• Главная
  • >
  • Кто тянет казахстанскую молодежь к религиозному фундаментализму?

Кто тянет казахстанскую молодежь к религиозному фундаментализму?

26.05.2010

Все мы, казахстанцы, высоко ценим мир и спокойствие, царящие в нашей стране. Однако без всякого преувеличения можно сказать, что мир этот зиждется на хрупкой основе и есть реальные силы, угрожающие стабильному ходу развития событий в регионе.


 


В числе факторов дестабилизации в современном обществе все более значимую роль начинает играть религиозная составляющая, неотъемлемым элементом геополитики стал политический ислам. Однако роль последнего в оценке недавних событий в центрально-азиатском регионе раскрыта аналитиками не в полной мере.


 


Об этом свидетельствует заявление директора Государственной комиссии по делам религий Киргизской Республики Каныбек Осмоналиева. Характеризуя ситуацию в Киргизии, он отмечает, что в настоящее время  в стране наблюдается значительный рост последователей исламских религиозно-экстремистских течений. «По оценкам экспертов, в настоящее время много кыргызстанцев обучается в Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Египте, Пакистане, Малайзии и других странах. В общем, за последнее десятилетие в зарубежных исламских учебных заведениях прошли обучение более тысячи наших граждан. Большинство из них по возвращении на родину становятся образованными проводниками фанатизма, экстремизма и радикализма, активно вытесняя лояльное, законопослушное духовенство», – заявил К.Осмоналиев.


 


На сегодняшний день исламский фактор стал доминирующим фактором продолжения войны на Северном Кавказе, где боевики террористического движения «Имарат Кавказ» под руководством одиозного лидера Доку Умарова выступают основной дестабилизирующей силой не только во всем северокавказском регионе, но и, как свидетельствуют трагические события в Москве, далеко за его пределами. Именно активная проповедническая деятельность правой руки Доку Умарова и одного из наиболее влиятельных идеологов политического радикализма в странах СНГ Саида Бурятского, стала результатом взрывов в московском метро в марте этого года. По сообщениям ряда СМИ со ссылкой на официальных источников в силовых органах РФ, террористки-смертницы, осуществившие взрывы на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» были подготовлены Саидом Бурятским. А ведь известно, что проповеди последнего служат эталоном праведного образа жизни мусульманина для многих молодых людей в странах содружества.


 


Между тем, все симптомы обострения религиозной ситуации, аналогичные тем, что происходят в соседних странах, можно наблюдать и в Казахстане. И прежде всего это – стремительный рост численности последователей радикальных исламских течений и усиление их влияния в молодежной среде. Следует также добавить увеличение попыток совершения терактов и прочих преступлений на религиозной почве.


 


Но казахстанские власти не видят или не хотят видеть религиозного фактора дестабилизации, тем самым создавая условия промоутерам радикальных религиозных групп для проведения маневров и комбинаций, ускоряя тем самым реализацию их конечных целей. А ведь кризисы политического характера создают благоприятную почву для усиления радикальных группировок, охваченные спешкой власти, концентрируют все внимание на быстроменяющихся обстоятельствах, деструктивные силы располагают массой возможностей для использования ситуации в своих целях.


 


Вот характерный пример просчета властей в подобной ситуации. Реагируя на недавний переворот в Киргизстане, власти были охвачены паническим страхом возможности цепной реакции и начала массовых волнений в Казахстане. Серьезным поводом этому послужил митинг, запланированный рядом молодежных организаций на 11 апреля в Алматы. После того, как властям удалось договориться с организаторами акции и урегулировать ситуацию, государство в спешном порядке занялось, молодежной сферой.


 


Так, 27-28 апреля в Астане состоялся Общенациональный форум «Молодежь за единство народа Казахстана», официальными организаторами которого выступили Ассамблея народа Казахстана совместно с Объединением юридических лиц «Конгресс молодежи Казахстана» при поддержке Министерства образования и науки РК. Желание понравиться молодежи в свете событий в соседней стране, государство скрывать не собиралось, в работе форума приняли участие заместитель руководителя Аппарата Президента РК, депутаты Мажилиса Парламента РК, представители Ассамблеи Народа Казахстана, политических партий, государственных органов, молодежных движений.


 


Однако эти шаги государства по разрядке ситуации в среде молодежи выглядели скорее паническими, нежели продуманными и тщательно спланированными, и более напоминали лихорадочные действия во время хаоса. Прежде всего, в глаза бросалась слабая подготовка мероприятия. Помпезность и торжественность форума не смогли сгладить явные проколы в организации: слишком расплывчатый формат мероприятия, отсутствие ясной цели и как следствие отсутствие конкретного результата, и, что хуже всего откровенный дух формализма! Статус большинства из 270 приглашенных участников, в число которых, по словам организаторов, вошли влиятельные активисты молодежных движений, не соответствовал действительности – их влияние и авторитет носили лишь номинальный характер. Контингент приглашенных свидетельствовал о некомпетентности организаторов, логику тех, кто производил отбор, было не понять. Как бы это абсурдно ни звучало, но среди них были и охранники ресторанов!


 


Однако технические ошибки в организации форума меркнут на фоне стратегических просчетов.


 


Как было сказано, одним из организаторов общенационального форума выступил «Конгресс молодежи Казахстана», лидер этой организации, Сыдыков Нурлан Ерболатович, родился 26 ноября 1983 года в пригороде Алматы.  После окончания школы в 2000 году поступил в Алматинский колледж международной ассоциации благотворительной помощи «Тайба», где в основном и сформировалось его религиозное мировоззрение.


 


«Тайба» – достаточно известная исламская международная организация, особенно среди специалистов по религиозному экстремизму и терроризму. Российский исламовед Э.Шарафутдинова в своей статье «Мусульманская молодежь Чечни и неправительственные религиозно-политические организации», говоря о религиозных аспектах вооруженного конфликта в Чечне, отмечает: «Действительно, представительства находящихся под сильным саудовским влиянием организаций, таких как Всемирная исламская лига (ЛИМ), Всемирная ассамблея исламской молодежи, Международная исламская организация спасения (МИОС – «Аль-Игаса»), Всемирный высший совет по делам мечетей (ВВСДМ), Международная ассоциация благотворительной помощи «Тайба» и др., осуществляли на территории РФ, по существу, подрывную деятельность, оказывая финансовую помощь исламским и исламистским организациям Северного Кавказа, включая Чечню». 


 


В 2005 году деятельность Алматинского колледжа «Тайба» была прекращена в соответствии с решением Специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы от 17.03.2005 года. В ходе следствия было установлено, что выпускники колледжа участвовали в проведении терактов в Ташкенте в 2004 году, что лишний раз красноречиво свидетельствует о религиозной ориентации питомников этого учебного заведения.


 


Но вернемся к Н.Сыдыкову. По окончанию колледжа «Тайба» до его закрытия в 2003 году, он по рекомендации младшего брата нынешнего директора телеканала «Асыл арна» Мухамеджана Тазабекова – Айдына Тазабекова поступил на факультет журналистики Казахского национального университета им.Аль-Фараби по специальности «Связь с общественностью». В стенах этого ВУЗа раскрылись незаурядные способности религиозного проповедника, благодаря чему он сумел сплотить вокруг себя многих студентов младших и старших курсов. Хотя Н.Сыдыков и не владел в совершенстве арабским языком, он свободно использовал религиозные арабские термины в негласных проповедях среди сокурсников, постоянно посещал известную мечеть Египетского университета «Нур-Мубарак» г.Алматы.


 


В ноябре 2004 года при финансовой поддержке друзей арабов Нурлан вместе со своим однокурсником и другом по колледжу «Тайба» – гражданином Туркменистана Гильдимуратом Вилиевым совершил хадж в г.Мекка Королевства Саудовская Аравия. Во время поездки он встречался с представителями вышеуказанной Всемирной ассамблеи исламской молодежи – World association of Muslim youth (WAMY), что в значительной степени пролило свет на причины безвозмездной арабской помощи. Тем более что, в тот период Н.Сыдыкова нельзя было назвать обеспеченным студентом. Во всяком случае, об этом говорит тот факт, что в 2007 году он взял банковский заем на сумму 277 776 тенге и не смог обеспечить выплаты по возврату долга.


 


После поездки в Саудовскую Аравию мировоззрение Нурлана Сыдыкова претерпело значительные изменения, он начал скрывать свою религиозность, к удивлению сокурсников вообще не упоминал о своей поездке в Саудовское Королевство и встрече с представителями WAMY. Предположительно Н.Сыдыков получил от них определенные установки относительно своей дальнейшей деятельности.


 


Зато через некоторое время Н.Сыдыков развернул активную деятельность по продвижению к вершинам политического олимпа страны, выбрав для этого сферу работы с молодежью, и уже в 2006 году стал руководителем молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», где проработал до 2007 года. Кроме того, в это же время параллельно являлся исполнительным директором Ассоциации молодежных организаций г.Алматы. А в декабре 2007 года был избран исполнительным директором Объединения юридических лиц «Конгресс Молодежи Казахстана». За все время пребывания на этой должности Н.Сыдыков продолжал тщательно скрывать свою религиозность, формируя в глазах общественности имидж абсолютно светского, интеллектуально развитого, перспективного молодого человека. Внешний вид, манера речи, официальные заявления были приведены в соответствие с выбранной ролью. И надо  сказать в этой стезе он много преуспел, подтверждение тому – членство Н.Сыдыкова в Совете по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан. Участие в Общенациональном форуме «Молодежь за единство народа Казахстана» в  составе организаторов – очередной успех в его политической карьере. И роль модератора диалоговой площадки №2 на тему «Воспитание молодежи в духе уважения к духовным, историческим и культурным ценностям», которая непосредственно касалась вопросов идеологии – не случайность.


 


Не случайно и то, что в качестве почетных гостей на форум были приглашены Бекболат Тлеуханов – известный своей религиозностью депутат и Руслан Жельдибай – ведущий программы «Молодежный парламент «Азамат». Высокая трибуна форума была предоставлена им для формирования позитивного имиджа в глазах актива молодежных движений. Однако, как отмечают сами участники форума, в неформальных беседах и кулуарах форума организаторам всё-таки не всегда удавалось скрыть свои истинные цели: сквозь мантию политика нет-нет, да прорывалось существо религиозного проповедника.


 


Пример Нурлана Сыдыкова показывает, насколько гибко исламский фундаментализм умеет адаптироваться в меняющихся условиях, когда религиозная осведомлённость населения с каждым днём растёт, а общественное мнение более адекватно реагирует на лозунги исламистов. В таких условиях фундаментализм искусно использует государственные структуры в своих далеко идущих целях.


 


Пора нам, наконец, понять, что ошибки в кадровых вопросах не прощаются, особенно в сфере молодёжной политики. А ведь именно эта сфера сейчас оказалась под прицелом исламистов. Если система по работе с молодежью не будет поставлена на верную основу, то не исключено, что в скором будущем она перейдет в руки сторонников радикальных религиозных групп, и религиозная доктрина будет вплетена в государственную идеологию.


 


ИСТОЧНИК:


Сайт «Гео»


www.geokz.tv


Опубликовано 25 мая 2010 г.


 


Добавить комментарий