• Главная
  • >
  • Одиночество к лицу только Богу

Одиночество к лицу только Богу

24.05.2010

В современном казахстанском обществе вместе с такими понятиями, как религиозные институты и социальные функции религии, есть ключевая доминанта – религиозная ситуация.


 


Это понятие в последнее время получило достаточно широкое распространение в СМИ, официальных документах и научных публикациях. Каждый автор вкладывает в него разное содержание. Однако при всем различии в подходах, толковании и употреблении выражения “религиозная ситуация” можно выделить некоторые общие моменты.


 


Во-первых, каждый раз речь идет не об отдельных религиозных явлениях, а об их комплексе. Во-вторых, в нем всегда присутствует оценочный момент. В-третьих, за ним всегда ощущается нечто тревожащее: ведь когда в этой сфере общественной жизни все спокойно, о религиозной ситуации обычно не вспоминают. Понятие “религиозная ситуация” представляет собой обобщающую характеристику всего комплекса религиозных проявлений в обществе, в определенный момент времени, в их взаимосвязи между собой и с социальной целостностью.


 


В свою очередь, обобщающая характеристика – это не простое бессистемное перечисление религиозных проявлений, а то, что нужно увидеть и оценить в комплексе, во взаимодействии. То есть нужно подняться над частностями и увидеть главное, что определяет тенденции развития и изменения ситуации, ее характерные черты. Второй момент – это привязка к конкретному объекту, месту и времени. И последнее – это момент живых взаимосвязей как между самими религиозными проявлениями, так и с социумом. При этом религиозная ситуация – часть общей социально-политической и духовно-идеологической ситуации в обществе или регионе.


 


Структура религиозной ситуации имеет две основные составляющие: состояние религиозности в обществе и факторы изменения и стабильности этой ситуации. Состояние религиозности проявляется на двух уровнях общества: институциональном и на уровне массового сознания.


 


На каждом из этих уровней состояние религиозности может быть представлено в виде набора конкретных социологических показателей, доступных количественному измерению, шкалированию и качественной оценке. Сопоставление групп признаков и отдельных показателей на институциональном уровне и на уровне массового сознания позволяет отметить две особенности. Первая в том, что часть признаков доступна количественному измерению и, соответственно, шкалированию. Вторая особенность в том, что совершенно очевидны параллели между рядом признаков на обоих уровнях, поскольку фиксируемые ими явления выступают и на уровне массового сознания, и на институциональном уровне.


 


Факторы религиозной ситуации можно разделить на внутренние и внешние, они исходят от общества и различных его субъектов, государства, СМИ, а также из-за пределов исследуемого объекта, в том числе из-за рубежа. Ведущими внешними факторами являются правовое решение религиозного вопроса, политика государства, состояние государственно-конфессиональных отношений, общественного мнения о религии и деятельности религиозных объединений, межэтнических отношений, позиция СМИ. Более опосредованное, хотя и существенное, влияние на религиозную ситуацию оказывают общая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в стране, деятельность политических партий и общественных движений. Современная религиозная ситуация в Казахстане выстраивается на принципах толерантности. Для всех граждан – это свобода мировоззренческого выбора, для верующих – свобода религиозного самоопределения и самовыражения, для религиозных объединений – свобода религиозной деятельности и распространения своего вероисповедания. На обоих уровнях – институциональном и массового сознания – произошла своеобразная стабилизация религиозной ситуации: сформировалась инфраструктура большинства религий, конфессий, религиозных направлений, рост числа зарегистрированных религиозных объединений замедлился. По данным различных социологических исследований, уровень религиозности населения стабилизировался, нормализовались государственно-конфессиональные отношения. Современная религиозная ситуация характеризуется многообразием и сложностью исторически сложившегося в нашей стране конфессионального пространства. Это объективная данность, результат свободного вероисповедного выбора людей. Таким образом, для объективной оценки религиозной ситуации в нашем обществе необходима организация комплексных социсследований, предпочтительно в режиме мониторинга, которые проводились бы различными исследовательскими центрами и группами по сопоставимым методикам.


 


ИСТОЧНИК:


Газета «Экспресс-К»


http://express-k.kz/show_article.php?art_id=39762


Опубликовано 20 мая 2010 г.


Добавить комментарий