Казахстан показывает всему миру уникальный пример межрелигиозной и межнациональной толерантности. Сближение различных культур и этносов нашей страны достойно подражания. Эту мысль не раз высказывали руководители религиозных общин, государственных органов и общественных объединений Турции, оказавшие радушный прием казахстанской делегации. Визит отечественных священнослужителей в сопровождении чиновников и журналистов на берега Босфора организовал международный общественный фонд «Платформа «Диалог – Евразия».
Диалог на земле Ататюрка
Эксперты из братской страны отнюдь не в знак уважения и гостеприимства хвалили казахстанский опыт межконфессионального согласия. Многие из них участвовали в съездах лидеров мировых и традиционных религий в Астане, поэтому знают о ситуации в Казахстане не понаслышке. По словам координатора «Платформы «Диалог – Евразия» в РК Салиха Акчая, вопрос религиозной терпимости на межгосударственном уровне получил большой импульс благодаря инициативам Главы нашего государства.
В октябре нынешнего года в Анкаре за вклад в дело мира и продвижение толерантности на евразийском континенте от имени интеллигенции стран – участниц ПДЕ Президенту Казахстана вручен «Орден Евразии» .
Высокую оценку мудрой политике Нурсултана Назарбаева дали в ходе заседаний «круглых столов» и встреч с казахстанскими коллегами главный муфтий Стамбула Мустафа Чагрыджы, патриарх Константинопольский Варфоломей, верховный раввин Турции Исхак Халева, представитель патриарха сирийской католической церкви Юсуф Саг. По их общему мнению, религии призваны объединять людей, а человечество должно жить в мире и согласии, как завещано в священных книгах – Коране, Библии и Торе. И чтобы успешно противостоять современным вызовам, остановить войны и конфликты, возникающие в различных точках мира, необходимо взять как образец межрелигиозного согласия именно казахстанскую модель.
Эта модель, как отметил в свою очередь заместитель председателя Комитета по делам религий Министерства юстиции РК Аманбек Мухашов, строится на невмешательстве государства в дела религиозных организаций, на уважении к духовным убеждениям граждан, а также на равенстве всех конфессий перед законом. В результате за последние 18 лет число религиозных объединений в нашей республике выросло в семь раз – с 670 до 4 365. Если в советское время в Казахстане было 68 мечетей, то сейчас их больше 2 300. Около десяти из них построены при содействии Духовного управления мусульман Турции.
По словам директора Международного центра культур и религий при Минюсте РК Айдара Абуова, весомым вкладом Казахстана в глобальный диалог цивилизаций стали проводимые в Астане съезды духовных лидеров. Это новый взгляд в третьем тысячелетии, доказывающий, что мир может гармонично развиваться, и в создании такого миропорядка могут принимать участие не только главы конфессий, но и ведущие политики.
Данную точку зрения поддержали и другие члены казахстанской делегации – наиб-муфтий Духовного управления мусульман, главный имам Астаны Калижан Занкоев, представитель Митрополичьего округа Русской православной церкви в РК Александр Угольков, генеральный викарий Римской католической архиепархии Святой Марии в Астане Роланд Жакенуд, заместитель главного раввина республики Бецалель Лифшиц. По их словам, сегодня мир переживает не только финансовый кризис, но и кризис духовности. Задача же духовных лидеров в этой связи – вернуть людям высший смысл жизни, дать им вновь обрести прочное духовное и нравственное основание для дружбы, любви и добрых дел. В этом плане значение межрелигиозного диалога только возрастает.
Не меньшую роль играют и менталитет народа, его традиции и обычаи. Лишь благодаря поддержке местного населения насильно переселенные в прошлом веке в Казахстан выжили в трудных условиях. Напомнив об этом, глава казахстанских католиков Роланд Жакенуд подчеркнул: «Казахи давно привыкли уважать разные культуры, жить в мире с соседями. Опираясь на этот исторический опыт, и религиозные деятели должны учиться взаимному уважению».
Примечателен пример семьи Мустафы Чокая, о котором рассказал профессор Стамбульского университета искусств Абдулвахап Кара. Оказывается, еще до вступления в брак М. Чокай и его будущая супруга Мария Горина договорились уважать религиозные убеждения друг друга. Прожив долгие годы в любви и согласии, православная христианка Мария похоронила своего мужа в Берлине по мусульманским обычаям.
Стамбульская мозаика культур
Опыт Турции, где в течение многих столетий мирно соседствуют мусульмане, православные, иудеи и католики, также доказывает, что между представителями различных конфессий действительно возможны конструктивный диалог и сотрудничество. Если обратиться к истории Османской империи, то еще в 1453 году завоеватель Константинополя Фатих Султан Мехмед своим указом утвердил свободу вероисповедания. Продемонстрировав редкую на тот момент религиозную толерантность, он созвал в свой дворец итальянских гуманистов и греческих ученых и был единственным, кто встал на защиту ортодоксального православия. А патриарх Геннадий II занимал при султане положение, равное по уровню визирю.
И сегодня в стране, где 95% населения исповедуют ислам, в великолепном состоянии содержатся многочисленные церкви и соборы византийской поры. А Стамбул – единственный в мире город, более двух тысячелетий бывший столицей двух мировых империй, по праву считается исторической сокровищницей человечества.
Нам удалось посетить крупнейшие культовые сооружения, сохранившие атмосферу средневековья, – мечети султана Ахмеда, Сулеймание, Айя-Софию, храм Христа Спасителя, синагогу Неве Шалом. Надолго запомнятся экскурсия в султанский дворец Топ Капы, прогулка на теплоходе по Босфорскому проливу, разделяющему 15-миллионный мегаполис на европейскую и азиатскую части.
Узенькие улочки, сплошь покрытые брусчаткой, тысячелетние памятники архитектуры. Чуть дальше – современные торговые центры, рестораны, скоростной трамвай и тоннель: соседствующие районы Стамбула вызывают ощущение путешествия во времени.
Интересный факт раскрыл настоятель Армянской православной церкви в Турции Завен Бычакчы. Как-то, идя по улице, он понял, что не успевает к литургии. Заметив рядом мечеть, отец Завен быстро зашел туда и совершил молитву вместе с мусульманами. Никто из прихожан не обратил внимания, что рядом с ними стоит человек другой веры.
Эта история, наверное, лучше всего доказывает, что не важно, где совершать богослужение. Главное – чтобы под видом «поиска Бога» не замышлялись преступления, чтобы политические, экономические и социальные конфликты не принимали форму религиозного противостояния.
По стопам праотца Ибрагима
После знакомства с шумным и колоритным Стамбулом мы отправились в не менее увлекательное и познавательное путешествие на юго-восток Турции – в города Мардин и Урфу, расположенные вблизи границы с Ираком и Сирией. Именно в этой местности, на территории Месопотамии родился пророк Ибрагим (Авраам), прародитель трех авраамических ветвей – ислама, христианства и иудаизма.
Согласно легенде, Ибрагим боролся против жестокого правителя – идолопоклонника Немруда. Однажды во дворце короля он разломал всех идолов на куски, за что Немруд велел сбросить непокорного с высокого холма на пылающий костер. Но по велению Всевышнего огонь превратился в воду, а дрова – в рыб, Ибрагим остался жив и невредим.
Пещера, где родился самый ранний пророк единобожия, стала местом паломничества верующих, приезжающих сюда не только из других регионов Турции, но и стран Европы и Азии. Сохранились крепостные укрепления королевства Немруда и озеро, образовавшееся на месте, где Ибрагим был брошен в костер. Оно так и называется «Балыклы голь – рыбное озеро» .
Сегодня Урфа, история которой насчитывает пять тысяч лет, – один из главных центров религиозного туризма Турции. Город занимает четвертое место в мире по числу паломников после Ватикана, Мекки и Медины. Недавно здесь при раскопках найдены останки амазонок – древних женщин-воительниц. А расположенное рядом городище Харран известно глиняными домами конической формы, построенными более трех тысяч лет назад. По преданию, именно в таком доме жил пророк Ибрагим со своей женой Сарой…
Прикоснувшись к древним святыням и прочувствовав до глубины души всю значимость этих мест, наша делегация возвратилась домой. Диалог казахстанских и турецких религиозных общин решено продолжить в начавшемся году.
ИСТОЧНИК:
Газета «Казахстанская правда»
Опубликовано 11 января