живущие в неисламских странах, сталкивались с определенными трудностями, когда им необходимо было воспользоваться финансовым сервисом, то сейчас ситуация изменилась, – рассказывает управляющий директор Банка ЦентрКредит Тимур Ишмуратов. – Исламский банкинг становится все более доступным и жителям немусульманских стран. Например, в Великобритании созданы банки HSBC Amanah и UK`s Islamic Bank of Britain. С подобными инициативами выступили такие банки, как BNP Paribas, Lloyds TSB, American Finance House, Bank of Whittier, Devon Bank. Мусульманское население этих стран приняло данные инициативы с энтузиазмом.


 


Казахстан также старается развивать и расширять сотрудничество с зарубежными государствами. Так, один из путей налаживания отношений – предоставление на своем рынке инновационных продуктов, в том числе и отдельных видов исламского банкинга.


 


– В республике проживает достаточное количество мусульман, в том числе и из стран исламского мира, – напоминает г-н Ишмуратов. – Согласно Конституции Казахстан является светским государством, и в силу этого законодательная база страны не предусматривает широких возможностей для свободного проникновения исламского банкинга на финансовый рынок Казахстана. Основным препятствием для этого процесса является отсутствие норм и правил, соответствующих законам шариата, таких, как запрет на получение процентов, ростовщичество и т.д. Кроме того, до настоящего времени с рядом исламских государств не подписаны либо не ратифицированы конвенции об избежании двойного налогообложения, что лишает исламские продукты привлекательных преимуществ в части льготного применения налоговых норм.


 


Поэтому у банкиров возникают закономерные вопросы, будет ли пользоваться спросом данная категория банковских продуктов среди компаний и населения Казахстана; наберется ли достаточно потенциальных клиентов, желающих пользоваться такими услугами. Но они не находят достаточно ясных ответов. Прежде чем принимать какие-либо решения, отмечают финансисты, необходимо провести анализ и детально изучить опыт западных стран, которые уже практикуют этот вид услуг на своих рынках, и, основываясь на результатах анализа, внести изменения прежде всего в правовую и налоговую базу нашего государства.


 


Однако банкиры сходятся во мнении, что исламское финансирование дополнит стандартную продуктовую линейку, предлагаемую банком корпоративным клиентам. Но получатели кредитов должны будут соответствовать требованиям шариата. Это вовсе не означает, что владельцы компаний обязаны исповедовать ислам, но их предприятия не должны заниматься производством и реализацией алкоголя, табака, наркотиков, оружия, порнографии, участвовать в игорном бизнесе.


 


Предприниматели-мусульмане только приветствуют появление исламских продуктов. Для них это возможность быть конкурентными и оставаться в ладу со своими религиозными взглядами.


 


– Бизнесменов, активно практикующих ислам, становится все больше, – отмечает председатель правления нефтяной компании «КОР» Марат Нурпеисов. – У меня много знакомых предпринимателей, для которых получение финансирования затруднено именно по религиозным соображениям. Ислам запрещает ростовщичество, а им нужны дополнительные средства, чтобы расширять свою деятельность. Некоторые вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо переступать через свои убеждения. Поэтому мы только приветствуем появление у нас так называемых «исламских окон» в традиционных коммерческих банках.


 


Основные продукты:


 


Вид кредита мудараба часто используется исламскими банками для удовлетворения требований в финансировании различных секторов экономики. Механизм проведения подобной операции у исламских банков практически одинаков. На основе мударабы банк покупает сырье, оборудование, землю, здания у третьих лиц за наличные деньги и перепродает их клиенту по более высокой цене, оговоренной с покупателем. Продажа товаров клиенту может осуществляться как за наличные, так и в кредит.


 


Мушарака – реализация проекта банком и предпринимателем. При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, но участвует в полученной прибыли. В системе мушарака капитал должен предоставляться обеими сторонами. Банки используют две разновидности: постоянная мушарака и убывающая. В первом случае операции на основе постоянной мушараки не ограничены временными пределами, и банк будет получать ежегодную долю прибыли на пропорциональной основе. Второй вид заключается в постепенной передаче банком права собственности на основное средство или проект предпринимателю.


 


Иджара – лизинг и аренда в различных видах. Данные операции исламского банка с движимым и недвижимым имуществом объединены общим понятием «иджара» и проводятся в двух формах: операционного лизинга (иджара) и лизинга с последующим выкупом.


 


Как и в любом другом исламском контракте, лизингодатель не вправе в случае просрочки требовать от лизингополучателя дополнительного платежа сверх установленной суммы взноса, в традиционном лизинге пеня начисляется по формуле «столько-то процентов от суммы за каждый день» и представляет собой вариацию ссуды.


 


Мукарада – техника, позволяющая выпускать своеобразные «исламские облигации» для финансирования конкретных проектов. Держатели подобно владельцам неголосующих акций получают право на участие в доходах от проекта, неся ответственность за убытки.


 


Согласно трактовке Корана запрещается биржевая игра – «гарар».


 


Держание акций на достаточно короткий срок можно отнести к спекуляции. Спекуляция также строго запрещена. Торговля любым имуществом не противоречит исламу до тех пор, пока соблюдается принцип «адл». Необходимое условие – легитимность товара. Продаже подлежат только товары «залал» (легитимные), в то время как товары «харам» (нелигитимные) запрещены к продаже. К таким товарам относятся сигареты, алкогольные напитки и др. Кроме того, товары должны находиться в собственности продавца, чтобы соглашение об обмене было гарантированно.


 


•Авиакомпания «Эмирейтс» из ОАЭ активно внедряет методы исламского финансирования. Около 40% сделок на покупку новых самолетов заключаются по каналам исламского финансирования, что на 30% выше количества сделок, заключенных по тем же каналам на покупку 56 самолетов, составляющих флот авиакомпании «Эмирейтс». К 2012 году авиапарк компании будет состоять из 125 самолетов. В настоящее время компания является самой крупной в мире, осуществляющей закупку новых самолетов по каналам исламского финансирования.


 


•Первый исламский сберегательный банк был основан в 1963 году в Египте, но просуществовал он недолго. В 1974 году Организация исламских государств приняла решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank. В 1977 году два банка группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в Бахрейне исламский банк. Материальные предпосылки для возникновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973 года, когда на Ближний Восток в результате резкого повышения цен на нефть хлынул поток нефтедолларов.


 


•Автомобиль Джеймса Бонда будет выпускаться на деньги, привлеченные с помощью займов и облигаций по законам шариата. Ford договорился о продаже Aston Martin за 479 млн. фунтов стерлингов ($938 млн.) консорциуму инвесторов. Его организовал британский автопредприниматель Дэйв Ричардс, вместе с ним в сделке участвовали коллекционер автомобилей Джон Синдерс и два кувейтских инвестфонда — Investment Dar и Adeem Investment. Покупка частично будет осуществлена на заемные средства. Задача по привлечению 225 млн. фунтов ($441 млн.) возложена на немецкий банк WestLB, при этом финансирование должно быть осуществлено по исламским законам, исключающим получение или уплату процентов. Средства будут привлечены в полном соответствии с законами шариата, по которым работают участвующие в сделке кувейтские фонды. Это стало крупнейшей в Великобритании сделкой по выкупу компании на заемные средства с привлечением исламского финансирования.


 


•Непрекращающийся рост исламских активов наблюдается на протяжении 20 лет. Общий объем активов IFSI (Islamic Finance and Services Industry) ежегодно увеличивается на 22,94%. Если в 2003 году он достиг уровня $175 млрд., то на конец 2006 года объем IFSI составил $250 млрд., а прогноз роста к 2013 году общих активов IFSI колеблется на отметке до $1,082 трлн.


 


•Пророк Мухаммад – основатель религии ислам, согласно одному из хадисов, считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена.


 


•Существует и отрицательный пример применения исламских ценных бумаг. Так, в Пакистане в правительстве президента Зия-уль-Хака несколько лет назад компаниям Modarba и лизинговым компаниям были предоставлены льготы в виде лицензии для привлечения средств населения, не желающего вкладывать свои сбережения по схемам аккумулирования с фиксированными доходами. Сегодня из 51 компании Modarba и лизинговых компаний, представленных на фондовой бирже, акции 49 компаний продаются по цене ниже номинальной стоимости, а из лизинговых компаний – акции 26 из них. Большинство из этих компаний не выплачивают дивидендов, а некоторые с момента своего основания вообще никогда не объявляли выплату дивидендов. Между тем их руководители и директора имеют огромные заработки и другие дополнительные доходы.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Бизнес и власть»


http://and.kz/20/dengi_ot_allaha


Опубликовано 4 июня 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также