КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
  • Главная
  • >
  • О религиозном расколе и религиозных экспериментах

О религиозном расколе и религиозных экспериментах

01.06.2010

Представляя публике своего нового гостя, Мурата Телибекова, руководитель дискуссионного клуба «АйтПарк» Нурлан Еримбетов сразу сказал:  не знаю, как назвать его должность, так как ее постоянно оспаривают в судах. Но чаще всего в публичной сфере господин Телибеков выступает как лидер общественной организации Союз мусульман Казахстана, в этой своей ипостаси он и выступал в «АйтПарке».


 


То, что у Телибекова немного друзей во власти и в официальных исламских кругах (то есть, среди суннитского духовенства Казахстана), было понятно и раньше даже по небольшим отрывкам его выступлений. Послушав его в «АйтПарке» в этом можно было убедиться на все сто».


 


Общественный деятель начал с заявления, что в Казахстане, как и во всем мире, действительно идет рост интереса населения к религии, или, как это сформулировал сам господин Телибеков, «нарастает религиозный фактор».


 


– Религиозный инстинкт есть в каждом человеке, и в последнее время он очень активно просыпается в людях, не только в исламском мире, – считает лидер Союза мусульман Казахстана.


 


Однако это «просыпание» часто идет как-то «не так», заметил председатель клуба «АйтПарк». Например, есть примеры консолидации мусульман по этническому принципу – якобы, даже мечети в некоторых населенных пунктах так функционируют. Как же так? – спросил гостя господин Еримбетов.


 


Ничего плохого нет в том, что в больших селениях местные мусульмане делятся по национальному признаку и даже имеют разные мечети, ответил тот. Это неизбежно, и «нет смысла искусственно нивелировать национальное поле и пытаться уложить всех в универсальное ложе». Похожи и его взгляды на другую «линию раскола» правоверных – по различным внутриисламским течениям.


 


Сам о себе господин Телибеков говорит как о мусульманине, без конкретизации – шиит или суннит. При той универсальности, которой обладает ислам, эта конкретизация не нужна, –  заявил он. К возникновению различных новых течений он тоже относится спокойно, как и к делению мусульман по этническому принципу (отсюда, вероятно, и сложное отношение к господину Телибекову «официального» духовенства). Хотя в некоторых из этих течений видит «государственный эксперимент» (а здесь – истоки непростых отношений с властями). 


 


Например, по поводу нашумевшего несколько лет назад Движения имама Иcматуллы лидер Союза мусульман Казахстана заявил:  «в определенной мере оно было государственным экспериментом, одной из попыток сформировать модель своего, казахстанского, ислама». Выражалось это, в частности, в том, что для них были созданы очень благоприятные условия, они получили свободный доступ на телеканал «Казахстан-1», а высокопоставленный чиновник открыто объявил, что является сторонником этого движения.


 


– Я считаю, что это был эксперимент, но как только он начал выходить за определенные, очерченные, границы, а его масштабы стали приобретать угрожающие размеры, власть почувствовала угрозу и решила остановить эксперимент. Сейчас у меня возникают параллели с движением коранитов:  я считаю, что это тоже попытка государственного эксперимента с целью заполнить пустоты идеологического пространства, – считает господин Телибеков.


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Позиция»


http://www.posit.su/?lan=ru&id=102&pub=24309


Опубликовано 6 мая 2010 г.


 


Добавить комментарий

Смотрите также